Новости
ТОЛЬКО БЕССТРАСТНЫЙ БОГ МОЖЕТ СПАСТИ НАС! Уайт Грэм |
Богословие - Статьи |
Когда заключенный в тюрьму Дитрих Бонхеффер размышлял о текущем состоянии дел церкви и тьме Второй мировой войны, он написал: “Только страдающий Бог может помочь нам сейчас”. Есть причина, почему эти слова стали такими известными. Они считаются правдой. Тем не менее, я хочу возразить и предположить, что верно прямо противоположное. Бог не страдает, и только бесстрастный Бог может помочь нам сейчас. Страдания Бога в современном богословии Основное понимание Бонхеффера заключается в том, что Бог страдает вместе с нами и поэтому страстен. Однако исторически христиане редко учили такому взгляду. Вместо этого они утверждали, что Бог во Христе испытал страдания. Он мог сделать это не потому, что Он был божественным, а потому, что Он был человеком. Единая Личность Христа осталась тем, чем Он был (Богом), и добавила к себе то, чем Он не был (человечность). Только в этом конкретном смысле Бог во Христе претерпел смерть, даже смерть на кресте. Однако воплощение Иисуса Христа не меняет природу Бога! Он не становится страстным или способным страдать в своей Божественной природе. Это означало бы, что Бог вступил в изменение и стал тем, кем он не был. Но Бог не меняется. Так Логос стал человеком (Иоан.1.1,14). Он принял облик раба (Фил.2.7). И Он сделал это, оставаясь полностью и истинно Богом. Нетрудно понять, почему страдающий Бог привлекает нас. Мы хотим, чтобы Бог вошел в наши страдания и испытал их. Мы также понимаем Писание, чтобы по-разному описать Бога, скорбящего, страдающего и любящего, как и мы. Поэтому естественно предположить, что Бог испытывает эмоции, как мы, страдает, как мы. Н.Т.Райт, например, пишет: Бог был опечален до глубины души, заявляет Бытие, жестоким нечестием своих человеческих созданий. Он был опустошен, когда Его собственная невеста, народ Израиля, отвернулась от Него. И когда Бог вернулся к Своему народу лично - история Иисуса бессмысленна, если это не то, о чем она - Он плакал на могиле своего друга. Св.Павел говорит о Святом Духе, “стонущем” внутри нас, как мы сами стонем в боли всего творения. Древнее учение о Троице учит нас распознавать Единого Бога в слезах Иисуса и муках Духа. И в этот век пандемии и войн, в котором мы живем, насколько утешительно было бы знать, что Бог знает, что мы чувствуем? Он такой же, как мы, мы иногда предполагаем. И все же почти никто из христиан до этого века и прошлого не говорил бы о Боге так. Большинство сочли бы совершенно неприличным и неудобным знать, что Бог страдает. Почему это может быть так? Бесстрастный Бог в древнем христианстве Райт несколько пренебрежительно говорит о “некоторых христианах”, которые “любят думать о Боге как о человеке, который выше всего этого, знает все, отвечает за все, спокоен и не подвержен проблемам в своем мире”. По словам Райта, они ошибаются, потому что “это не та картина, которую мы получаем в Библии”. И все же ранние христиане утверждали бесстрастность Бога, что Бог не может страдать так, как страдаем мы. Игнатий, пастырь церкви Павла, написал около 110 г. н. э. о Боге “бесстрастном” (IgEph 7.2; IgPoly 3.2). Примерно 15 лет спустя Аристид (около 125 г. н. э.) находит самоочевидным, что Бог был беспричинным, вечным, бессмертным, свободным от необходимости, бесстрастным, свободным от гнева, совершенным в памяти и без невежества (Апология. 1.2). Иустин Мученик около 30 лет спустя снова подтверждает бесстрастие Бога (1 Апология. 