Новости
ЧТО ТАКОЕ РЕФОРМАТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ? Роберт Спраул (1998) |
Богословие - Статьи |
Недавно в Филадельфии я присутствовал на собрании организации, известной под аббревиатурой «ACE» - «Alliance of Confessing Evangelicals» («Союз исповедующих евангелистов»). Созыв этого собрания обусловливался прежде всего появлением книги доктора Уэлса. Члены этого союза стремились призвать Церковь вернуться к своим исповедным основам и к осознанию того, что у христианства есть богословие. Целью курса лекций, который мы его начинаем сегодня, является краткий обзор и беглое ознакомление с сутью мысли, известной под названием реформатской (reformed theology), а также выделение ее отличий от других ветвей традиционного христианства. У нас нет ни времени, ни возможности разобраться во всех деталях реформатского богословия, - вместо этого я хотел бы подать вам что-то вроде компендиума, то есть изложения главных его идей. Сегодня я хочу прежде всего подчеркнуть, что реформатская мысль - это именно богословие. Я хорошо осознаю, что подобное замечание может показаться тавтологией. Однако я хочу четко отделить друг от друга понятия «религия» и «теология». Разницу между ними я испытал на собственном опыте. Я расскажу вам весьма интересную историю. Несколько лет назад меня пригласили к себе профессора и руководство одного Христианского колледжа на Среднем Западе США. В течение определенного времени должность ректора в этом колледже оставалась свободной, из-за чего колледж переживал период кризиса, и меня пригласили обсудить с профессорско-преподавательским составом вопрос - «что такое христианский колледж?"Я приехал в этот университетский городок. Меня встретил декан; он показал мне, где и что здесь находится. Когда мы проходили через здание для профессорско-преподавательского состава, я заметил на одной из дверей надпись, сделанную через трафарет: «Факультет религии». Я тогда ничего не сказал, а лишь отложил это в памяти. Позже, уже вечером, я выступал перед преподавателями этого колледжа на тему «Что такое христианский колледж?"В самом начале своего выступления я сказал: - Сегодня днем я заметил, что в вашем учреждении есть факультет религии. Скажите, пожалуйста, всегда ли этот факультет имел такое название? Тогда один уже немолодой профессор, сидевший галерке, поднял руку и сказал: - Нет, когда-то он назывался факультетом теологии. На факультет религии он превратился около 30 лет назад. Я спросил: - А зачем его переименовали? Этого профессор не знал. Я спросил у других, но они тоже не знали и только выдвигали догадки. Они сошлись на том, что при названии «Факультет религии» студентам колледжа будет легче переводить свои оценки при переходе из нашего учреждения в другие. Тогда я обратился к вопросам " каким должен быть христианский колледж?"и" что такое христианское образование?". В тот вечер я напомнил своим коллегам, что существует огромная разница между изучением религии и изучением богословия. Унаочнить ее можно с помощью двух диаграмм. Одну из них я называю теоцентричной (God-centered), а вторую - антропоцентричной (man-centered). На первой диаграмме изображен круг с надписью «теология», а от него идет линия вниз, к меньшему кругу с надписью «антропология». Эта диаграмма должна демонстрировать, что при подходе к вере, ориентированном на Бога, категории «природа человека» и «антропология» подчинены категории «теология». Таким образом были структурированы университетские курсы во времена Средневековья, когда царицей наук считали теологию: считалось, что все остальные дисциплины подчиняются поиску окончательной истины, содержащейся в природе и Личности Бога. В те времена общепризнанной была мысль, что изучение человека всегда необходимо осуществлять в свете нашего понимания Бога, поскольку человек создан Богом по Его образу и подобию. Иначе говоря, считалось, что, чтобы осознать, что значит быть человеком, необходимо сперва выяснить, Кто такой Бог; то есть сначала надо исследовать Первообраз, а уже потом - его отражение. На второй диаграмме, отражающей ориентированный на человека подход к вере, изображен круг с надписью «антропология», а под ним - меньший круг с надписью «религия». В современных светских университетах религию обычно изучают на факультетах социологии или антропологии. Итак, сформулируем разницу между богословием и религией. Изучение богословия предполагает прежде всего изучение Самого Бога, тогда как изучение религии - это изучение специфической разновидности человеческой деятельности. Разнообразных религий в мире немало. Религия обусловливает участие людей в определенных характерных действиях - молитвах, богослужении, пожертвованиях, песнопениях и т. д.-которые являются внешними проявлениями человеческой религии. Изучение религии с точки зрения человека предполагает исследование жизни и деятельности людей, имеющих определенную веру в сверхъестественное, - их личность, культы и тому подобное. Утверждая в самом начале этой лекции, что реформатское богословие - это не изучение религии, а именно богословие, я хотел сказать, что это не тот тип человеческого поведения, который можно определить как изучение человеческой деятельности. Зато это-система веры, которая охватывает всю жизнь и мир, в центре которой Бог. Современная человеческая культура основана на определенных принципах, которые, в свою очередь, определяют наши понятия. При этом не имеет значения, во что верит человек, если он искренен. Согласно одной пословице, Бога действительно беспокоит, чтобы люди были религиозными: безразлично, что такое религия, если человеческая религиозность чистосердечна. Однако эта идея противоречит библейскому христианскому учению, ибо Библия прежде всего подтверждает, что человек - неискоренимо религиозное существо, что он - «homo religiosus», и что окружающий мир полон самыми разнообразными проявлениями религии. Когда Бог избрал евреев, призвал их, освятил и выделил быть священным народом, они