Новости
Дефектное богословие: кальвинизм по 4 пунктам. Джон Хендрикс |
Богословие - Апологетика |
ДЕФЕКТНОЕ БОГОСЛОВИЕ
В сегодняшней Церкви есть огромная потребность в последовательном мышлении среди лидеров и учителей. Духовная литература и проповеди с некачественными и неубедительными рассуждениями хлещут через край. Мы должны быть разборчивы к тому, что читаем и слушаем с амвона. И хотя многие из людей, сидящих на церковных скамьях, никогда не изучали логику, все больше и больше из них понимают, что они слышат что-то не то, даже если они не могут указать, что именно. Когда мы слышим, как проповедники излагают взаимоисключающие вещи или делают противоречивые утверждения, мы, возможно, в силу привычек не можем указать им на это и противостоять их позиции, но у нас остается тяжелое чувство неловкости.
Важно отметить, что последовательность и логика, так же как всеведение, справедливость и милосердие, являются совершенствами Бога. Чтобы вы не сомневались в обоснованности этого утверждения, отметим, что этому учит Писание. Сам Иисус сказал, что Он есть Истина, и и далее в том же Евангелии он утверждает, что Слово Божие есть Истина (Ин. 17.17). Это заявление было бы совершенно бессмысленно, если бы оно не предполагало, что Иисус против фальши. Мы должны, следовательно, сделать вывод, что Слово Божие не противоречит самому себе. Мы также должны отметить, что Писание утверждает: Бог есть Дух. Это утверждение ничего не значит, если не понять, что характер Бога не может противоречить самому себе. Иными словами, Бог не может делать того, что идет вразрез с Его собственной природой. Бог держит Свои обещания, Он не лжет и не может отречься от Самого Себя. Это означает также, что если Бог не может противоречить Самому Себе во всем, что Он думает, говорит и делает, то Он призывает нас к тому же самому, то есть к святости, правдивости и сдерживанию своих обещаний, а также к тому, чтобы быть последовательными и логичными во всем, что мы говорим и делаем, и это особенно верно для учителей Слова Божия.
Эти понятия важны потому, что мы сталкиваемся с обилием плохого богословия. Это не является сознательным сговором с целью умышленного обмана, но проистекает из обедненного мышления, придерживающегося несовместимых богословскмх положений, которые исключают друг друга. Один из самых ярких тому примеров можно увидеть в очень влиятельной теологии Льюиса Сперри Чефера, основателя Далласской теологической семинарии, профессора систематического богословия и крестного отца диспенсационализма. В 1948 г. он опубликовал свое систематическое богословие. В III томе глава 10 озаглавлена: «За кого умер Христос?». В этой главе изложена общая позиция большинства диспенсационалистов по так называемому 4-пунктному кальвинизму, который Чефер называет «умеренным».
Описывая свои утверждения, Чефер говорит (3:184): «Люди, которые принадлежат к этой школе, защищают все пункты кальвинизма за исключением одного, а именно ограниченного искупления… Они считают, что Христос умер реально и вполне за всех людей всех времен, так что Бог повелел, чтобы Евангелие было проповедано всем, за кого умер Христос, и через провозглашение этого Евангелия Он явит Свою суверенную власть во спасении Своих избранных… Смерть Христа юридически является достаточным основанием для того, чтобы любой и каждый человек мог спастись, если Дух Божий изберет и возродит его. Смерть Христа с этой точки зрения сама по себе не спасает ни одного человека реально, но предоставляет всем людям возможность спастись, ибо спасение предоставляет Бог, тогда как усваивается оно верой». Далее в этой же главе он говорит: «Вера дается Духом Святым и неспасенным… Только избранные будут спасены, но дело Христа, будь то для избранных или всех остальных, приостановлено в ожидании ответа на выдвинутые Богом условия со стороны неспасенных… Путь Божия избрания совершенно независим от пути Его искупления» (3:187)
Далее Чефер говорит, что «хотя вера вносится Богом в сердце человека», «сторонники неограниченного искупления считают, что хотя Христос умер за всех людей, Его смерть приносит благо только на условии личной спасительной веры» (Р.188). И далее: «Все кальвинисты убеждены, что избранные будут спасены в определенное Богом время и возрождены к вере, как только они получат от Духа Божия; но здесь возникает вопрос, является ли смерть Христа единственным Божиим установлением, через которое Бог на самом деле спасает избранных, или Его Жертва по своему замыслу и цели лишь предоставляет всем людям возможность спастись, а применяется она суверенной благодатью Божией и Духом Святым только тогда, когда человек верит… Сторонники неограниченного искупления считают, что значение смерти Христа касается всех людей, но только избранные через действенное призвание благодатью Божией усваивают ее плоды, тогда как неизбранные не призываются, а минуются благодатью. Бог спасает Своих избранных не на Кресте, но через действенное призвание и возрождение» (Р.194). Затем он открыто признает: «Христос умер за все грехи людей, кроме неверия» (Р.198).
