НЕ ЗАМЕНА, А РАСШИРЕНИЕ! Фред Клетт
Богословие - Еврейская тематика

 

 

 

http://www.chaim.org/xpansion.htm

В кругах еврейского евангелизма наделала много шума «теология замещения», то есть мысль о том, что Церковь заменяет еврейский народ в плане Божием. Некоторые даже обвиняли всех, кто рассматривает новозаветных верующих как духовный Израиль, в том, что они проповедуют такого рода замещение, и по сути это обвинение состоялоа в том, что идея духовного Израиля ведет к антисемитизму.

По иронии судьбы мое первое знакомство с идеей принадлежности всех верующих к духовному Израилю возникло именно благодаря мессианскому иудаизму! Еще в 1975 году я присутствовал на семинаре Мэнни Бротмана, президента Мессианского еврейского международного движения, на тему «Как поделиться Мессией». В материалах семинара я прочитал: «Когда нееврей приглашает Мессию в свое сердце и жизнь, он принимает еврейского Мессию, еврейскую Библию и еврейскую искупительную Кровь, и он может рассматриваться как прозелит библейского иудаизма и дитя Авраама по вере!». Не есть ли это по существу заявление о духовном Израиле?

Общая картина

Мы должны предоставить наше мышление Писанию и извлекать даже наш метод толкования Библии из самой Библии. Мы должны научиться интерпретировать текст исходя из самого текста! Многие из нас не сделали этого. Мы не можем строить наше понимание доктрины на «духовной» интуиции или эмоциональных аргументах. Мы должны стремиться испрашивать мудрость от Духа, чтобы верно толковать Слово Божие, и это безусловно означает, что мы должны воспринять подход, который имели сами апостолы, назначенные Мессией. И мы должны понимать, о чем говорит Библия в целом, и воспринимать нашу доктрину Израиля в этих рамках.

Со времени падения у Бога есть одна цель и план для человечества: восстановить для Себя погибших людей через Мессию Иисуса. Из-за падения Адама мы все подпали под проклятие Божие, или, как часто говорили пуритане, «при посредстве падения Адама мы все согрешили». Еврейский народ и в конечном счете еврейский Мессия вышли из обетования Аврааму, первому еврею, которое в конечном итоге должно было расширить благословения и на язычников (Гал.3.14, Рим.1.16). Нет двух заветов и обязательств по ним, одного для евреев, второго для язычников. Есть только один народ Завета и одна вера (Еф.2.16, 4.5).

У Бога с самого начала был один замысел – спасение через Иисуса. Бог определил восстановить и снова благословить проклятый мир. Сутью обетования Аврааму было добиться восстановления и благословения всех народов посредством семени Авраама. Это семя есть в конечном счете Царь Израиля, Мессия. Пс.71.17 говорит о том, что обетование Аврааму применяется к Сыну Давидову: «Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем племена, все народы ублажат его».

Национальный и этнический Израиль может лишь найти подлинный смысл в более широком контексте обновления всех вещей в Мессии. Божья цель одна. Бог создал еврейский народ ради Мессии. Мы не можете отделить ни одно из обетований Израилю от искупления в Мессии.

Бог не снял свои обетования еврейскому народу. Скорее Павел ясно говорит нам, что сколько бы обетований не сделал Бог, в Мессии они да и аминь (2 Кор.1.20). Новозаветное обетование вечной жизни через веру в Иисуса, наибольшее из всех благословений Божьих, никогда не прейдет. По сути это исполнение всех благословений, обещанных Аврааму. Проклятие смерти и отделения от Бога разрушено через Мессию. Павел ясно говорит: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3.14). Только через Иисуса человек может прийти к истинному благословению Авраама, жизни в Духе.

Евреи мы или язычники по рождению, если мы полностью доверяем Мессии Иисусу, мы имеем одну общую веру. Как сказал Павел: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4.4-6).

Многие евреи, пришедшие к Иисусу, создали движение мессианского иудаизма. Некоторые из этих еврейских верующих отличают мессианский иудаизм от «христианства». Я считаю, что было бы лучше просто отличать различные культурные выражения одного новозаветного иудаизма, еврейские и нееврейские. Наша новозаветная вера – это истинный библейский иудаизм.

