Джон Нокс "В защиту казни Сервета"
Богословие - История церкви
 

 

 
Название книги: Джон Нокс  "В защиту казни Сервета"
 
Вы можете скачать данную книгу к себе на компьютере (кликните правой кнопкой мыши по ссылке Скачать книгу и выберите "сохранить объект как"):
 

В ЗАЩИТУ КАЗНИ СЕРВЕТА

Джон Нокс

http://www.covenanter.org/Antitoleration/knoxdefended.html

 


Можете ли вы, анабаптисты, доказать (в чем вы нас злонамеренно обвиняете), что мы учим людей каяться в грехах и беззаконных поступках лишь в последний день? Что мы обещаем, что воры и убийцы получат ту же благодать и пользу, что Давид и Петр? Я надеюсь, что ваша собственная совесть засвидетельствует об обратном.  Позволим ли мы беззаконникам жить среди нас по своей воле? И будете ли вы столь дерзки, чтобы сказать: «как же вы могли быть преследователями, чтобы кровь Сервета и других людей стала вопиять к Небу? Ведь Бог уже частично отмстил за их кровь и воздал некоторым из преследователей той же мерой, которую они приготовили другим, хотя бы это и не упоминалось в то время».

 

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который открывает то, что остается сокрыто от лицемеров, которые могут лгать какое-то время, но затем невольно выдадут себя. Многие думают, что у них есть ревность к Божией славе, любовь к добродетели, ненависть к ее врагам, стремление ко спасению людей; они могут создать  у других людей впечатление, что они люди усердные и искренние, что никакое обвинение не сделает их недостойными, что их дела не только допустимы, но и похвальны, что можно добровольно и умышленно повреждать Писание, стоящее на страже Божия правосудия и Его славы, сопротивляться библейскому учению и стремиться улучшить его. Но последнее из этого невольно выдаст их и покажет, в каком списке они стоят, и что их сетования – не у того источника, о котором они якобы радеют.

Я говорю о смерти Сервета, вашего «дорогого брата», о спасении души которого торжественно молился Кастеллио, сказавший, что «Его царство утверждается на крови мучеников» (имея в виду, вероятно, и вашего «пророка» Джона из Кента), чтобы возбудить плач ваших сердец. Вы не заметили пролитой крови настоящих мучеников Иисуса Христа, таких, как Томас Кранмер,  Николас Ридли, Хью Латимер, Джон Хупер, Джон Роджерс, Джон Брэдфорд и многих других, да воздаст Бог за эту кровь – а лишь своих великих пророков и пророчиц и их гонителей, которым воздано той же мерой, которой они воздали другим. И я обращаюсь ко всем, в ком еще есть страх Божий. Почему вы не возражали против приговора славному Евангелию Иисуса Христа, которое недавно подавлялось в Англии; почему самые доблестные воины и мученики Иисуса Христа в ваших богохульных устах сами оказались гонителями – что является таким кощунством для всех благочестивых, что я даже не хочу трудиться над его опровержением? Моя цель в том, чтобы отплатить вам той же монетой, чтобы в любой общине могло состояться правосудие над богохульниками, как того требует Слово Божие. И я даю вам серьезное предупреждение, чтобы после вы не жаловались на то, что якобы вас обманули.  Вы являете отступничество от Бога и изрекаете открытую хулу на вечную истину, так что нам постоянно приходится доказывать одно и то же тем, кто рядом с нами – ибо даже если бы вы были моими родными братьями, я не стал бы покрывать ваши грехи.

Но к делу. Вы являете собой вредоносных ядовитых лжецов, у которых нет права свидетельствовать против нас. Теперь я покажу, что вы богохульствуете и подлежите преследованию. Соломон утверждает: тот, кто осуждает невинного и оправдывает нечестивого, сам становится мерзок пред Богом (Притч.17). Судить вправе не только судьи, но всякий человек, от которого того потребует Бог, ибо ему ненавистно то, что Господь осудил, и он готов осудить это сердцем и устами, и готов также оправдать все, что Бог признает справедливым, законным и святым. И наоборот, даже если найдутся многие, кто не накажет нечестивого, а облагодетельствует, покроет и оправдает его, им воздастся за это. Наказание, постигшее Дафана и Авирона, совершается редко, но это достаточное доказательство (Чис.16). Вместе с Кореем они вступили в заговор против Моисея и Аарона. Но только ли им было отомщено? Нет, но их семьи, дети, жены, шатры были в тот день поглощены и пожраны землей. Почему? Потому что иные стали оправдывать нечестивых, покрывать и спасать их – что то же самое. Никто не будет отрицать того, что кто убил невинного, тот убийца, хотя бы и под маской правосудия. Тот же, кто имея законные основания для казни убийцы, оставит его в живых, сам будет убийцей, хотя некоторые и сомневаются в этом. Если мы тщательно исследуем закон Божий в этом вопросе, то у нас не останется сомнений. Надлежит знать, что если не карать убийц, то пострадают других, кроткие и боящиеся Бога, которых должно защищать. А те, кто не будет охранять и защищать их, будут не меньшими преступниками перед Богом, как те, кто угнетает невинных.

