Теодор де Беза. ИСПОВЕДАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Богословие - Исповедание веры
 
ИСПОВЕДАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

Теодор де Беза (1559) '''[[http://www.glaubensstimme.de/doku.php%3Fid%3Dautoren:b:beza:beza-bekenntnis''&#39]];;  

1. Очевидно, Бог не может просто так оправдать людей, ибо все они грешники, поэтому для того, чтобы Бог простил их, необходимо, чтобы была сохранена справедливость, и если бы не было способа совместить это, то все человечество погибло бы навсегда.
 
2. Тем не менее Бог соблюдает таким образом Свою справедливость в прощении свободно, а не по обязанности. Таким образом, следует в первую очередь иметь в виду, что у всех людей есть вина перед Богом. Во-вторых, если они уже виновны, они также продолжают грешить, и, в-третьих, если Бог не благоволит снять их вину и простить их, не ущербляя Свою справедливости, они будут осуждены Им и погибнут навсегда.
 
3. Да будет известно в таком случае, что, учитывая  эту возрастающую вину людей, Бог смотрит на них также как на связанных долгом соблюдать Его закон. Поэтому только Он может возродить наши греховные сердца таким образом, чтобы мы делали то, что обязаны, и мы обязаны также делать это  в любви к Нему.
 
4. Что бы ни делали люди, они делают это исходя из сил своей природы, и опыт учит нас, что эта природа не дает нам возможности делать то, что требует Бог, и подвергает нас Его гневу, и это должно быть ясно и для природного ума. Сама наша природа вводит нас в такое состояние, что мы не можем соблюдать требования Бога в любви, и соответственно мы виновны перед Ним.
 
5. Сделаем отсюда три вывода. Во-первых, Бог ненавидит людей в силу их испорченной природы; с другой стороны, Ему не безразлично, что они виновны и добавляют к своему греху, и поэтому Он находит возможность снять их вину, не ущербляя Своей справедливости.
 
6. Где можно с уверенностью найти такую возможность? Поистине, для этого нужен Поручитель, Который стоит выше всех остальных существ, ибо никакие ангелы не смогут взять на себя такую ответственность. Ангелы не испытали греха людей и, следовательно, даже если они пострадали бы за их вину, это не имело бы смысла для справедливости Бога, перед Которым провинились именно люди. Кроме того, ангелы не в состоянии вынести гнев Божий, который был бы для них тягчайшим бременем.
 
7. Если ангелам такая ноша не по силам, то как найти такое существо, которое могло бы ее вынести? И если именно люди виновны перед Богом, то, кто, кроме Самого Бога, может вынести тяжесть гнева Божия? Именно поэтому Сам Бог добровольно сошел на землю, чтобы исполнить то, чего не могли сделать другие, и взять на Себя долг людей, не уплатив который они навсегда погибнут. И именно для того, чтобы совместить жти требования, Бог должен был стать человеком, и таков Господь наш Иисус Христос, Чье искупление возвещает нам Евангелие.
 
8. Теперь мы можем видеть, Кем является Иисус Христос, в Котором есть все, что необходимо для нас.. В первую очередь, Иисус Христос есть Бог, который принял на Себя человеческую природу таким образом, чтобы она могла пострадать, приняв справедливое Божие наказание за наши грехи. Ибо если бы Он просто остался Богом, Он никоим образом не мог бы пострадать; если бы Он просто преобразовался в человека, то Он был бы раздавлен грузом гнева Божия.  Поэтому Он должен был быть одновременно Богом и человеком, чтобы принять на Себя страдание и смерть и в то же время победить смерть Своей смертью.
 
9. Чтобы взять на Себя грехи людей, Господь Иисус должен был посредством  Святого Духа получить святую и безгрешную человеческую природу, которая могла бы быть принята Богом. Мы приходим к Иисусу Христу как люди Божии и обретаем через жертву Его, в согласии со справедливостью Божией, прощение и освобождение от наших грехов. Поскольку Иисус Христос есть Человек, Он исполнил всю волю Божию и при этом никогда не грешил. Поэтому Он может также осуществить в нас Божию праведность, не только потому, что Он имеет нашу природу, но и потому, что принес должные плоды.
 
10. Таким образом, мы видим, что Господь Иисус Христос занял перед Богом место нас, осужденных на вечную смерть за свое нечестие. Тем не менее следует понимать, что мы обретаем во Христе, ибо Он не только благой Врач, исцеляющий нашу природу, но и Тот, Кто берет на Себя нашу вину перед гневом Бога, несущим грешникам вечную смерть. Надлежит знать также, каким образом то, что сделал Христос, должно стать нашим достоянием.
 