Язычники, которые приходят к вере в еврейского Мессию, обращаются в настоящий библейский иудаизм! Наша вера Нового Завета является исполнением Завета. Христианство, или новозаветный иудаизм, это истинная вера еврейского народа, даже если большинство евреев ее, скажем так, не понимает. Концепция духовного Израиля – это библейское учение. И она означает не замену, а расширение! Бог присоединяет язычников к истинной вере Израиля, и Он расширяет Свой народ духовно!

Благословенное Царство и Царь

Быть членом Царства значит поклясться в верности его Царю. Иисус есть Царь Израилев, и те, кто следуют за Ним, являются членами Его Царства. Рассмотрим несколько отрывков.

Иоанн Креститель говорит: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк.3.8). Писание учит, что все верующие являются братьями Иисуса (Рим.8.29, Евр.2.10-11). Иисус говорит: «Всякий, исполняющий волю Божию, Мне брат, сестра и мать» (Мк.3.35 ЕМВ). «Есть и другие овцы, не сего двора» (Иоан.10.16). Все верующие принадлежат к семье Иисуса и есть овцы Его паствы.

Павел говорит, что верующие язычники привиты к древу Израиля, и они становятся детьми Авраама по вере и наследниками благословения Авраама, то есть они являются согражданами Израилю (Рим.4.16-18, 11.17-21, Гал.3.14, Еф.2.19). Итак, мы видим, что каждый верующий является братом Иисуса, чадом Авраама, частью паствы Израиля, прививкой на древе Израиля, наследником обетования, уделенного Аврааму, и согражданином общины Израиля! Как это прекрасно – быть духовной частью Израиля!

Новый Завет

Мы все члены завета Божия. Бог заключил завет с Адамом, и мы следуем по стопам прародителя. То, что сказано об Израиле, сказано и о нас: «Они преступили завет с Адамом» (Ос.6.7). Мы можем быть спасены от проклятия Адамова завета дел, лишь если Бог дает нам Завет благодати. Это и находится в центре завета с Авраамом (Быт.12.3, 22.18). Благословения избранного народа означают отмену проклятия, которому мы подверглись через Адама. Новый Завет приносит плоды обетования Аврааму (Иер.31.31 и далее, Гал.3.14). Без Нового Завета все мы остаемся в Адаме и под проклятием. Тем не менее Новый Завет заключается именно с домом Израиля и Иуды (Иер.31.31). Язычники должны присоединиться к этому святому народу, чтобы быть частью этого Завета. Поразительно, как противники доктрины духовного Израиля не понимают, что их позиция означает только одно: у верующих из язычников нет Нового Завета! Они считают, что поскольку завет заключен с Израилем, он есть только у евреев! Вы видите, к чему логически ведет отказ от доктрины духовного Израиля?

Можно ли на самом деле сомневаться в том, что все верующие являются духовным Израилем? Писание говорит нам о том, что верующие из язычников действительно являются духовными членами еврейской семьи веры наряду с еврейскими верующими, даже если большинство членов семьи временно покинули дом веры, отвергнув Новый Завет. Принятые же язычники находятся в единстве с еврейским народом и потому они должны иметь интерес к тому, чтобы вернуть этих членов семьи в веру, точно так же как христиане-родители стремятся вернуть к вере детей, которые отошли от нее.

Как вообще можно отрицать, что благодаря великому спасению, совершенному еврейским Мессией, верующие неевреи стали духовным Израилем? Это истина, которой учил Сам Иисус, и это доктрина Павла! Вот наше богословие!

Ключевой текст: Рим.11

Хотя все верующие являются духовным Израилем, если мы действительно понимаем Рим.11, не должно быть никаких сомнений по поводу того, что у Бога еще есть замысел для еврейского народа. Все дети Авраама в той или иной мере избраны потому, что они происходят от патриархов, даже в неверии. Бог может восстановить веру еврейского народа. Рим.11.28 ясно говорит нам: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». Рассмотрим замечания на этот счет ведущих богословов Завета (выделено нами).