1.25). Письмо к Диогнету, написанное где-то в 100-х годах, также говорит о Боге без гнева (ἀόργητος; Diag. 8:8). В его идиоме быть без гнева означает что-то похожее на бесстрастный. То же самое верно и для Климента Римского, который писал где-то в 90-х годах и мог утверждать без оговорок: “Давайте отметим, насколько Он свободен от гнева (ἀόργητος) по отношению к своему творению” (1 Климента 19:3) (НЕВЕРНО! - Пер.). Эти христиане представляют реальную историю Церкви и апостольского учения. И они не невежественны в Писании - на самом деле многие из них знали Писание на память и с большей глубиной, чем мы! Эти христиане не отрицали, что Писание говорит о Боге, скорбящем или гневающемся. Они понимали, что у Бога есть эмоциональная жизнь. Даже Ориген может признать, что Бог “страдает от любви”, когда мы молимся Ему (Hom. Ezek. 6.6.3). Однако здесь Ориген имеет в виду не то, что Божья любовь колеблется или подвержена влиянию эмоций; скорее, Божья любовь поднимает нас устойчивым и уверенным образом (Hom. Ezek. 6.6.3). Что означает бесстрастие? Если ранние христиане утверждали эту доктрину, и они хорошо знали Писание и теологию, что они имели в виду? Мольтман утверждает, что бесстрастность Бога имеет свои корни в греческом мышлении. Поэтому он пишет о христианских богословах: “они просто сложили аксиому греческой философии” апатия "и центральные утверждения Евангелия" (1981: 22). Однако Мольтман недооценивает исторический характер доктрины. Фактически, утверждение Божественной бесстрастности помогло ранним христианам определить Бога против греческих представлений о божественности. Для греков боги были полны страсти и беззакония (Аристид, Апология. 7.1). У них были тела, как у нас. Они совершали прелюбодеяние. Они убивали. Они эксплуатировали. Само Писание побудило христиан сделать такие утверждения. Да, они использовали греческие слова и понятия для передачи истины. Но так же поступали апостолы, которые писали Новый Завет по-гречески! Этот перевод уже осуществлялся. Бесстрастие не заимствует греческую философию и не предлагает статического бога. Вместо этого бесстрастие можно понимать как утверждение благости и свободы Бога, Который не может быть принужден грешить или отступать от Своего слова или даже прерывать свою любовь к нам. Поскольку Он бесстрастен, Он свободно делится с нами Своей благостью без какого-либо принуждения, но просто из Своей благотворной благости. Поэтому христиане поняли, что наше знание Бога является аналогическим. Аналогическое знание означает, что “да”, у Бога есть эмоции, но “нет” они не похожи на наши, потому что у нас есть человеческие тела и конституции. Его эмоции подобают Божественному Существу, которое является Духом, бессмертным, нетленным и так далее. Поэтому Он никогда не позволяет ни гневу, ни печали одолеть Его. Что бы Бог ни чувствовал, он делает это как Бог, а не как мы. И такие эмоции (или как бы мы их ни называли) выражаются через простую, неизменную природу Бога. Почему только бесстрастный Бог может помочь нам сейчас Если бы Бог мог страдать от болей тела, Он не был бы Богом; он был бы человеком. Если Бог может разозлиться из-за голода, то Он творение. Если настроение Бога меняется на основе погоды, гормонов или жары, то Его любовь не изливается на нас с постоянством. Если бы Бог мог страдать от боли потери, Его любовь могла бы быть актом защиты, чтобы избежать потери. Но Бог любит свободно, без необходимости защищать Себя. Он открыт и никогда не закрывается. И поэтому даже в воплощении Бог, рассматриваемый в себе, остается бесстрастным. И какая это слава,потому что кроме бесстрастного Бога нет вечно благотворного потока добра! И когда мы начинаем страдать, нам нужен Бог, Чья привязанность к нам не зависит от его самосохранения или нашей реакции, а исключительно от Его доброй и любящей природы. В трудные дни, как сегодня, только бесстрастный Бог может помочь нам. |