ЧТО ТАКОЕ ИЗРАИЛЬ? Уильям Хендриксен
Богословие - Еврейская тематика

 

ACCORDING TO SCRIPTURE, WHAT IS MEANT

http://www.the-highway.com/articleJune07.html

 Hendricksen W. Israel in Prophecy. Grand Rapids,1968. P.53-57

 

    Недавно один религиозный журнал выдал следующий текст: "Кажется очевидным, что нет никаких оснований говорить о церкви, как Израиле". Таких заявлений раньше не было. В своей докторской диссертации по богословию автор этой же работы приводил немало совершенно противоположных высказываний разных авторов.

Есть ли здесь доля правды? Любое допущение такого рода следует тщательно проверить. Ясно, что перед нами неправильное определение Израиля, то есть евреи рассматриваются только как этнос, видимая Церковь отличается от Израиля, а невидимая – от видимой. Тем не менее в Ветхом Завете есть множество мест, где термин «Израиль» относится к евреям как нации или народу, то есть к теократии. Мы читаем, что сыны Израилевы роптали на Моисея и Аарона в пустыне (Исх.16.2), а также о переписи Израиля (Исх.30.12), о том, что народ Израиля сделал золотого тельца (Исх.32.20), что Израиль был усерден ко господу (Исх.35.29), что Господь дал постановления и законы Израилю (Пс.147.19) и т.д. Ветхий Завет содержит Божии обетования, которые по их буквальному смыслу предназначены для израильтян, то есть евреев. Благословения временного характера были обещаны Аврааму, например, «потомству твоему дам землю сию» (Быт.12.7). Кроме того, перспектива возвращения Израиля из плена исполнилась в буквальном смысле.

В Новом Завете это буквальное использование термина Израиль сохраняется. Так, Ангел Господень повелевает Иосифу вернуться вместе со своей семьей из Египта в землю Израиля, и это никак не означает, что он должен вернуться в «землю Церкви». Земля Израиля, конечно, есть просто страна евреев (Мтф.2.21, 8.10, 9.33, Лк.4.27, 7.9, Иоан. 3.10, Деян.2.22, 3.12 и т.д.).

Но наряду с этим буквальным использованием термина в Библии с самого начала есть и образное использование. Те, кто говорит, что Церковь – это не Израиль, просто не понимают этого момента. Тем не менее уже первое появление термина «Израиль» в Писании уже подразумевает, что истинный израильтянин – это не человек, который принадлежит к данной нации, или тот, кто возводит свою родословную к Аврааму, но лицо, которое имеет власть Божию над людьми (Быт.32.28). Отметим также Пс.73.1: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем» и Пс.125.5, где Израиль противопоставляется тем, кто уклонился на кривые пути. Бог отделил его от делателей неправды, и потому говорится: «мир на Израиля». Кроме того, земля, обещанная Аврааму, также типологична (Евр.11.10-16). Семя, в Котором исполняются все обетования – это Христос (Гал.3.16).

Именно в таком, образном смысле Павел в Гал.6.16 призывает мир на Израиль Божий. То, что апостол не имеет в виду исключительно этнических евреев, ясно из контекста, который гласит: «Ибо обрезание ничто и необрезание ничто, но новая тварь» (ст.15); это одна-единственная вещь, которая действительно имеет значение. Новое творение, по Павлу – это возрожденная жизнь, которую Святой Дух приносит в сердце человека (Иоан.3.3-5, Рим.2.29). «Вера, действующая любовью» (Гал.5.6) является важнейшей характеристикой, а не то, является человек евреем или неевреем (ср. 1 Кор.7.19, 2 Кор.5.17). Таким образом, для Павла церковь, состоящая из евреев и язычников, которые приняли Христа как своего Господа и Спасителя, действительно есть Израиль. Мы видим, что предположение, что Церковь – это не Израиль, является как минимум чересчур смелым. Как утверждает Павел, преграда между евреями и неевремями была разрушена через Кровь Христа (Еф.2.14), и бывшие враги были «примирены с Богом в одном теле посредством Креста» (Еф.2.17). Какое мы имеем право восстанавливать эту разделительную стену?

