МУЖ СКОРБИ И ЦАРЬ СЛАВЫ Джонти Родс
Богословие - Статьи


Крик отчаяния?

“Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?” Вы слышите слова Иисуса? Можете ли вы видеть, что происходит в самом сердце Троицы? Впервые в истории связь между Отцом и Сыном разрывается. Троица разрушена, чтобы мы с тобой могли спастись. Это может быть комментарием восторженного евангелиста в Страстную пятницу. Или, возможно, так скажет советчик, пытающийся дать надежду среди обломков разрушенного брака: даже вечная любовь между Отцом и Сыном на какое-то время была разрушена на кресте. Там есть надежда на ваше примирение.

Вы, вероятно, можете умножить - или, по крайней мере, представить - множество подобных случаев. “Крик отчаяния", как его стали называть (цитата Иисуса из Пс.22), в равной мере был источником удивления и размышлений. В конечном счете, какими бы благонамеренными ни были приведенные выше примеры, и действительно, как бы ни был милостив Господь, используя наши слабые усилия для своих целей, пастырская забота и евангельское рвение не укрепляются плохой теологией. Так что же мы можем и не можем сказать об этом крике?

Неразделенная Троица

Прежде всего, мы никогда не должны говорить, что Троица была разорвана на части. Мы могли бы перечислить много причин, по которым “нарушение Троицы” выводит нас за рамки библейского православия, но давайте сосредоточимся только на трех. Во-первых, сделать это означало бы подорвать библейское учение о единстве Божества. Нет трех “богов”, все тесно связанных и глубоко влюбленных друг в друга, которые все действуют как один. Есть один Бог (Втор.6.4), и этот Единый Бог не состоит из трех “частей” - Отца, Сына и Святого Духа, - как будто вам нужно сложить все три вместе, чтобы получить целое. Нет, Отец, Сын и Дух состоят из одной субстанции, все они полностью обладают одной и той же Божественной Сущностью. Нет возможности разделения, потому что эта единая субстанция неделима. Есть один Бог.

Тогда мы должны помнить, что Бог не меняется (Иак.1.17, Мал.3.5 ). Подразумевать, что однажды в пятницу днем в I веке Троица на несколько часов стала “двойственностью плюс один”, означает, среди прочего, сделать Бога существом, подверженным изменениям и ограничениям времени. Но Бог не существует как связанный временем и пространством. Бог сам по себе не переходит с понедельника во вторник и среду, как мы, люди. Наконец, мы могли бы вспомнить, что Бог не может страдать. Он бесстрастен. Хотя доказать эту доктрину с помощью пары библейских стихов непросто, она вытекает из учения Священного Писания о неизменной природе Бога и его самодостаточности. Как выразился Кальвин, “воистину, у Бога нет крови, Он не страдает, его нельзя коснуться руками” (НХВ 2.14.2). Ничто не может причинить Ему вреда, ничто не может уменьшить Его радость, ничто не может разлучить Его Лица. Слава Богу!

Богочеловек

Что бы ни означало “оставленный”, это не может быть предполагаемым разрывом в Троице. Куда мы могли бы вместо этого повернуть? Давайте начнем с воплощения. Бог-Сын принял в Себя настоящую человеческую природу. Не просто тело или “костюм из кожи”, как однажды сказал один проповедник. Он полностью принял человеческую природу. Следовательно, Иисус обладает настоящим человеческим умом, настоящим человеческим сердцем, настоящей человеческой душой. Какие бы страдания он ни испытывал, они заложены в этой истинной человеческой природе. В Евр.2 как раз об этом говорится: Поскольку, следовательно, дети разделяют плоть и кровь, Он Сам также принимал участие в тех же вещах, чтобы через смерть Он мог уничтожить того, кто обладает силой смерти, то есть дьявола (Евр.2.14).

Поскольку мы плоть и кровь, Иисусу пришлось “приобщиться” к той же плоти и крови, чтобы Он мог умереть за нас. В Его Божественной природе это было невозможно. Его страдания должны были быть человеческими, не только потому, что Бог не может страдать, но и для того, чтобы Он мог справедливо представлять нас. Как говорится в Евр.2: "Он должен был во всем походить на своих братьев, чтобы стать милосердным и верным первосвященником в служении Богу, чтобы искупить грехи народа. Ибо, поскольку Он Сам пострадал от искушения, Он способен помочь тем, кого искушают" (Евр.2.17-18).

Иисусу “нужно было” уподобиться нам, чтобы умилостивить Бога. Это было в его человеческой природе, что Он перенес страдания, необходимые для нашего спасения. Конечно, это страдание все еще является страданием Сына Божьего. Нет Иисуса Христа, человека, который не был бы Богом - Сыном. Но важно, чтобы мы понимали, что все его страдания, включая Его справедливую смерть под гнневом - это страдания в соответствии с Его человеческой природой. Опять же, нет никакого разрыва Троицы, но скорее Бог - Сын, страдающий во плоти.