Приведу один лишь пример. Бог предал в руки Ахава Венадада, царя Сирийского (3 Цар.20)., который был большим врагом Израиля, но на определенных условиях был отпущен домой. Какой приговор был вынесен Ахаву? «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из своих рук человека, проклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой – вместо его народа» (3 Цар.20.42). И вот теперь вы оправдываете Сервета, который был отвратительным богохульником, и сами становитесь такими же богохульниками, как и он, что я и покажу здесь, насколько это будет полезным. Я приведу из некоторых книг то, чего вы не отрицаете, оправдывая свое дело; и затем приведу непогрешимое свидетельство Слова во Святом Духе.

Вам нелегко признать, что Сервет был обвинен в богохульстве, ибо если вы признаете это, вам придется признать то, что смертный приговор в отношении него не был ни бессмысленной жестокостью судей, ни убийством, ни гонением, но исполнением Божьего суда, и истинные и верные слуги Божии, когда все средства закона оказались бессильными, были вынуждены исторгнуть беззаконие среди себя.  Бог покарал его смертью без милосердия, как то положено богохульникам и написано (Лев.24). Возможно, некоторые сомневаются в его богохульстве. Но если мы будем справедливо рассматривать и оценивать Писания, мы обнаружим, что произносить богохульство или хулить Бога значит не только говорить, что Бога нет, но и отрицать Его силу и величие, вносить такие мнения, которые заставляют людей сомневаться в Нем, отходить от истинной религии и чтить плоды своего воображения, упорно поддерживать и защищать дьявольские мнения и учения, противные Божией правде, судить о тех вещах, которые Бог считает необходимыми для нашего спасения и, наконец, гнать святых Божиих и члены Тела Христова.But that he who, having lawful authority to kill, and yet suffereth the murderer to live, is a murderer, in this perchance some men may doubt. But if the law of God be diligently searched, this doubt shall easily be resolved.

Из первого и второго рода были гордый Сеннахирим и Рабсак, которые сравнивали Бога с языческими идолами и стремились извести благочестие и всякое правое и достойное мнение о Боге в сердцах израильтян. Пророк ответил на этот вызов: Кого ты хулишь?

 

В-третьих, были Израиль и Иудея, обратившиеся к идолопоклонству, о которых пророки часто говорили, что они похулили Святого Израилева. «Потому что (говорит Исаия) они отвергли закон Господа Саваофа, и слово Святаго Израилева они хулили». И Иезекииль резко обличал большинство израильтян в идолопоклонстве: «отцы ваши хулили Меня».

 

В-четвертых, Именея и Александра Павел предал сатане, чтобы научились не богохульствовать (1 Тим.1)

 

В-пятых, было множество евреев, которые хулили и по сей день хулят смерть Иисуса Христа, Его благословенное дело, проповедь Евангелия и установления Его таинств, без которых нет ничего, необходимого для нашего спасения.

 

Наконец, сам Павел не отрицает, что он был богохульником и гонителем до своего возрождения.

 

Если я покажу, и это будет правдой, кем на самом деле был ваш «пророк» Сервет, то не станет ли весь анабаптистский род в ряды таких же богохульников? Хотя бы рядом со мной был любой ваш защитник, но я сделаю все, что в моих силах и что Бог позволит, чтобы дать Церкви Божией знать, где тот яд, которого благочестивые должны остерегаться.

