ПРИРОДА БОЖЕСТВЕННЫХ УКАЗОВ Роберт Лэки
Богословие - Апологетика

 

Бог наш на Небесах; Он творит, что Ему угодно (Пс.115.3 KJV)

На протяжении многих веков существовали разногласия, которые возмущали Церковь Иисуса Христа. Был бой за Личность Христа. Были споры о правильной форме церковного управления и дисциплины. Некоторые из самых горьких споров, однако, касались природы спасения: по благодати оно или по делам. В соответствии с этим постоянно шли также дебаты о природе Бога и Его указов. Те из нас, кто верили в спасение по благодати, но не считали, что указ Бога охватывает все вещи, сказали: «Это делает Бога автором греха!». Вот лозунг волюнтаристов во всем мире! Как мы можем ответить на такие обвинения, и, что важнее, что побуждает человека выдвигать такие обвинения против народа Божия?

Эпиграф этой статьи – ответ псалмопевца тем, кто спрашивал его: где же твой Бог? Заметьте, он не просто говорит язычникам, спрашивавшим его, где Бог, но также говорит им о том, что Бог сделал. Он поклоняется Богу, Который делает то, что Ему угодно. Это действительно часть природы Бога. Он не нуждается в участи людей или ангелов, чтобы возвестить от начала то, что будет в конце. Он совершает все по изволению воли Своей, и никто не может схватить Его за руку и спросить: что Ты делаешь? Те, кто вообще задают такие вопросы, не имеют понятия о природе Бога. Они знают, где их боги: на алтаре или в своих храмах. Они не могут понять Бога, Который не представлен в естественных вещах. Их боги такие же, как они сами, с теми же страстями и ограничениями. Но Самосущий Творец и Промыслитель всех вещей не может быть представлен через вещи, которые Он создал. Он выше неодушевленных предметов, выше растений и животных и выше нас. Будучи бесконечен, Он не имеет таких ограничений, как мы.

Что это имеет общего с «автором греха»? Все! Как те, кто делают такие заявления, смотрят на природу Бога? Очевидно, они думают, что Бог есть такое же существо, как и они. Они не понимают ни природу греха, ни природу Бога. Давайте посмотрим на эти вещи и поймем, как они могут вытекать одна из другой.

Начнем с вопроса: что такое грех? Пусть за нас ответит Павел: грех есть беззаконие (Рим.4.15) и все, что не по вере (Рим.14.23). Каким образом Бог может нарушить Свой закон и совершить грех? Где здесь отсутствие верности у Бога? Бог поставил человечество и любого из нас под закон. Может ли Он сделать что-то, что противоречит Его природе? Может ли Он поставить такую цель? Мы находимся под законом, ибо таков наш статус перед Богом. Мы преступаем закон, когда нарушаем хотя бы одну из Божьих заповедей. Но каким образом Сам Бог может быть под законом? Пусть Бог Сам ответит через пророка: «Есть ли Бог кроме Меня? Нет» (Ис.44.8). Бог никак не может быть под законом, поэтому Он не может и нарушить закон. Павел в Рим.3.3 говорит о вере Богу. Является ли вера чем-то менее совершенным, чем то, что Он может сделать? Нет, ибо верен Обещавший, и что Он обещал, то Он сделает. Может ли грех быть отсутствием у Него доверия к Самому Себе? Да никак!

Те, кто пытается обвинить нас в концепции «Бога как автора греха», несомненно, ответят: «Но знаете, мы не это имеем в виду. Конечно, Бог не может грешить. Но если Он предопределил все, то Он является автором греха, даже если Он не грешник и не практикует грех». Но разве мы не ясно видим, как эти люди пытаются подогнать Бога под свои несовершенные стандарты? Ложь – это грех? Но Бог послал духа лживого в уста пророков Ахава (3 Цар.22). Этого духа послал не сатана, а Бог. Ответьте, если можете: было ли для Бога грехом сделать это? Когда сыны Божии предстали пред Богом и среди них был сатана, Бог спросил его, кем он считает Иова. В отношении Иова инициативу имел не сатана, а Бог. Было ли греховным для Бога это сделать? Или сатана отказывался и топал ногами, но Бог заставлял его исполнять эту работу?

Почему мы вообще задаем столь смешные вопросы? Да потому, что именно таково наше мнение о заявлении волюнтаристов, будто мы делаем Бога «автором греха». Мы не должны даже ставить вопрос таким образом. Те, кто рассуждают в подобных терминах, считают, что Бог таков же, как они. У них такое низкое мнение о Создателе, что Он не может делать то, что Ему угодно, ибо по сути Он тем самым совершает беззаконие. Но это смешно! Разве есть тварь, с которой Бог должен советоваться? Бог смотрел на то, что Он создал, и нашел все очень хорошим. Это включало блох, гнус, ядовитый плющ, пчел-убийц и человека с его природной склонностью ко греху.

Арминиане и те, кто называют себя умеренными кальвинистами, заявляют, что если Бог не сотворил Адама праведным и не предоставил ему свободу выбора, то Бог есть автор греха. Но если Бог не предназначил Адама к падению, почему Он дал ему такую возможность? Почему Он не дал закон, который не побуждал бы похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую? Почему Бог сказал Адаму: в тот день, когда съешь, умрешь?

Что еще более важно, почему Иисус Христос есть Агнец, закланный от создания мира?

Было ли грехом для Бога создать такое устройство мира? Нет, Ему было это угодно. Он был прав, потому что это Он сделал это. Все это было частью Его великого плана, по которому Он создал вселенную.

«Что же скажем? Неужели неправда у Бога?». Не дай Бог нам таких аргументов, которые выдвигают волюнтаристы и незрелые кальвинисты против доктрины избрания и предопределения!

 «Это же несправедливо!». «Кто же обвиняет? Или кто будет противиться воле Его? Кто ты, человек, что споришь с Богом?». Вот ответ всем, кто посмеет придираться к истине! Почему мы вообще должны отвечать тем, кто пытается бросать нам в лицо такие слова, как «Бог автор греха»?!

 Делайте себе бога какого хотите. Наш Бог на Небесах, и Он делает то, что Ему угодно. Он не перед кем не дает отчета, Он лишь посмеется над нечестивыми и поиздевается над ними. Делайте себе, если хотите, идолов по своему образу и молитесь железкам вместо Царя Вселенной. Если народы пред Ним как пыль на ветру, которую не стоит даже вытирать, то как ничтожны ваши разглагольствования пред Тем, Кто поддерживает все Словом силы Своей! Когда этими словами бросаются враги истины, мы можем быть благословенны, ответив им: делайте себе каких угодно богов. Бог творит Небо и землю, как Ему угодно, и мы не можем ничего от этого убавить и ничего добавить, ни сделать с этим что-нибудь. Плачьте и рыдайте перед своим волюнтаристским Дагоном. Он не покроет вас, когда вы падете у ковчега.

Пусть Бог благословит нас стоять за это твердо, ибо без Его благодати мы не простоим ни мгновения.

Опубликовать