К РЕФОРМАТСКОЙ ИСРАЭЛОЛОГИИ Фред Клетт
Богословие - Еврейская тематика

 

 

К РЕФОРМАТСКОЙ ИСРАЭЛОЛОГИИ

Фред Клетт

http://www.chaim.org/israelology.htm

Могут ли сосуществовать теология Завета, то есть новозаветная вера Израиля как духовного сообщества, как такового наследующего сегодня обетования пророков Израиля, и вместе с тем возможность сохранить уникальность этнического Израиля? Давайте рассмотрим, каким образом используется термин "Израиль".

Это слово используется в Писании в разных значениях, но они всегда взаимосвязаны. Буквально оно означает «тот, кто борется с Богом, или вместе с Богом». Это значит, что только Бог является Тем, Кто может ответить на вопрос, кем или чем является Израиль. Он определяет, кто или что есть Израиль, а не человек и не человеческие традиции. Вот предварительный список некоторых видов использования этого слова в Писании.


  1. Человек Иаков (Быт.32.28)

  2. Физические потомки Иакова, еврейский народ (Быт.46.8, 48.28, Исх.1.7)

  3. Все верующие Ветхого Завета, евреи и неевреи (Исх.12.38, 47-49, Втор.23.8, Чис.15.13-16, Руфь 1.16)

  4. Страна (Иис. Нав.11.16, Суд.19.29, 1 Цар.13.19, Мтф.2.20)

  5. Северное Царство (Ис.7.1, 9.12)

  6. Жители Севера (Иер.3.11-17)

  7. Духовный остаток еврейского народа (Рим.9.6, 11.1, 11.26)

  8. Все, кто верит в Мессию (Еф.2.11-19, Рим.4.12-17, 9.6-8, 24-26, где это означает Церковь, 11.17, Гал.3.29, 4.21-31)

  9. Современный этнический или политический Израиль (Деян.1.6, Откр.7.9, где Израиль – безусловно одна из наций)

  10. Сам Мессия (Мтф.2.15, Ис.49-3-6, Гал.3.16)


Исчерпывается ли этим количество возможных библейских значений слово «Израиль»? Есть ли его окончательный смысл? Да, есть: это Сам Мессия, в Котором все обетования Бога да и аминь (2 Кор.1.20). Иисус есть в конечном счете семя Авраама (#10, Гал.3.16).

Если же Мессия имеет право на имя Израиль в высшем смысле, то все, кто в Нем, также имеют это право, ибо мы – сонаследники с Ним (Рим.8.17). По сути, это значит, что результаты искупления в Иисусе, то есть благословенный удел Авраама, могут прийти к язычникам (Гал.3.14). Бог может сотворить детей Авраама из камней, если Он пожелает (Мтф.3.9). Что еще может означать Еф.2.11-22? Мы четко утверждаем, что христиане из язычников, которые ранее были исключены из сообщества Израиля (ст.12), теперь, через Мессию, стали согражданами (ст.19). Если они уже не исключены из «гражданства», то это значит, что они включены в него. Все очень просто. Как можно отрицать, что это четкий и очевидный смысл текста?

Какое это имеет отношение к евреям как народу? Если все, кто в Иисусе Христе – это духовный Израиль, то Бог заменил еврейский народ Церковью и покончил с ним? Конечно, нет! Может быть несколько значений для слова "Израиль", которые могут существовать одновременно, и они не могут совпадать. Церковь имеет право на одну из коннотаций слова "Израиль". Церковь – это расширение круга верующих Ветхого Завета (#3), и она включает их в себя, поскольку и тогда она включала всех верующих, евреев и язычников. В сущности, Церковь не заменяет Израиля, она – расширенный Израиль в смысле #3.

Помните, что ветхозаветный Израиль (# 3) включает физических потомков Иакова (#2), но выходит за их рамки и включает язычников (как, например, Руфь), которые были готовы присоединиться к народу Божию. Сегодня язычники, которые верят в Иисуса, еврейского Мессию, фактически обращаются в новозаветный «иудаизм». Вот что такое реальное христианство. Оно имеет тот же смысл сегодня, что и вера Ветхого Завета. Все, кто верит, становятся в некотором смысле частью Израиля, одной святой Общины, народа Божия. И евреи, и язычники получают одни взаимоотношения с Богом на основании одного Нового Завета. Отрицание этой истины ведет к одной из двух ошибок: одна стремится связать еврейских верующих всеми подробностями Закона Моисеева, превышающими моральные принципы этого Закона, обязательные для всех верующих сегодня; другая видит отдельный путь спасения для еврейского народа.