Во тьме

Но все же мы мало что сказали позитивного о значении этого крика. Матфей задает контекст: Теперь с шестого часа по всей земле царила тьма до девятого часа. И около девятого часа Иисус воскликнул громким голосом, говоря: “Илий, Илий, лама савахфани?” то есть: “Боже мой, Боже мой, почему ты оставил Меня?” (Мтф.27.45-46). Иисус был распят в третьем часу, примерно в 9 часов утра (Мк.15.25). Но с шестого по девятый час землю окутывала тьма: с полудня до 3 часов дня. Тьма дает нам знать, что Бог пришел на суд. Как и предсказывал Амос, Я заставлю солнце садиться в полдень и затемню землю средь бела дня" (Ам.8.9).

Тьма-это признак того, что Божий суд надвигается. Подумайте о девятой казни Египта. Но тьма также скрывает. Есть ощущение, что именно то, что произошло в течение этих трех часов, всегда будет скрыто от нас. Мы не можем знать - слава Богу, - что именно пережил Христос. Заманчиво думать, что некоторые доктрины таинственны (например, Троица или то, как суверенитет Бога связан с ответственностью человека), а другие сравнительно просты или легки для понимания (например, крест). Но Бог окутывает кульминацию дела Христа мраком, и, хотя мы можем и должны многое подтвердить относительно того, что произошло, мы никогда не должны притворяться, что полностью поняли это. Можем ли мы, по крайней мере, отнести мерцающую свечу в темноту? Да, я так думаю. Что мы увидим? Что откроет нам этот крик?

Не отделение человечности Христа от Его Божественности. Воплощение никогда не меняется вспять. Хотя после смерти человеческое тело и душа Христа отделяются друг от друга, Его тело погребено, а душа в раю, оба остаются соединенными с Его Божественной Личностью. И мы не увидим, чтобы Он как Человек терял веру. Вот человек, который все еще знает своего Бога: “Боже мой, Боже мой” и знает Его псалмы. Крик-это первая строка Псалма, и, как хорошо известно, первая половина этого псалма описывает страдания Христа в замечательных пророческих деталях. Но начиная со стиха 22 тон меняется. Мы движемся от тьмы к свету, от смерти к воскресению: Ты спас меня от рогов диких быков! Я расскажу о твоем имени моим братьям; посреди собрания Я буду восхвалять Тебя (Пс.22.21-22).

Несомненно, Иисус не потерял веру, даже когда Он кричит во тьме. Он знает, что не будет полностью покинут, что за этим последуют воскресение и радость. Нет никакого разрыва Троицы, но скорее Бог-Сын, страдающий во плоти. Некоторые довольствуются тем, что оставляют дела здесь. Христос в тоске признает, что он не будет избавлен от смерти, все время веря, что воскресение придет. Но я думаю, что мы могли бы пройти на цыпочках немного дальше.

Пуританин Томас Гудвин является верным проводником и представителем реформатской традиции. Гудвин объясняет, что, поскольку попасть под проклятие означает (частично) быть отрезанным от всякого утешения от Бога, это то, что Христос, должно быть, испытал. Дело не в том, что Бог перестал поддерживать Иисуса, еще меньше любя его. Как он мог не восхищаться Сыном в кульминационный момент Его дела (Иоан.10.17)? Скорее “только в отношении радости и утешения в лице Божьем и от него” Христос был отрезан" (Godwin T. Works (2006) 5.279)/
Христос понес гнев Божий на грех в своей душе и теле. В течение этого времени Он находился в двойственных отношениях с Богом. Как Сын, он верой знал, что Бог радуется Ему - как, впрочем, и продолжал делать Бог. Но как посредник, стоящий на нашем месте, он знал Божий гнев за грех. Вот снова Гудвин: "Христос мог бы считать Себя Сыном, естественным Сыном и также возлюбленным. Он мог смотреть на Себя как Сына, а Сын, выполняя послушания Своему Отцу, даже в страдании, гневе, радует Его даже больше, чем сейчас... в качестве Поручителя за грешных, и так наказанного, и в этом отношении Он может воспринять Бога по настоящему полным гнева против Него" (Ibid. P.283).

Уверенность Христа в том, что Бог был “за Него”, ибо Он Сын и верный слуга, и что Бог был “против него” как Заместителя, Представителя и Поручителя, были выражены в одном возгласе: “Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?” Этот крик не говорит нам всего об искуплении или о том, что перенес Иисус, но он убеждает нас в том, что Он ушел во тьму, с которой мы никогда не столкнемся.