Мы привели эти цитаты о значении смерти Христа для того, чтобы показать, что Чефер не просто неправ в отношении «четырех пунктов», но что он противоречит сам себе. Иными словами, он считает, что именно неограниченное искупление является предпосылкой действенного призвания избранных. Чефер подтверждает вместе с кальвинистами, что Божия благодать действенно призывает только избранных, и что именно избранные возрождаются Духом Святым. Но в то же время он утверждает, что Христос умер за всех людей, а не только за избранных, притом таким же образом и с теми же намерениями. Важно разоблачить противоречивый характер таких заявлений, которые пронизывают весь диспенсационализм по сей день и вызывают в кальвинизме совершенно бессмысленный раскол.
Теперь надо спросить главное: является ли Святой Дух к избранным на основании дела Христа или нет? Возможна ли такая вещь, как действенное призвание без Христа? Может ли Крест быть отделен от неодолимой благодати? Есть ли Божие благоволение к нам помимо Личности и дела Христа? Разве Еф.1.3 не утверждает, что всякое духовное благословение во Христе? Как могут цели Троицы быть противоречивыми? Как Святой Дух может действовать и прославлять Христа помимо благодати Христовой? Чефер хочет заставить нас поверить, что наше избрание во Христе может произойти помимо благодати Христовой. Наше действенное призвание Святым Духом, оказывается, не имеет никакого отношения к Личности и делу Христа! В этом и заключается противоречие: утверждение, что только избранные получают действенную благодать, есть уже признание того, что Христос умер только за избранных, ибо действенная благодать дается только им, и она не может быть отделена от Христа.
Важно признать, что Чефер, похоже, просто не понимает, что такое частное искупление. И это часто случается с плохим богословием. В нем есть тенденция забывать о том, что все взаимосвязано. Отвергая ограниченное искупление, люди вопреки логике держатся неодолимой благодати. Но дело в том, что ограниченное искупление и неодолимая благодать являются двумя сторонами одной медали, которые нельзя разделить. Не может быть никакой неодолимой благодати без Христа и Его дела на Кресте. Все благословения Искупления основаны только на Христе.
Мы должны помнить, что если мы укажем на эти очевидные противоречия, мы не обязательно удержим людей от следования им. Интеллектуальное поражение не гарантирует, что что-то изменится в сердце. Важно показать людям их логические противоречия, но они должны также быть изменены Богом. Во многих случаях речь идет о воле и, следовательно, мы должны усиленно молиться Богу за таких людей, чтобы Он разоружил их враждебность по отношению к доктрине благодати. Тем не менее люди обязаны покаяться, если им ясно показали, что их утверждения противоречат друг другу. Вы можете спросить, почему мы призываем их к этому? Неверующий знает Бога, но подавляет истину неправдою (Рим.1). Верующий, имеющий противоречивые убеждения, не может отказаться подчиниться тому, что он уже знает как истину. Если вы верите во что-то и не делаете, если вы живете и мыслите непоследовательно, то это грех.
ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ: НОВШЕСТВА В УЧЕНИИ О СПАСЕНИИ
ДжонХендрикс
Мы испытываем глубокую озабоченность и разочарование, видя множество братьев с безнадежно противоречивым учением о спасении. Моя цель в этом кратком эссе – показать, что диспенсационалисты, которые придерживаются 4 пунктов, фактически верят в ограниченное искупление, подсознательно зная об этом – и вот почему. Они правы, настаивая на библейской доктрине действенной, неодолимой благодати, и я покажу, что это требует от них принять также частное (то есть ограниченное) искупление. Придерживаться одного без другого библейски противоречиво, ибо все плоды искупления имеют свой источник во Христе. Можно решительно утверждать на основании Библии и здравого смысла, что почти всеобщее убеждение таких людей в неодолимой благодати и их отказ от ограниченного искупления ведет к смертельно опасному искажению Писания – отделению искупительного благословения неодолимой благодати от дела Христа. Я намерен показать, что конкретное искупление является единственным библейски возможным вариантом для тех, кто верит (как диспенсационалисты) в неодолимую благодать.
