НЕСКОЛЬКО НАМЕКОВ СВЯТЫМ Уильям Гадсби
Богословие - Апологетика

Опубликовать

  Возлюбленные, при чтении Слова Божия оно становится для вас живой памятью, и его священные страницы отражают совершенства бесконечного Бога, Который является «высоким и превознесенным, вечно живущим, Чье Имя – Святой» (Ис.57.15), Тем, Кто всеведущим оком видит конец от начала, Кто совершает все вещи по совету воли Своей и по Своему благоволению, Кто «расстраивает советы язычников, разрушает замыслы народов» (Пс.32.10). Изменяются только наши умы, Вечный Бог не знает никаких изменений.
Если бы наши умы всегда вполне осознавали величественную природу Автора Божественных Писаний, то думается, что мы трепетали бы при мысли объяснить некоторую часть их таким образом, что это представляло бы Божество как изменяющееся или разочарованное; и если в каком-либо стихе нашему вниманию предстает то, что наш ограниченный разум не может понять, пусть наши уста будут замкнуты в тишине, а не используемы для недостойных попыток оченить сияющую славу неизменного Бога, и нам надлежит по меньшей мере признать, что мы не в состоянии вполне понять смысл данного стиха.  И хотя самодовольный фарисей может смеяться над нами с презрением, для нас не великое дело понять, что мы бедны, малы, ничтожны и неопытны, и недостойны познания великой чести и славы, ибо наши умы слишком амбициозны, чтобы предоставить их под суверенное влияние Всемогущего Бога. Пусть все считают нас недостойными своего внимания и выливают на нас все мыслимое презрение, что с того? Все это в лучшем случае сотрясание воздуха. Мы имеем дело с Существом Высочайшим, Чьи помышления для нас непостижимы, а пути – неизъяснимы. И как мы можем судить о Его провидении, считая, что Бог не в состоянии совершать чего-либо по благоволению воли Своей, но постоянно живет в соответствии с болезненной необходимостью испытывать разочарование и изменять Свои цели? Да Боже упаси! Пусть наше имя и репутация лучше погибнут, но не будут увековечены в столь явном богохульстве.
Я часто вижу ужасные ухищрения некоторых людей, чьи умы направлены на возвышение самих себя. Когда они берут отрывок из Писания, относящийся исключительно к евреям как народу и имеющий в виду условные благословения и проклятия их как народа, как в Иез.18, они считают ясным как день, что это место Писания содержит вещи вечного характера и обращено ко всему человеческому роду. Но если, с другой стороны, они берут другой отрывок, который говорит об абсолютном суверенитете Иеговы, как Рим.9, эти орлы с глазами господ ясно видят, что избрание и отвержение – вещи, применимые только к нациям! Скажите им, что   Бог избрал нас во Христе « прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,[] предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1.4-5), и они будут утверждать, что это относится только к апостолам, и что даже они не были предопределены в вечную жизнь, но только в апостольство. Арминианский проповедник, с которым мне пришлось говорить не более месяца назад, настаивает на том, что все сказанное выше – это реальное откровение от Духа Святого. Господи, что за люди!  «Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет "? (Ис.29.16).
Надо иметь ужасно смущенный ум и ожесточенную совесть, чтобы смело и самонадеянно диктовать Всемогущему и кощунственно обвинять Его от своего имени, и осуждать Его как монстра, и приравнивать к отцу лжи сатане, если Он осмелится суверенно раздавать Свои вечные благословения! Но такие люди есть, и кто прочтет сочинение г-на Смита «Павел против Кальвина», убедится в истине наших рассуждений. «Пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку» (Иов 11.12), и только это можно сказать тем, чьи глаза слишком нежны, а вернее сказать слепы, что ищут солнце в полном блеске при свете свечей. «Небеса проповедуют славу Божию». Все Его творение хвалит Его, и Его совершенство сияет во всех делах Его творения и провидения, и тем не менее все эти вещи дают лишь отраженный свет по сравнению с тем блеском Его славы, который сияет в спасении Его Церкви. «Пусть же видит тварь, как ярка слава Солнца правды и благодати».