Мы должны видеть единство цели Бога – прославить Сына. Я утверждаю, что еврейский народ, мессианские верующие, Церковь и, возможно, даже современное государство Израиль (#2,7,8,9) будут собраны к Мессии со всей земли (Кол.1.20, 1 Кор.15.24-28, Еф.1.22, Ис.11.9). До тех пор, пока еврейский народ не вернулся к Мессии, есть некоторая неполнота в духовном Израиле (#8), т.е. Церкви. Поэтому еврейский народ должен иметь огромное значение для Церкви и всей ее миссии. Миссия Церкви всегда должны включать проповедь Евангелия к еврейскому народу, по сути она начинается там.

Тогда каковы обетования еврейскому народу? Восприняла ли их Церковь таким образом, чтобы исключить из них еврейский народ? Нет! Обетования Божии по-прежнему актуальны для еврейского народа, но они могут быть пережиты лишь теми, кто верит. Приход Мессии и спасение в Нем могут быть восприняты лишь через веру. Это самая полная и святая надежда Израиля! Неверие, отвержение Бога и Его завета означает отнятие обетований, являющихся частью Завета. Это было в Ветхом Завете, и это так есть сейчас. Бог не меняется. Обетования были расширены, чтобы включить в Церковь и язычников, но это вовсе не означает, что они уже не для еврейского народа. Однако еврейский народ должен прийти к Мессии, к Иисусу, чтобы иметь доступ в общину духовного Израиля.

Есть ли у него земная надежда? Это сложный вопрос. Земля также может быть расширена за счет включения всех верующих. Иисус обещал, что кроткие наследуют землю (ср. Пс.37.11), и при этом Он расширяет обетование Божьему народу о владении землей Израиля. Павел говорит о том, что обещание Аврааму следует понимать как наследование "земли" (Рим. 4.13). There are then a number of possible Scriptural meanings of "Israel". Означает ли это идею, что еврейский народ конкретно должен наследовать землю Израиля? Бог изменил порядок вещей и повел исполнение обетований Израилю славным путем расширения. Храм в Иерусалиме более не является центром истинного поклонения Богу для всей земли. Поэтому Израиль как политическое образование больше не является единственным центром Божия Царства и его благословений (Иоан.4.21-24). Означает ли это, что евреи как народ больше не имеют права на эту землю? Прекращается ли этот аспект обетования Аврааму? Новый Завет расширяет и исполняет обетование о земле, а не отрицает его. Израиль находится на своей земле в состоянии неверия, хотя вера и послушание всегда были условиями жизни на ней. Как тогда может существовать современное государство Израиль? Возможно, Бог в Своей милости возвратил его народу, чтобы спасти его, и в качестве облегчения исполнения надежды на то, что евреи как народ вернутся к вере. Современное государство Израиль можно рассматривать как часть провиденциального плана спасения еврейского народа, исполняемого согласно Рим.11. Конечно, если еврейский народ будет восстановлен в вере, можно утверждать, что он будет жизнь в конкретной стране (см.: Owen J. Commentary on Hebrews. L.,1812. V.1. P.443-455)

Есть все моральные, исторические и политические причины выступать за право государства Израиль на существование, но евреи, поскольку они еще в неверии, не могут предъявлять библейских прав на древние границы. Когда они придут к вере и станут новыми людьми, как и окружающие их народы, мир Мессии вполне урегулирует все нынешние споры о границах. Но полнота земной надежды реализуется в конечном состоянии, когда все верующие унаследуют землю. Если кто-либо не понимает, что земля Ветхого Завета есть «аванс» Новой земли и восстановления потерянного рая, то это утеря важнейшего смысла и цели обетования земли. В конечном итоге и это обетование, несомненно, включает в себя уверовавших детей Авраама наряду с другими верующими.

Является ли этнический Израиль по-прежнему избранным и призванным Израилем? Конечно, никто не будет отрицать, что имя Израиль носят еврейские верующие в Иисуса. Но как насчет тех евреев, что не верят в Него? Могут ли и они называться Израилем? Павел использует это наименование для еврейского народа даже в его неверии. В Рим.11.25 говорится, что Израиль ожесточился; это слово четко означает неверующих евреев. Может быть, продолжение существования еврейского народа, несмотря на века угнетения и попытки уничтожения, является свидетельством Божьей верности, суверенитета и милости?