 

Ныне я говорю, что Сервет, которого вы оправдывали и в защиту которого писали повсеместно, распространял нечестивые и дьявольские учения о Боге, которые бесчестили Его и рассеивали сомнения. Он судил о тех вещах, которые Христос повелел считать необходимыми для спасения. Он считал также, что истинная вера не должна противостоять его дьявольской лжи и сопротивляться тому, что ведет к смерти. Его лжеучение о Боге таково:

 

 

 

1. Всякий верующий в Троицу верит не в истинного Бога, но в идола и дьявольскую иллюзию.

 

2. Христос есть Сын Божий только в той мере, в какой Он стал им во чреве Богородицы, и только силой Святого Духа, а не потому, что Бог рождает Его по Своей природе.

 

3. Слово Божие, сошедшее с Неба в плоть Христову, и сама эта плоть есть одно и то же. Тело Христа есть тело Бога, рожденное от Его Сущности.

 

4. Душа Христа есть Бог, облекшийся во плоть, что было Его природой от всей вечности.

 

5. Бог Отец и Святой Дух есть одно и то же.

 

6. Как Христос имеет участие в Божестве, так и люди, с той разницей, что они твари, а Он не тварь.

 

7. Как Слово стало плотью Христа, так и Дух Святой сошел в души апостолов.

 

8. Христос, пока мы знали Его по плоти, не получил Духа, а получил Его лишь в воскресении.

 

9. Все люди от начала осенены Духом Божиим; тем не менее Он может отойти от них.

 

10. Все это суть сущность Бога. Хотя душа человека – не Бог, в ней присутствует Дух, Который есть Бог.

 

11. Душа, согрешившая смертным грехом, умирает, так же как и плоть, когда она лишена души.

 

12. Те, кто попадают в ад – это не прежние души, а воссозданные заново.

 

13. Крестить ребенка – это то же самое, что крестить осла или камень.

 

14. Смертный грех нельзя совершить в возрасте до 20 лет.

 

 

Я думаю, всего этого достаточно, чтобы читатели поняли, что я не без причины говорю, что Сервет, которого вы оправдываете, был богохульником. Я пропущу более ужасные вещи, чтобы не соблазнять благочестивых, которым я не намерен говорить ничего лишнего, за исключением того, что надлежит знать, чтобы змеиный яд не остался в нас. Я обращаюсь к совести Кастеллио, который думает, что такие мнения о Боге нельзя считать богохульством. Что может быть богохульнее, чем заявлять, что те, кто верят в Троицу, не знают истинного Бога, но чтут плод своего воображения, что Иисус Христос не есть Вечный Сын Вечного Отца, что нет различий между Отцом и Сыном, кроме воображаемых, что Христос не был человеком, что Его плоть явилась с небес, будучи нетварной – все это несущественно и не является богохульством? Если я говорю, что такая хула достойна десяти тысяч смертей, особенно если она упорно не прислушивается к увещеваниям, то пусть судьи, имеющие страх Божий, и вы сами, подумают, как ответить перед престолом Господа нашего Иисуса Христа. Это уже даже не хула на крещение детей, на открытую проповедь Евангелия, на установление Вечери Господней и все, что с этим связано. Это наша слава и убеждение, отрицание этого вредит собраниям, но это не то, что абсолютно необходимо для спасения. Согласны ли вы с богохульством, или просто не хотите подтвердить то, что необходимо для нашего спасения Богом во Христе Иисусе и заповедано Им, чтобы мы могли пользоваться этим до Его Второго Пришествия – это разные вещи даже в глазах тех, кто равнодушен к другим вашим разногласиям с нами. Я еще вернусь к этому в другом месте.

Вы обвиняете нас, что мы призываем к жестокости и подтверждаем правомерность осуждения на смерть за инакомыслие в вопросах веры, хотя некоторые из нас рассуждали иначе, прежде чем пришли к власти, а затем взяли в руки меч и стали кровавыми тиранами.

Да, такие книги у нас есть. Мы утверждаем, что для гражданской власти законно использовать меч против еретиков. Об этом писал такой благочестивый муж, как Теодор де Беза, которого я знаю лично, хотя и не могу за него отвечать. Жан Кальвин сделал письменное рассмотрение книг Сервета, которое стало причиной смерти этого несчастного. Эти книги для вас, возможно, являются вечными памятниками жестокости, но я надеюсь, что нашим потомкам они принесут пользу, если у них не будет столь же благочестивых людей, которые способны будут воевать с упорствующей ересью. Поскольку мы должны отправлять правосудие, мы можем не особенно опасаться вашего мнения.