Диспенсационалисты и реформатское богословие согласны с тем, что все духовные благословения берут свое начало в Личности и деле Христа (Еф.1.3). Но видимо, диспенсационалисты забыли, что неодолимая благодать тоже есть духовное благо. Как и кальвинисты, они учат о неодолимой благодати, которая применяется Святым Духом только к избранным. Поэтому они должны также верить, что Христос умер за избранных, чтобы обеспечить им эту неодолимую благодать (что не относится ко всем остальным). Так что диспенсационалисты либо верят в ограниченное искупление, не понимая его значение, либо создают непонятную систему, где дело искупления отделено от его применения.
Доктринальная позиция Далласской теологической семинарии
Далласская теологическая семинария (далее ДТС) – мать диспенсационализма. Она широко продвигает 4-пунктный кальвинизм (амиральдизм). В соответствии с этой традицией ее профессора учат, что человек не может спастись без действенной благодати, избрание Божие является безусловным и избранные сохраняются Богом таким образом, что они не могут окончательно отпасть. Тем не менее в отличие от реформатского богословия ДТС учит универсальному искуплению, то есть что Иисус умер за всех людей, избранных и неизбранных, одинаково и с тем же намерением.
Следует отметить, что, с течением времени, диспенсационализм развивался таким образом, что подавляющее число его приверженцев, ученых, институтов и церквей отвергло доктрину частного искупления. Некоторые семинарии и библейские школы поставили это даже условием приема преподавателей. Отдельные кальвинисты, которые защищают 5 пунктов, в диспенсационализме являются скорее исключением, чем правилом (пример – Джон Мак-Артур, который принял учение об ограниченном искуплении лишь в 1997 г.). В этих кругах тех, кто верит, что Христос умер только за избранных, не обязательно рассматривают как еретиков. Объяснить, почему диспенсационализм встал на такой путь, выходит за рамки моей статьи. Моя цель – показать библейски и богословски, почему его позиция по этому вопросу является небиблейской и иррациональной. Кроме немногих исключений, которые придерживаются частного искупления, диспенсационалистов можно назвать современными амиральдистами. Поскольку этот термин используется редко, я в дальнейшем буду говорить только о диспенсационализме, признавая, что есть несколько исключений. Сам по себе амиральдизм не является новшеством диспенсационалистов. Но их особенности понимания «4 пунктов» представляются исторически уникальными, что я и поясню.
Мой друг, ныне пастор, окончивший ДТС, пояснил мне, что ДТС учит о неодолимой благодати, где Бог открывает Свою красоту падшему грешнику таким образом, что Его призыв не может не привести грешника к Нему. Он точно указал на Иоан.6.37 как текст, дающий этому убедительное доказательство. Хотя реформаты убеждены, что возрождение также приходит неодолимо, диспенсационалисты почему-то настаивают, что оно следует за верой. Эта вера, оказывается, есть еще продукт невозрожденного человеческого характера. Тем не менее, несмотря на это противоречие, они учат, что действенная благодать Божья для невозрожденных есть духовное благословение избранным (и в этом они согласны с кальвинистами), которая никогда не дается неизбранным. Но при этом они считают, что Христос умер и за избранных, и за неизбранных. Откуда же исходит такая неодолимая благодать? От Христа или от кого-то еще?
Фатальный дефект «4 пунктов»
Диспенсационалисты согласны с нами, что избранные возрождаются действенной благодатью, а остальные – нет. В связи с этим я должен отметить, что (и это, как правило, упускается) всякое искупительное благословение есть дело Христа (Еф.1.3). Если бы не жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа для нашего спасения, все, что нам по справедливости осталось бы – это великое точило гнева и ярости Бога Вседержителя. Кажется, диспенсационалисты забыли, что действенная благодать имеет свой корень только во Христе и Его деле. Иными словами, поскольку это благословение дается некоторым, а не другим, то отсюда непременно следует, что это благословение обретено только для тех, кому оно предназначено, кто избран ко спасению. Осмелится ли кто-то утверждать, что некоторые духовные блага находятся ВНЕ Христа? Я так не думаю. Таким образом, верить в действенную благодать и одновременно в универсальное искупление противоречит простой логике и единству Священного Писания. Даже 4-пунктники верят и учат, что действенная благодать пробуждает интерес к искуплению только у избранных, а отверженные ничего не получают – с чем я вполне согласен. Даже по их собственным стандартам Христос не мог умереть за избранных в том же смысле, что и для неизбранных. Если действенная благодать является одним из тех духовных благ, что Он приобрел для Своего народа на Кресте, как и всякое духовное благословение, то неизбежный и единственно разумный вывод тот, что неизбранные не включаются ни в одно из духовных благословений, за которые умер Христос. Все иное – небиблейское разделение Христа и плодов Его искупления.