Жан Кальвин:

«Я понимаю под Израилем всех людей Божьих, и согласно этому пониманию, когда язычники вступили в Церковь, евреи также должны вернуться от своего отступничества к послушанию веры, и, таким образом, завершится спасение всего Израиля Божия, который должен быть собран из обоих, притом таким образом, что евреи должны будут получить первое место, являясь как бы первородными в семье Божией

…Поскольку евреи – это первенец, пророк говорит, что обетования должны быть исполнены для них: и если Писание призывает всех людей к Богу Израиля, следует объяснить превосходство этого народа, который Бог предпочел всем другим… Бог явно претендовал на определенное семя, чтобы Его искупление было действенным по отношению к Его избранному, отдельному народу… Бог не забывает завета, который Он заключил с отцами их, и в соответствии с которым Он явил Свою вечную цель в любви к этому народу, и это подтверждают дивные слова о том, что благодать Божия призвания не может быть уничтожена» (Calvin's Commentaries, V. XIX, Epistle to the Romans, Grand Rapids, 1981. P.434-440)

Чарльз Ходж:

«Второе великое событие, которое, по общей вере Церкви, состоится перед вторым пришествием Христа – это национальное духовное возрождение евреев… Можно с уверенностью утверждать, что оно произойдет. С самого начала призвания этого народа Бог призвал Авраама и пообещал, что через него и в его семени будут благословлены все народы земли… Этот аргумент подтверждается уникальным сохранением евреев в течение многих веков как отдельного народа. Отвержение евреев не было ни полным, ни окончательным. Во-первых, Бог никогда не замышлял отвергнуть Свой народ полностью, но отверг его в первую очередь ради содействия распространению Евангелия среди язычников, чтобы в конечном итоге обращение язычников стало средством преображения евреев… Потому если даже отвержение евреев было источником благословения язычников, гораздо большие плоды будет иметь их восстановление… Возвращение евреев к привилегиям людей Божьих, включенным в древние пророчества и обетования, есть часть плана Бога, который предусматривает призвание язычников, временное отвержение и окончательное восстановление евреев…

Бог показывает, что Его отказ от евреев не приводит к их окончательному отвержению, но обеспечивает более быстрое распространение Евангелия среди народов, с тем чтобы их обращение могло побудить евреев к тому, чтобы они также пришли к Спасителю… Будущее восстановление евреев не менее реально, чем введение язычников в Церковь. Это, разумеется, предполагает, что Бог рассматривает евреев исходя из Своего отношения к ним и Своей славы. Есть нечто в этих взаимоотношениях Бога со Своим древним народом, что побуждает Его к особому интересу к этому народу. Как люди смотрят на детей своих друзей с более добрым чувством, чем на совершенно чужих детей, Бог дает нам уразуметь тот факт, что Он по-прежнему, ради Своих особых целей сохраняет милость к Своему древнему народу.

Поскольку восстановление евреев является не только в высшей степени желательным событием, но Сам Бог определил его к исполнению, христиане должны постоянно иметь это событие в виду, даже трудясь над обращением язычников

 

(Hodge C. Systematic Theology. V.3. Edinburgh,1960. P.805; Id. A Commentary on the Epistle to the Romans. Philadelphia,1836. P.270-285)

 

Джон Мюррей:

«Во-первых иудею, затем и эллину… Это не рассматривается только в качестве временного приоритета. Такого смысла в этом тексте нет. Вывод, как представляется, скорее таков, что сила Божия ко спасению первоначально была явлена евреям, и аналогия Писания свидетельствует о том, что этот интерес к евреям возникает в результате того, что евреи были избраны Богом, чтобы получить обетования Евангелия, и именно к ним было обращено слово Божие…

 