были не единственным религиозным народом в мире. Все народы, жившие вокруг них, имели свои, своеобразные религии. Но Бог, возвестив евреям Свой завет и призвав их быть священным, отличным от других народом, в самом начале своего закона он вместил совершенно ясные приказы. Во-первых « " да не будет тебе других богов кроме Меня!". Во-вторых, «не делай себе резьбы и всякого подобия ( ... ) не кланяйся им» и не служи им " В самом своем начале древний завет, заключенный на горе Синай, содержал акцент на вере, которая должна была отличаться от других религий, вере, сосредоточенной вокруг Самого Бога. Нам известно, что происходило в самом начале ветхозаветной истории Израиля. Недавно у нас в Орландо была проведена конференция, посвященная сути христианской веры. Выступая на ней, я указал на эпизод, описанный в Исх.32. Сейчас я хочу зачитать вам фрагмент этого эпизода: "и услышал Иисус голос народа, как кричал он, и сказал Моисею: Крик битвы в лагере! / А тот сказал: это не крик силы победителей и не крик слабости побежденных, я слышу голос поющих!"(Исх 32.17–18). Попробуйте представить себе, что происходило. Моисей только что сошел с горы Синай. Он был с Богом один, разговаривал с ним наедине. Взойдя горы, он встретил Иисуса Навина, который сказал ему, что слышал громкие звуки со стороны лагеря. Сначала Иисус Навин думал, что началась какая-то война, потому что такие крики, вопли и гвалт слышны только на поле боя. Однако, подойдя ближе, он понял, что это звуки не победы и не поражения: это звуки песен. Тогда он осознал, что весь народ Израиля собрался вместе и радушно поет, празднуя какой-то религиозный праздник. Они пели, кланяясь золотому тельцу. Этого Тельца израильтяне пожелали установить сами: они попросили первосвященника Аарона сделать его для них, чтобы у них был бог, как и у всех других племен, - бог материальный, бог, которого можно увидеть, бог «современный», уместный, бог, который бы их вдохновлял. И освященный самим Богом первосвященник решил удовлетворить требования своего народа и построил ему золотого тельца. Между тем Моисей, как вы помните, общался с Богом на горе Синай. Бог, в отличие от Моисея, хорошо знал, что происходит у подножия горы. Вот что Бог говорит Моисею на горе: "а Господь говорил Моисею: иди, сойди, ибо развратился народ Твой, которого ты вывел из египетской земли. / Сошли они скоро с дороги, что повелел Я им, сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и составили ему жертвы, да и сказали: Вот твой бог, Израиль, что вывел тебя из египетской земли! / И сказал Господь Моисею: я видел народ тот, и вот народ упрямый! / А теперь оставь меня, и разгорится гнев мой на них, и Я истреблю их» (Исх. 32.7–10). Праздник, который отмечали израильтяне,был религиозным. Однако эта религиозность была мирской: она искажала и портила саму природу Бога. Израиль отошел от истинного и благородного служения Богу и впал в служение тварной, искусственной вещи. Бог сказал Моисею: "смотри - они кланяются золотому теленку!" Евреи были убеждены, что это и есть Тот Бог, что вывел их из египетской земли, как будто тот теленок, которого они сделали сами, действительно мог откуда-то их вывести. Они молились этому теленку; они служили ему и приносили ему жертвы. Однако Золотой телец был глухим и немым, он ничего не видел и ничего не делал. Изображение было не всемогущим, а, наоборот, беспомощным. Но для Израиля оно выполняло роль суррогатного бога, заменявшего Живого Бога. В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел говорит, что Бог проявил себя через такие ясные и явные вещи, что каждому человеку в этом мире известна вечная сила и Божественность Бога. Это один из первичных грехов человечества: имея знание о Боге, сделать то, о чем апостол Павел говорил в этом послании - отвергнуть это знание, отвернуться от истины, погрузиться в неправедность, а затем подменить истину ложью и служить твари вместо Творца. Таким образом происходит замена непогрешимого, верховного, священного Бога на искусственные тварные вещи. Иными словами, тягчайший грех, постоянно совершаемый не только язычниками-аборигенами в неведомых землях, не только представителями примитивных племен, но и нами, - это склонность к идолопоклонству. Идолопоклонство - это тоже религия. Но даже христианская религия может превратиться в идолопоклонническую, если лишить Бога всех Его истинных свойств, а вместо него избрать объектом служения нечто иное.
Относительно сути реформатской мысли я должен сказать, что самое главное для нее - это собственно богословие, познание истинного Бога. В наше время бытует мнение, что богословие не имеет значения. Именно этот подход осуждал Дэвид Уэллс в своей книге «Для истины нет места». Важно иметь добрые чувства в своей душе, слышать потребности своей души, чувствовать теплоту общения, осознавать свою принадлежность и значимость. Вопросам богословия присуще свойство разделять людей и провоцировать дискуссии и препирательства. Нам нужно не учение-нам нужна жизнь. Реформатское богословие основано на постулате, что богословие - это и есть жизнь, ибо богословие - это познание Бога. В мире нет более важного знания, которое наполняет смыслом человеческую жизнь, чем знание Бога. Этому была посвящена вся протестантская Реформация. Среди духовенства были скандалы; аморально вели себя как католики, так и протестанты. Мартин Лютер тогда сказал, что Эразм Ротердамский поразил Римского папу в сердце - под угрозой оказалось его учение. Сам Лютер признавал, что кое-где недостойно ведут себя и протестанты, но он подчеркивал, что протестанты стремятся прийти к здравому пониманию Бога, ибо жизнь людей никогда не станет реформатской и не будет соответствовать учению Христа, пока люди сначала не выработают четкого понимания естественной формы, модели, идеала, истинной человечности Христа. Вот чему посвящена все богословие. Итак, мы начинаем с ясного осознания того, что реформатская вера - это богословие, которое пронизывает все.
|