11. Чтобы знать, каким образом Иисус Христос прилагает к нам дар вечной жизни, мы должны вернуться назад и понять, что мы утратили в Адаме. Потеряв вечную жизнь, мы не только получили грехи, болезни и смерть, и утратили не только силу, но сам образ Божий, так что это не только болезнь, но смерть и гибель. Также греховная болезнь нашей души означает, что сама наша воля повреждена и не может творить угодное Богу, и самое опасное здесь то, что мы этого состояния не понимаем, хотя должны бы.  
 
12. От начала мира у Бога есть возлюбленные Им люди, начиная с нашего прародителя Адама, которому Он обещал вечную жизнь благодаря тому, что изначально замыслил предоставить Иисуса Христа, в Котором нам дано все для этого необходимое. После этого Он заключил завет с потомками Авраама и многократно обращался к ним, даровав им закон и установив многие заповеди и церемонии, чтобы отделить народ Божий от всех других народов и воспитать его так, чтобы в будущем в нем мог явиться Христос, на приход Которого надеялись те, кто уповал на Бога, хотя и мог страдать под гневом Его за свои грехи.
 
13. В конечном счете, когда пришло время, определенное премудростью Божией от вечности, те, кто сохранил упование на Него, приняли Его Вечного Сына, сошедшего с небес, воплотившегося силою Духа Святого через Деву Марию, как отрасль дома Давидова, получившего через нее природу без греха, человеческое тело и душу, и в то же время сохранившего общение с Отцом в Духе Святом, чтобы Он мог исполнить Свое предназначение усыновить людей Богу.
 
14. Исполнив Свое дело, Иисус Христос вознесся на Небо, но Он оставил нам Свое учение, причем не таким образом, чтобы оно проповедовалось только устно апостолами и евангелистами, но Церковь запечатлела его письменно в книгах, которые будут существовать до конца времен, обличая всех лжеапостолов и лжеучителей, отвергших или подменивших завет Божий, возвещенный в подлинных книгах Писания.
 
15. Это учение Писания и основанная на нем проповедь не напрасны, ибо если человек не может видеть лик Божий или ангела Всевышнего, возвестившего Его волю, то ему надлежит повиноваться поставленным Богом пастырям и учителям Церкви и их предписаниям, через которые он может быть научен истине Слова. Вместе с тем этому научению предшествует благодать, ибо никто не будет сам стремиться к избавлению от греха и вины.
 
16. Поэтому, прежде чем говорить о дальнейшем, отметим полномочия служителей Божьих, проповедующих Его Слово в Церкви, которая так нуждается в слышании при бедственном положении человека. Проповедующим же как слугам Его надлежит знать, что через Слово Божия воля преобразует падшую волю человеческую, и дает нам Дух Святой, Который затем утверждает нас в вере непоколебимо.
 
17. Прежде всего через Писание нам возвещается закон, который показывает, что мы жалкие грешники, заслужившие вечную смерть, и при посредстве Духа заставляет нас оплакивать свое отчаянное положение, которого в противном случае мы никоим образом не познали бы. Ибо нечестивый может мнить себя праведником, так же как безнадежно больной способен настолько лишиться ума, чтобы счесть, что он наслаждается цветущим здоровьем, и первое, что здесь необходимо - это открыть нам нашу болезнь и смерть.
 
18. Другим делом Духа Святого является открытие нам Евангелия и вечной жизни. Ибо Он не вселяет в нас тоску и ужас от того, что мы не можем исполнить закон, но утешает нас и открывает духовный свет, в котором мы можем видеть то, что открыто нам в Писании, а именно блага и мир Божий, даруемые нам в Иисусе Христе. 
 