Но природный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор.2.14). Падение человека таково, что самый мудрый философ в мире не обладает достаточным светом разума, чтобы познать и твердо узреть славу Божию, даже сияющую в творении, и его зрение слишком нежно, чтобы вынести этот свет. Каким же безумием является предполагать, что естественный человек способен вынести сияние славы Божией, явленной в спасении Его Церкви! В тот самый момент, когда плотской разум попытается взирать на этот бессмертный яркий свет, его зрение будет так ослеплено и посрамлено, что он вынужден будет сам затворить себя в темной комнате (Иез.8.12) ибо люди «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4.18). и усадив себя в этой темной комнате, они имеют лишь предположения о Божией славе и формируют свои мнения о Боге по-своему, результат чего означает полную неспособность, если не хуже, осмыслить вечного Бога, и тем не менее они с бесстыдной уверенностью заявляют, что если Он не дал всей человеческой расе возможность обретения вечного блаженства, то Он является несправедливым тираном; более того, в некоторых умах это кощунство укрепилось настолько, что люди заявляют, что если доктрина безусловного избрания является истиной, то пусть лучше они останутся с бесами в аду, чем с Богом на небесах.
Но, возлюбленные, вы не так познали Христа: «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор.4.6). Я уверен, что по мере того, как Бог раскрывает Свою несравненную славу бедным душам, они смирятся у Его ног до полного ничтожества, и их главной задачей будет Его прославление, а не свои амбиции. Вместе с Павлом они будут восклицать: «Боже упаси хвалиться, кроме как Крестом Господа Иисуса Христа» (Гал.6.14).
Реальная благодать, данная христианам, полностью сокрыта в воле Бога и по своей природе не распространяется ни на дюйм дальше, и никоим образом не противоречит славе Господа. Все, чем мы обладаем помимо этого, можно по праву назвать плотской лжеблагодатью. Пусть же Дух Святой ведет вас и меня все дальше и дальше в глубины Божии, чтобы мы «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею» (Гал.3.18-19). Здесь мы найдем неизмеримые просторы бессмертного блаженства и радости, пространство, которое изобилует радостью более существенной, красотой самой превосходной и сиянием самым величественным и трансцендентным, чем всякое сияние славы, которое мы можем созерцать по плоти.
Смертный взгляд может лишь отчасти прояснить и наслаждаться красотой этой веры, которая является сущностью предметов нашей надежды и доказательством вещей, которые мы не видим, но когда эта вера предстает нашему взгляду, мы не задаем вопросов, мы преклоняемся и восхищаемся, и готовы сказать: мы готовы остановиться и смотреть на эту славу, пока не умрем. Там, где есть преображение души, покорение греха, преодоление мира сего, победа над сатаной, рассеявшийся страх, восхищение сердца, удовлетворение ума, прославление Бога, не может быть бунта против Его суверенных указов. Как можем мы дерзко восставать мыслью или словом против Бога и пренебрегать Его бессмертной любовью, становясь непримиримыми врагами нашего Господа и Царя, и Его сладости, власти и славы как драгоценной истины:  «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор.3.18). В той мере, в какой душа подчиняется истине, она спокойно смотрит на мир со всеми его искушениями, колеблющими душу обманом, но когда вера теряет из виду эти возвышенные вещи, поднимаются неверие, вина, страх, гнев и бунт, и вскоре мы будем постоянно нуждаться в той свободе, которой Христос освободил нас, и мы также убеждены, что только Бог может удержать нас от такого падения, и потому взываем к Нему: «Держи меня, и я буду в безопасности».
Я не прошу публиковать это послание или ждать от него больше, чем есть. Я не настолько тщеславен, чтобы рассчитывать на аплодисменты, но в руках Бога и через Его завет я могу быть совершенен. Пусть же все, чем благословил Бог своих детей, благодать, милость, мир пребудут со всеми вами, и пусть Он соделает и сохранит вас непоколебимыми в истине Иисуса Христа, о чем молится ваш слуга в Евангелии Божьем
 
Уильям Гадсби