Хотя верно то, что в отношении привилегий, получаемых через дело Христа, в настоящее время евреи и язычники равны, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф.3.6), однако из этого не следует, что Израиль не исполняет какого-либо особого замысла по реализации целей Божия домостроительства во всем мире… Израиль – это враги и возлюбленные одновременно, враги потому, что это касается Евангелия, возлюбленные потому, что это касается избрания… «Возлюбленные», таким образом, означает, что Бог не приостанавливает и не отменяет Свое отношение к Израилю как Своему избранному народу, через завет с отцами… Неверный Израиль сам прервал отношения, но Бог все еще питает любовь к нему, и эти отношения будут явлены и подтверждены в его восстановлении» (Murray J. The Epistles to the Romans. Grand Rapids,1984. 1:28, 2:76-101)

 

 

Герхард Вос" To the Jew first, and also to the Greek ...It does not appear sufficient to regard this priority as that merely of time. In this text there is no suggestion to the effect that the priority is merely that of time. The implication appears to be rather that the power of God unto salvation through faith has primary relevance to the Jew, and the analogy of Scripture would indicate that this peculiar relevance to the Jew arises from the fact that the Jew had been chosen by God to be the recipient of the promise of the gospel and that to him were committed the oracles of God... :

«Принцип избрания сохраняется по отношению к конкретным людям. Даже в отношении национальных привилегий, хотя в настоящее время они могут быть отменены, если их цель была выполнена, в будущем остается исполнение определенных национальных обетований избранным. Израиль как народ в будущем вновь будет посещен спасительной благодатью Божией (Рим.11.2,12,25). Отдельные обращения евреев происходят и сегодня, но Божий замысел предназначен для исполнения в крупном масштабе в определенный момент в будущем» (Vos G. Biblical Theology, Old and New Testaments. Grand Rapids,1948. P.79; Id. Pauline Eschatology. Grand Rapids,1979. P.88

Давайте признаем вместе с этими великими богословами то, что Бог по-прежнему любит еврейский народ, но не будем ставить этнический Израиль в центр богословия. Мы против теологии замещения, давайте не подменять Иисуса Израилем или даже ставить их на равных в плане Божием! Это грех этнолатрии. Любая хорошая вещь может стать идолом, даже Израиль.

Бог не заменил еврейский народ Церковью. Напротив, Он привил языческие ветви к дереву Израиля, которое составляют все верные, и евреи и язычники, и которое коренится в вере патриархов (Рим.11.17-24). Бог расширил Израиль, а не заменил его.

Это произошло именно потому, что верующие язычники были привиты к дереву Израиля, чуждому их природе, и этим они обязаны еврейскому народу, поскольку природные ветви были отрезаны (хотя они и будут привиты снова). Доктриной духовного Израиля никогда не следует злоупотреблять и считать, что Бог закончил работать с еврейским народом – все как раз наоборот! Именно в силу истинности этой доктрины мы не можем стоять в стороне от природных ветвей и должны молиться за то, чтобы они были привиты заново! Как глуп антисемитизм некоторых так называемых «христиан»! Их ненависть к еврейскому народу – ненависть к своей собственной семье, в которую они приняты, и даже к своему Господу и Спасителю!

Теология содружества

Как нам примирить доктрину Церкви как духовного Израиля с убежденностью в том, что у Бога все еще есть замысел для физических потомков Авраама? Это может сделать теология содружества. Церковь может быть понята по сравнению с Британским содружеством. Индийцы и пакистанцы были его гражданами, оставаясь в Индии и Пакистане. Они находились под властью короля Великобритании и потому составляли часть Содружества. Они не были англичанами, но были британскими гражданами. Так же обстоит дело и с теми, кто принимает еврейского Мессию. Разве они не приняли Царя Израиля? Разве они не подданные Его Царства и правления, которые служат Ему? Те, кто принял Царя Израиля, есть члены Его Царства, которое есть содружество Израиля. Израиль – это Царство Царя Израиля. Этнический Израиль находится в его центре, это корень, но Содружество Израиля состоит из всех, кто верит. Верующие из язычников являются его гражданами, даже если они не проживают физически в Израиле и не являются евреями, так же как множество граждан Британского содружества не проживают на Британских островах.