19. Сила Духа Святого действует таким образом, что с Ним мы можем постичь учение Евангелия, которое чуждо этому миру и далеко от него. Дух Святой раскрывает это учение  нашим умам и внедряет его в наши сердца, чтобы мы могли верить Богу и воспринять то, что Он дарует нам в Иисусе Христе,  и придать этому надлежащее значение. Без этого и бесы веруют и трепещут, но это никак не значит, что они будут спасены. То, что Писание говорит нам об этом, имеет особое значение, а именно: живое Слово, Христос, преобразуется в Слово слышимое. Ибо поскольку Иисус Христос в письменном Слове раскрывает Себя таким образом, что мы можем верить Ему, через это Слово мы приобретаем возможность также соединиться с Ним. Посему св. Павел и говорит, что мы оправданы не просто верой, а по благодати через веру. Сам Живой Христос оправдывает нас, но мы должны еще усвоить это оправдание посредством веры. Поэтому, если кто-либо верит, что в Господе Иисусе Христе есть жизнь вечная, он получит ее, возложив свое доверие и упование на Него. В этом заверяет нас Сам Христос, как образ Божий, явленный в человеке.
 
20. Третьим делом Духа Святого в нас является следующее: Он соединяет нас со Христом и постепенно освящает наши сердца, чтобы мы могли  принадлежать Господу. При этом освящение дается нам сразу, но оно не может оставаться неизменным, ибо оно совершается вплоть до разрушения растленной греховной природы, не способной после падения исполнить закон Божий, и в то же время создает в нас новую природу и раскрывает новое сердце, которое Господь вкладывает в нас.
 
21.  В связи с этим необходимо объяснить, почему мы продолжаем грешить. Прежде чем Бог освятит нас, грех для нас непобедимый враг, ибо мы не можем ни прекратить грешить, ни любить Бога. Но праведность, которую мы получаем, не то же самое, что безгрешность, точно так же как вечная жизнь - не просто противоположность вечной смерти: даже Каин будет существовать в аду вечно. Праведность для Бога есть возможность служить Ему в любви, оплакивая грехи, от которых мы страдаем, тогда как те, кто следуют дьяволу, наслаждаются своими похотями.
 
22. Все сказанное означает, что в Иисусе Христе мы находим все, что необходимо для нашего спасения, и что все это сообщается нам Духом Святым по вере. Но для этого нужно, чтобы Дух сначала пробудил нас, а потом взращивал изо дня в день сначала очень слабое семя духовной жизни. И мы можем видеть, какое значение в этом имеет наша вера. Прежде всего, верующий с помощью слышимого Слова и даров Духа растит в себе эту Божественную жизнью. Именно для этого он слушает Слово, проповедуемое в общине, читает его дома, произносит его в своих молитвах и прошениях днем и ночью, ложась и вставая, упорядочивает им свою жизнь в этом мире и ожидает мира будущего. Поэтому Давид и говорит, что спасение не имеет отношения к богатству, благородству, царской власти или любому достоинству этого мира, но оно приходит через Слово Божие, его постижение и принятие сердцем, и только таким образом мы можем начертать в нашем уме образ небесной страны, чтобы однажды войти в нее.   
 
23. Далее, нам надлежит знать также, что чтобы дело Иисуса Христа стало нашим достоянием, Бог наш установил в Своем Слове несколько вещей, которые не сводятся к провозглашению Его. Ибо хотя церемонии, установленные Иисусом Христом, способны убедить в Его истине тех, для кого они совершаются, их основное назначение - сделать ближе ко Христу тех, кто уже в Него верит. Такие вещи называются таинствами, ибо это установленные Богом средства, с помощью которых люди могут воспринять Иисуса Христа и все Его блага, данные им с тем, чтобы они жили вечно. Именно так мы понимаем таинства, хотя другие могут придавать им иное значение, которое мы не можем считать правильным.
 
24. В христианской Церкви есть лишь два таинства, а именно Крещение и Вечеря Господня. После того, как искупление совершилось, множество церемоний закона было отменено, ибо после того, как взошло Солнце правды, мы уже не нуждаемся в прообразах и тенях закона. Два таинства Церкви требуют лишь немногих вещей, а именно воды, хлеба и вина. Мы погружаем в воду или обливаем ею, едим хлеб и пьем вино не потому, что человек без этого вовсе не мог бы поверить, но потому, что его природа нуждается в таких знаках, которые напоминали бы ему о Боге, небе и спасении. Поэтому если кто-то отрицает необходимость в таинствах, мы можем ответить, что таковой считает себя мудрее Христа, знавшего, что будет полезнее для Его общины. Кроме того, использование знаков - не отличительная черта христианской религии, ибо его практикуют и евреи, и даже язычники.
 
