Новости
БОЛЬ И ЗЛО Роберт Спрол. |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Во времена Реформации реформаторы приняли определение зла, унаследованное ими от ранних Отцов Церкви, в терминах privatio, лишения и отрицания. Они изменили его одним критическим словом. Privatio стали описывать как privatio actuosa (фактическая, или реальная, приватизация). Смысл этого различия состоял в том, чтобы привлечь внимание к реальности зла. Если мы думаем о зле и боли просто в терминах отрицания и лишения и стремимся избежать их реальности, мы легко можем скатиться к абсурдной ошибке считать зло иллюзией. Чем бы ни было зло, оно не иллюзорно. Мы испытываем муки его воздействия не только в индивидуальном, но и в космическом смысле. Все творение стонет, говорит нам Писание, ожидая явления сынов Божиих. Суд Божий над человеческим родом был судом, который распространялся на все, над чем властвовали Адам и Ева, включая всю землю. Проклятие распространилось далеко за пределы дома Адама, во все щели Божьего творения. Реальность этого проклятия ложится тяжелым бременем и неудобным плащом на всю жизнь. Это действительно плащ боли. Много лет назад у меня был дорогой друг-христианин, который лежал в больнице и проходил строгую серию химиотерапевтических процедур. Химиотерапия в то время вызвала у него сильную тошноту. Когда я говорил с ним о его опыте, я спросил его, как его вера устояла посреди этого испытания. Он ответил: “Р. , трудно быть христианином, когда твоя голова в унитазе”. Этот графический ответ на мой вопрос произвел на меня неизгладимое впечатление. Вера трудна, когда наши физические тела корчатся от боли. И все же именно в этот момент, возможно, больше, чем в любой другой, христианин обращается за утешением к Слову Божьему. Именно по этой причине основополагающим для христианской веры является утверждение, что Бог властен над злом и над всякой болью. Не годится сбрасывать проблему боли со счетов в царстве сатаны. Сатана не может делать ничего, кроме как под верховной властью Бога. Он не может бросить ни одной огненной стрелы в нашу сторону без суверенной воли нашего небесного Отца. Нет такой части Священного Писания, которая более драматично передавала бы этот момент, чем вся Ветхозаветная книга Иова. Книга Иова рассказывает о человеке, которого проблема боли доводит до абсолютного предела выносливости. Бог позволяет Иову быть незащищенной мишенью для злобы сатаны. У Иова отнимают все, что ему дорого, включая семью, мирские блага и собственное физическое здоровье. И все же в конце дня, посреди своих страданий, когда его дом стоит на навозной куче, Иов кричит: “Господь дал, и Господь отнял; Да будет благословенно имя Господне” (1:21). Легко привести это высказывание Иова в бойкой и самодовольной манере. Но мы должны выйти за рамки бойкости и проникнуть в самое сердце этого человека посреди его страданий. Он не разыгрывал духовный спектакль и не пытался казаться благочестивым посреди своей боли. Напротив, он демонстрировал поразительный уровень непоколебимого доверия к своему Создателю. Высшим выражением этого доверия были его слова: “Хотя Он и убьет меня, но Я буду доверять Ему” (13:5). Иов предвосхищает христианскую жизнь, жизнь, прожитую не на Пятой авеню, где проходит Пасхальный парад, а на Виа Долороза, пути скорби, который заканчивается у подножия креста. Христианская жизнь - это жизнь, которая включает в себя таинство крещения, которое означает, среди прочего, что мы крещены в смерть, унижение и страдания Иисуса Христа. В Писании нас предупреждают, что если мы не будем готовы принять эти страдания, то не будем участвовать в возвышении Иисуса. Христианская вера крестит человека не только в боль, но и в воскресение Христово. Любая боль, которую мы испытываем в этом мире, может быть острой, но она всегда временна. В каждое мгновение, когда мы испытываем муку страдания, в наших сердцах бьется надежда на небеса — что зло и боль временны и находятся под судом Бога, того самого Бога, Который дал обещание Своему народу, что придет время, когда боли больше не будет. Страдания будут превзойдены присутствием Христа. |