Духовный Израиль состоит из евреев и язычников, принявших Царя Израиля. Физический Израиль состоит из евреев, большая часть которых в настоящее время не признает Его правления. Все, кто принял Царя, находятся под Его благословением. Те, кто не принял Его, исключают себя из участия в вечных благословениях Завета благодати. Но Бог продолжает уделять им внимание, и Ему важны «уроженцы метрополии» даже в их неверии, так же как для короля Британии имеют большее значение обитатели Британских островов, и их мятеж был бы более важен, чем мятеж Индии или Пакистана. Тем не менее мятеж есть мятеж, независимо от того, начали его жители метрополии или присоединенных территорий. В конце концов, на карту поставлена Божья слава! Мессия снова покорит Свою землю ради Своей славы. Скажите, каким образом такое понимание может способствовать этническому фаворитизму или, наоборот, антисемитизму? Не согласуется ли оно с тем, о чем сказано в Еф.2.19: Павел говорит, что верующие из язычников более не чужие, но «сограждане святым и свои Богу»? (Под Божьим народом я в данном случае имею в виду именно еврейских верующих).

Мессия и Израиль

Для его расширения Израиль сначала должен быть сужен до одного Человека. Писание учит, что Иисус есть Израиль. В Мтф.2.15 Сам Святой Дух говорит об Израиле: «из Египта Я призвал Сына Моего» (Ос.11.1), и это значит, что Иисус исполнил это пророчество! Мы, кто верим в Иисуса, верны Израилю Божию. Он достоин благословения Завета. Мессия есть Семя Авраамово (Гал.3.16). Павел прямо говорит, что обетования уделены Аврааму и Семени его. Не «семенам», но Семени, то есть одной конкретной Личности, Мессии. Только через веру в Иисуса мы вступаем в полноту обетования Аврааму, который есть первый еврей.

Понимать пророков библейски и духовно!

Великий еврейский мессианский богослов Альфред Эдершейм некогда сказал: «Все пророки, особенно Исайя, воспринимают время Нового Завета как благословение для Израиля и всего человечества. Именно они говорят о духовном устроении мира в мессианское время, все условия которого будут выполнены в Новом Завете» (Edersheim A. Prophecy and History in Relation to Messiah. Grand Rapids,1955. P.180). Заявление Эдершейма о том, что в Новом Завете мы приходим к исполнению мессианских обетований, данных Израилю пророками, безусловно справедливо и соответствует Писанию. Рассмотрим библейские истины, о которых идет речь.

Израилю было сказано: «кроткие унаследуют землю» (Пс.37.11). Иисус говорит о том же (Мтф.5.5). Павел говорит, что Авраам наследует мир (Рим.4.13).

Бог обещал Израилю город Иерусалим. Нам сказано, что мы приступили к славному небесному Иерусалиму, общине искупленных, начатой, если смотреть духовно, еще при домостроительстве Ветхого Завета (Евр.12.22-23). Павел говорит, что Иерусалим в Ис.54 является небесным, духовным Иерусалимом (ср.Ис.54.1 и Рим.4.26-27). Это Небесный Град, Церковь и община верных (Евр.12.22-24).

Израилю обещан Храм. Новый Завет обещает как евреям, так и язычникам, но евреям до сих пор, что они сами фактически могут быть Храмом (1 Пет.2.5). Согласно Ис.56.3 язычники допущены к Божию народу и вступают в Храм. Старый храм находит исполнение в новом (Евр.7.18, 8.3). Наконец, Израилю обещан царь – Бог послал Царя царей!

Конечно, Эдершейм прав, говоря о новозаветном сообществе: «Все, что имело национальный, подготовительный, символический характер, слилось в духовную реальность исполнения» (Ibid. P.174). Согласно этому великому иудео-христианскому богослову, все обетования национальному Израилю реализованы на славном духовном пути в Мессии! Даже Маймонид сказал о пророчестве Ис.11.6, что волк возляжет с ягненком: «Все выражения, используемые в связи с мессианской эпохой, метафоричны. В дни Мессии полный смысл этих метафор и их намеки станут очевидны для всех» (Путеводитель заблудших, 3.11, ср. 2.29).

Надежда Израиля превосходит ожидания

Но через Иисуса мы обрели больше, чем даже могли себе представить пророки и их древние читатели! Петр говорит: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет.1.10-12). Это изумительно! Бог возвестил через Своих пророков то спасение, которое получили мы.