25. Таким образом, таинства Божии являются таковыми только потому, что Господь использует их, и то, что относится к Слову, произносимому устами, касается и таинств: это средства, с помощью которых мы можем соединиться с Богом во Христе. Ибо Бог благоволил использовать для этого видимые знаки, которые посредством Духа принадлежат общине верующих в Иисуса Христа. Здесь надо иметь в виду четыре вещи. Во-первых, Бог установил обшение с Собой через знаки изначально. Во-вторых, через них Он подтвердил это общение. В-третьих, то, что Бог придал общению с Ним форму знаков, имеет значение для того, как именно благодать действует посредством таинств. Наконец, мы используем воду в Крещении и хлеб и вино в Вечере Господней просто потому, что так установил Господь, и поскольку Его волей было таким образом соединить нас с Иисусом Христом и всеми Его благами, через которые мы будем жить вечно.
 
26. Знаки как таковые не превращаются в сущность, и они раскрывают ее не посредством нескольких произнесенных слов силой, но силой Господа Иисуса Христа, Который установил таинства и использует их. Это не физическое и не естественное событие, но особое действие Божие, посредством которого телесное становится знаком духовного.
 
27. Знаки, которые мы получаем, не есть только нечто видимое, но они означают те блага, которые Иисус Христос принес Своим обремененным грехом и виной людям. Эти знаки тем не менее нельзя презирать или легкомысленно к ним относиться, ибо они указывают на Самого Иисуса Христа и на все, что Он сделал для нас. 
 
28. Крещение совершается погружением или обливанием во имя Отца, Сына и Святого Духа. При этом изливаемая вода означает пролитую Кровь Господа Иисуса Христа, которая омывает душу от греха так же, как вода омывает тело от грязи. О том, что это прощение и освящение совершаются таким образом в согласии со справедливостью, я уже сказал.
 
29. Таинства действуют и прилагаются к нашим сердцам через Слово, действующее в нас и воспринимаемое нами по вере, и все это дается не иначе как через проповедь Слова Божия. При этом мы крестим детей верующих не потому, что крещение заменяет Слово, которое  для них еще не доступно, но ввиду того, что согласно повелению Божию они получат его слышание через родителей и Церковь.
 
30. Другая наша польза от Крещения состоит в том, что, присоединяясь через Него к Господу Иисусу Христу, мы получаем от Него один и тот же дар и становимся едины также друг с другом.
 
31. В Святой Вечере, если она совершается достойно и без искажений, хлеб означает Тело Господа Иисуса Христа, Который после Своей смерти и Воскресения воссел одесную Отца на высоте небес. Точно так же  вино в этом таинстве означает Кровь, пролитую нашим Господом. Преломление хлеба, совершаемое перед народом Божиим, означает, что Господь Иисус Христос был истерзан и претерпел мучительную смерть, а раздаяние вина - что Он пролил за нас Свою Кровь. Также можно сказать, что хлеб означает искупление тела, а вино - избавление сердца, омываемого Кровь Христовой от греха, ибо то и другое необходимо для вечной жизни. То, что мы принимаем то и другое устами, не означает, что мы не верим, что Христос вознесся на небо и, таким образом, Он не может присутствовать с нами телесно. Тем не менее Христос может питать нас Собой к вечной жизни, как хлеб и вино питают нас к жизни телесной. Это таинство не заменяет того, что мы получаем в Его Слове, но прилагает к нам через веру обетования, в нем данные.
 
32. Другим плодом Вечери является для нас возможность питаться Христом к вечной жизни. Ибо когда мы едим хлеб, состоящий из молотых зерен, и пьем вино, кровь виноградной лозы, мы принимаем Господа Иисуса Христа, Который был истерзан и пролил Свою Кровь за нас.
 
33. Чтобы мы могли через Церковь присоединиться ко Христу, смерть Господа и ее благие плоды всегда должны возвещаться посредством установленных Им Крещения и Вечери. Также необходимо, чтобы вера и благодать возвещались через проповедь закона и Евангелия, без которых никто не будет духовно возрожден и не получит даров, означаемых таинствами.
 
34. Подведем итоги нашего учения. Искупление, которое мы имеем через Господа Иисуса Христа, доступно нам через веру. Это предполагает, что через применение к себе Слова Божия и установленных таинств мы присоединяемся к Церкви Иисуса Христа, которая есть собрание всех избранных. Те собрания, в которых нет Слова или таинств, хотя бы они считали себя Церковью Христовой, есть не что иное, как синагоги сатаны, и все, что в них делается, делается напрасно. Именно поэтому так необходима проповедь Слова и здравого учения, почему св. Петр и говорит о чести Церкви Иерусалимской.
Слава Богу вовеки!