Мы должны избегать двух крайностей. Кто-то может отрицать, что верующие из язычников в Новом Завете тождественны ветхозаветным – т.е. их права на название Израиль и абсолютно равный полный статус в народе Божием. Некоторые считают, что Церковь и Израиль являются двумя отдельными народами Бога и не имеют ничего общего друг с другом. Согласно этой точке зрения, у Бога есть два отдельных народа и отдельных плана (что является сутью диспенсационализма). По существу, эта точка зрения полностью отрицает славу Иисуса и Евангелия. Практически она утверждает, что спасение – это только замысел, и не все верующие получают все благословения, а лишь некоторые (против этого см. 1 Пет.1.3-12, Еф.1.3). В других случаях утверждается, что Бог закончил работать с еврейским народом как с группой людей (хотя и не со всеми отдельными евреями) и тем самым Церковь заменила евреев как народ и стала единственно истинным Израилем. Такое богословие порой отрицает само использование имени Израиль для евреев! Некоторые сторонники ковенанта придерживаются именно этой позиции, хотя и редко формулируют ее так. Но прежние реформатские богословы – Кальвин, Ходж, Мюррей, Вос - относились к этническому Израилю гораздо более позитивно, поскольку они не были вынуждены реагировать на ошибки диспенсационализма.

Ни одна из этих крайностей не является правильной. Первая из них не осознает центрального места Иисуса в замысле Божием об Израиле. Вторая – не понимает продолжение значимости еврейского народа в этом замысле, как сообщества людей, которые все еще являются наследниками Завета (Рим.9.4, 11.28-29). Хорошее богословие должно быть библейским, а не ультраполемическим.

Мы должны подтвердить библейскую позицию, согласно которой все верующие являются привитыми к древу Израиля, независимо от того, являются ли они природными или дикими ветвями, и что Бог силен привить отломившиеся природные ветви, еврейский народ, и сделает это (Рим.11.11-24). Язычники должны признать, что, будучи привитыми к Израилю, они имеют духовное родство с еврейским народом. Евреи не являются в меньшей мере евреями, веруя в Иисуса. Они не становятся язычниками, приходя к Нему, напротив! А все, кто верит в еврейского Мессию и служит Ему, являются частью этого духовного древа, укорененного от патриархов.

Как эти два Израиля связаны друг с другом? Во-первых, надо признать, есть основополагающее единство цели Бога. Духовный Израиль есть община свидетелей, царский народ и царственное священство (Ис.19.6, 1 Пет.2.9), который приносит свет Божий и благословение Авраама в мир. Те, кто следует за Мессией, являются частью этого сообщества, в которое входят и евреи, и язычники. Мы должны признать, что все содействует славе Божией и все творение служит Ему. Это значит, что независимо от того, как мы понимаем Израиль, он должен иметь славу Божию в сердце. В раввинистической традиции есть изречение: «мир создан во имя Мессии». Поэтому Израиль также создан во имя Мессии. Мессия пребывает во всех, кто верит в Него, в обоих Заветах (#3,7,8). Израиль, как совокупность всех верующих, будет реализован в полной мере, когда придет полнота еврейских и нееврейских верующих и этнический Израиль будет восстановлен в вере. Прославленный Мессия будет возвышен. Чтобы Мессия был возвышен, нужно, чтобы Его Тело, Церковь и все верующие были благословлены, чтобы Церковь процветала. Чтобы Церковь процветала, нужно, чтобы евреи как народ были восстановлены в вере через миссию Церкви (Рим.11.12). Будучи восстановленными в вере, они несомненно будут спасены. Я могу утверждать, что для спасения народа Израиля должно продолжать существование и его государство. Мы должны стоять за дальнейшее существование государства Израиль и за смысл его существования.

Дополнительное основание для беспокойства христиан за еврейский народ заключается в том, что христиане имеют этический долг отстаивать дело угнетенных народов (Ам.2.7). Исторически сложилось так, что мало кто был столь угнетенным, как этнические евреи. Палестинские арабы также пострадали от несправедливости. Есть евреи, которые дурно относятся к своим арабским братьям и поддерживают несправедливость в Израиле. Лишь Мессия может быть разрешением этого конфликта.

Судьба Израиля этнического и Израиля духовного, Церкви, связаны вместе. Церковь оказывает приоритет еврейскому благовестию и должна стоять на стороне еврейского народа во славу Божию. Мы должны смотреть с надеждой в будущее, на тот славный день, когда природные ветви привьются и весь Израиль будет спасен. В тот день Корень Иессеев будет стоять как знамя для народов, и народы обратятся к Нему, ибо остаток будет прославлен (Ис.11.10).


Перевод (с) ЕРЦ Путь, Истина и Жизнь