По словам Павла не все потомки Израиля действительно есть Израиль (Рим.9.6, ср. 1 Кор.10.18), и не все они входят в «весь Израиль» в Рим.11.26. Не все, кого называют евреями, верны своему имени (Рим.2.28-29, ср. Иоан.5.41-44). Не все они получают похвалу от Бога. Кроме того, есть потомки Авраама, которые, как Исмаил, родились по плоти, а есть те, которые, как Исаак, родились от Духа (Гал.4.29). Принадлежность к физическим потомкам Авраама не гарантирует принадлежности к Израилю Божию (Гал.6.16, Рим.9.24). Иоанн Креститель в полной мере осознавал тот факт, что происхождение не гарантирует принадлежность к истинным сынам Авраама. Он знал также, что и помимо происхождения Бог может создать сыновей Аврааму (Мтф.3.9, Лк.3.8).

Таким образом, если безоговорочное заявление, что Церковь – это не Израиль, является ошибкой, неверно также утверждать, что благословения Израиля не принадлежат Церкви, а только евреям. Мнение, что благословения, ранее обещанные евреям как народу, в настоящее время уделены Израилю Божию, то есть равно евреям и язычникам, находится в гармонии с учением Самого Христа. Он учил, что привилегии, которые некогда принадлежали древнему народу Завета, будут восприняты новой нацией. Это народ, который принесет плоды (Мтф.21.43). Многие придут с востока и запада, и воссядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства будут брошены во тьму внешнюю (Мтф.8.11-12). Виноградник может быть дан другим арендаторам (Мтф.21.41). Когда приглашенные гости не явились, пришли другие (Мтф.22.1-14).

Кроме того, Павел прямо говорит, что различая, касающиеся расы, социального положения, уровня культуры и пола, не имеют никакого значения. «Если вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». «Христос есть все и во всем» (Гал. 3.28, 29; Кол 3.10, 11). Петр подчеркивает ту же самую истину, говоря: «Вы род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет.2.9). Иными словами, старое наименование, данное людям, ранее принадлежавшим Завету, принадлежит и вам.

Никто не станет отрицать, что все духовные благословения обещаны Церкви (Еф.1.3). Церковь есть невеста Христа (Еф.5.23, 27, 32). Невеста сравнивается с дивным городом, золотым Иерусалимом, да она и есть этот город (Откр.21.2, 9-10). На вратах его написаны имена двенадцати колен Израилевых, а на камнях его фундамента – имена двенадцати апостолов Агнца (Откр.21.12-14). Разве это не означает, что все духовные блага в настоящее время даны Вселенской Церкви, в которую собраны избранные из всех народов?

Тот факт, что однажды Израиль включит в себя избранных из язычников и что именно к этому Израилю Божию относятся обетования пророков, был в полной мере ясен Павлу (Еф.3.1-6). Восстановление спасенного Израиля (Ис.49.6) считается выполненным, если Евангелие пришло к язычникам (Деян.13.47). Расширение шатров Сиона (Ис.54.1-3) совершается, когда язычники принимают Христа (Гал.4.27). Новый Завет, обещанный Господом через раба Его Иеремию, единственно гарантирует полное спасение каждого верующего, будь то еврей или язычник, через простую веру во Христа, вне зависимости от закона (Евр.8.8-12, 10.16-20). Символика целебных вод Иезекииля (Иез.47, ср. Ис.44.3, Зах.14.8) исполняется в день Пятидесятницы, когда изливается Дух Святой (Иоан.7.37-39). Пророчество, согласно которому непомилованная однажды будет помилованной, и те, кого называют «не Мой народ», будут «Моим народом» (Ос.2.23, 1.9-10) исполнено через создание Церкви, в которую призваны избранные не только из иудеев, но и из язычников (Рим.9.24-26). Восстановление скинии Давидовой (Ам.9.11) считается выполненным, если Бог посетил язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое (Деян.15.14 и далее). Ясно поэтому, что есть все основания определенно сказать, что благословения, обещанные Израилю, уделены Церкви.

Иными словами, когда пророчеству суждено было сбыться, оно исполнилось уже в соответствии с Духом новой эры. Пророчества Ветхого Завета исполнились в Церкви, и во всей Библии нет ни малейшего признака, что стрелки часов повернут обратно. Давайте начнем дышать воздухом нового творения, и жить и мыслить, как люди Нового Завета.

 

Перевод (с) ЕРЦ Путь, Истина и Жизнь