Наш нынешний опыт спасения предсказан еврейскими пророками. Почему большинство еврейских лидеров не признают этого? Они толкуют обетования по-мирски, без глубокого понимания их духовного смысла. Ортодоксальные раввины сегодня открыто утверждают, что они продолжают традицию фарисеев. Они говорят, что если Бог не добился исполнения мессианского обетования в Иисусе, то либо Иисус не Мессия, либо Бог солгал.

Но каким образом Бог не исполнил обещанное еврейскому народу? Что вы скажете, если вам обещали яблоню, а вы унаследовали целый сад? Если вместо 10 долларов вы получили миллионы? Если я обещал ребенку пишущую машинку, а в день совершеннолетия ему достался суперкомпьютер? Были ли обещания ложью? Нет! Если кто-то дает неизмеримо больше обещанного, то он не лжец. Бог даровал через Иисуса нечто неизмеримо превосходящее то, что, как многие полагают, было обещано.

К сожалению, даже многие верующие сегодня не вполне понимают, насколько новозаветное искупление и дар Иисуса Израилю и миру больше, чем кажется. Зачем останавливаться на одном дереве, когда у вас есть сад? Почему у вас вызывает стресс потеря 10 долларов, если вы миллионер? Зачем использовать старый «Ундервуд» при наличии ноутбука и лазерного принтера? Мессия и Его вечное Царство – вот огромное благословение, данное Израилю.

Все, что Бог сделал в Танахе, и все обетования Его искупления, данные во все времена, исполнились в Иисусе. Все они, независимо от того, когда они сделаны, в Нем да и аминь (2 Кор.1.20). Бог имел в виду для евреев нечто лучшее, чем кажется. Мессия предложил евреям и верующим язычникам большее искупление, чем казалось прежде.

Великий дар и благословение, предоставленные нам – вечное спасение через Иисуса, ибо только Его именем люди могут спастись. Через Мессию мы наследники славного царства Нового Иерусалима (Гал.4.26). Заметим, насколько тщательно Павел в соответствии с Духом интерпретирует изначальное пророчество в Ис.54.1!

Царство Божие более великолепно, чем все, что было при Давиде. Все великолепие царства Давида было лишь тенью того, что Бог сделал, делает и будет делать через Мессию (Евр.10.1). Если мы не понимаем, насколько великим является исполнение Божиих обетований в Новом Завете, мы лишает и еврейских, и нееврейских верующих глубокого понимания славной Личности Иисуса, нашего Мессии!

Мы должны проявить бдительность перед угрозой снижения центральной роли Иисуса в плане Божием. Нас должно беспокоить все, что намерено принизить Иисуса или умалить Его славу. Только Иисус спасает нас от смерти и ада. Только Он надежда мира. Только Он должен быть в центре нашего богословия. Ничто не должно когда-либо занять Его место.

Все творение ожидало явления Сына Божия. Мессия принес вечную Пасху, окончательное избавление. Новое творение началось уже сейчас в тех, кто верит, и когда Иисус вернется, Он освободит творение от рабства тлению (2 Кор.5.17, Рим.8.17-23). Проклятие падения уничтожена благословением спасения, ибо Царство Мессии идет вперед.

Давайте подтвердим великое расширение благословений, принесенное через Мессию. Он сделал больше, чем обещал Израилю, и Он значительно расширил Израиль путем привлечения язычников в Свое духовное Содружество, Царство Божие. Именно это было обещано через Исайю, когда он сказал: «Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9.3,7). «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа ", и да не говорит евнух: "вот я сухое дерево "… Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56.3,7). Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12.22-23).

Через Иисуса Израиль был расширен, а не заменен. Исполнение обетований Аврааму пришло и всегда будет идти вперед, пока не завершится, пока Мессия не вернется. Иисус будет царствовать, пока не положит всех врагов под ноги Свои. Он покорит все народы, в том числе и евреев, Своим Евангелием. Поэтому будем благовествовать Его во-первых, иудею, а затем и эллину!

Перевод (с) ЕРЦ Путь, Истина и Жизнь