Вы спросите: если мы овцы, которых Христос послал среди волков, то почему мы должны преследовать волков? Я требую ответа: Моисей – овца или волк? Прав ли он был, казня идолослужителей, которых было куда больше, чем последователей Сервета и Джона Кентского? Для меня здесь все ясно. Для них не было предложено покаяние, им не давалось никаких предостережений, но было приказано без промедления убивать их, даже брата или сына. Я думаю, что если судить, как вы, то тогда Моисей и левиты будут волками, пожирающими овец.  Но мы знаем, что страх Божий – больше, чем мнение человеческое. Может быть, вы потребуете каких-то привилегий в Пришествие Господа нашего Иисуса, Который Сам сказал, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить?

Вы спросите далее:  разве может Авель убить Каина, а Давид – Саула, и рожденный от Духа – рожденного по плоти? Я отвечу: если речь идет об Авеле, Давиде или Исааке, то никто из них не имел повеления убивать. Но каким образом вы делаете отсюда вывод, что по закону никто из избранных Божиих не может казнить человека, если дело касается совести? Если под совестью вы разумеете только то, что кажется хорошим в ваших глазах, то вы утверждаете великую глупость, явно отвратительную для Закона Божия и для тех, кого Бог высоко оценил в Священном Писании. Но поскольку вы постоянно взываете к совести, чтобы снять с себя обвинения, я спрошу вас: убийца, прелюбодей и любой другой злоумышленник тоже должен быть освобожден от наказания по закону, если он утверждает, что делал то, что согласуется с его совестью? Я надеюсь, вы согласитесь с тем, что он обманывает себя, претендуя оправдывать совестью то, что явно нарушает Божьи заповеди. И почему бы вам не понять, как далеко вы можете зайти в этом споре? По-вашему, внешние преступления никак не связаны с вопросами религии, ибо в сознании каждого человека есть вера и почитание Бога; но таких противоречий в Слове Божием просто нет. И если для вас это только повод защищать пагубные заблуждения, то вы так или иначе презрите Богом установленную религию.

Скажу еще проще. Израиль и Иудея стали по-разному чтить Бога, после чего десять колен были отторгнуты от дома Давида. Колено Иуды защищалось от тлетворного идолопоклонства, когда отца давали детей своих Молоху; они являли рвение, которое вполне одобрялось их совестью. Несмотря на это, Илия убил жрецов Ваала; и что, он был рожден по плоти, а не возрожден Духом Божиим? Иосия (4 Цар.23) истребил жрецов высот, сжигавших человеческие кости на алтарях; он что, был Каином, а не наследником Царства с Авелем? Я надеюсь, вы не будете отрицать, что царь Давид был верен Богу, хотя вы и не скажете, что Бог отомстил за него. Дух Божий через Иеремию вынес ему более мягкий приговор, чем Ахаву, погибшему вместе с народом. Рассмотрите все это по Писанию и осудите нас, если сможете.

Мы говорим, что человек не может преследоваться за веру, если он не кощунствует против Бога и Его религии и не защищает упорно ложных учений. Когда человек это делает, то он осуждается законно, если магистрат имеет право выносить смертный приговор (как было в случае с Серветом, на который вы жалуетесь) в соответствии с Божьим Законом в 13-й главе Второзакония.

Чтобы положить конец вашей клевете, я настаиваю на двух вещах. Во-первых, глупо злоупотреблять понятием совести, о чем вы постоянно нам пишете и думаете, что это подействует. Совесть, то есть самооценка наших действий, должна иметь свидетельство Слова Божия; если у вас этого нет, вы можете обвинять нас в каких угодно злодеяниях и ничего не добьетесь.

Во-вторых, наше учение надо исследовать и опровергать на основании Писания и по веским причинам, а не словесным бушеванием и человеческим неистовством. Вы никогда никому не докажете, что наши доктрины вредоносны или что мы по злобе отнимаем человеческие жизни. Благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, явивший Свою милость в истинном учении, даровавший нам надежду и пекущийся о Церкви таким образом, что Он всегда будет оставлять свидетельства всем поколениям, чтобы истина не исчезала напрасно. Ему слава вовеки.

 

 

True it is, that books are written both by you and by us.