Диспенсационалист может попытаться возразить, что эта благодать дается на основании избрания, а не дела Христа, но это слишком противоречит всему, что мы знаем из Писания, чтобы быть правдой. Избрание есть лишь план Бога по осуществлению искупления избранных, и само по себе, помимо искупления, оно не работает. Без Креста Бог может открыть нам лишь Свой гнев. Как можно утверждать преимущества искупления без Самого Христа? Иными словами, «4 пункта» совершенно развенчиваются тем, что благодать Божия всегда коренится в Кресте и, следовательно, она действенна только для избранных, и никогда не предназначалась для остальных. Писание ясно свидетельствует об этом: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет.1.3).
Очевидно, власть воскресения Христа действенно приводит избранных в Нем к упованию живому. Наш союз со Христом в Его воскресении, применяемый Духом, выводит нашу падшую душу из духовной смерти в жизнь веры. Все это совершается во Христе, дело Которого прилагается к избранным грешникам Святым Духом. Кажется непонятным, зачем диспенсационалистам вообще понадобилась идея, что Иисус умер за избранных так же, как за неизбранных, если Бог дает Свою действенную благодать только Своему народу и только через дело Христа. Это не только значит, что Лица Троицы якобы имеют разные цели в исполнении и применении спасения, это показывает готовность отказаться от Писания, чтобы спасти собственную герменевтику. Более того, это показывает, что диспенсационалисты действительно верят в конкретное искупление, но не желают в этом признаться. Ни один из них не опроверг этот аргумент, ибо просто не мог его опровергнуть. Он провальный, и это доказывает, что 4-пунктного кальвинизма недостаточно для объяснения той реальности, что есть в Священном Писании.
ОГРАНИЧЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ И БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ
Можно ли отрицать одно и верить в другое? Возможен ли кальвинизм по четырем пунктам?
Джон Хендрикс
Все, что Отец дает Мне, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон
Иоан.6.37
Некоторые братья утверждают, что они кальвинисты по четырем пунктам, то есть отрицают доктрину ограниченного искупления, принимая все остальное. Но возможно ли такое положение вещей?
Сказать, что ограниченное искупление не нужно, значит просто не понимать его. Все заинтересованные стороны (5-пунктные кальвинисты, амиральдисты и арминиане) на самом деле ВЕРЯТ в ограниченное искупление, поскольку мы все можем согласиться, что Христос не искупил и не спас всех людей, которые когда-либо жили. По мнению всех евангельских церквей, есть те, что в конечном счете попадут навечно в озеро огненное. Вопрос, таким образом, не в том, есть ли ограничения искупления, а в том, какова природа этих ограничений и за счет чего они имеют место. Искупление ограничивается избранием Бога или свободной волей человека? Бог ли, от вечности, суверенно определил, к кому Он применит преимущества искупления, или же Он предоставил человека его автономной воле?
Иными словами, отказаться от ограниченного искупления значит также отказаться от полной греховности и безусловного избрания. 4-пунктные кальвинисты, следовательно, на самом деле не верят в избрание, а скорее считают, что естественный человек по-прежнему имеет моральную возможность обратиться к Богу по Его благодати, но оставаясь невозрожденным, как если бы вера была каким-то вкладом с нашей стороны. Таким образом, нельзя быть 4-пунктным кальвинистом и оставаться последовательным. Ни один пункт доктрины благодати не может обойтись без остальных. Все они стоят или падают вместе, поскольку будет ли искупление действенным, зависит ИЛИ от Бога, ИЛИ от человека.
Некоторые считают, что есть универсальный элемент искупления. В самом деле, можно показать, что в искупительном деле Христа есть по крайней мере два намерения. Первое из них касается избранных, о которых Бог объявил, что искупление для них будет действенным и в конечном счете реальным, потому что оно будет применено к Его народу Духом. Второе намерение касается неизбранных, по отношению к которым Бог провозгласил недействительность искупления. Именно поэтому мы проповедует Евангелие всем неверующим и говорим им, что Христос умер за всех, кто верит. Его смерть удерживает гнев Бога, и это ее реальное преимущество. Значение искупления Христа, очевидно, достаточно, чтобы спасти нас 10000 раз, так что вопрос не в его достаточности, а скорее в намерениях Бога. Следующий отрывок ясно показывает, что Иисус говорит о намерениях Отца: «Воля Пославшего Меня, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не потерять, но все воскресить в последний день» (Иоан.6.39).
Иисус говорит здесь, что Его цель – спасти всех, кого Отец дал Ему, кого Он возлюбил от вечности, и не кого-либо другого. В Своем всемогуществе Бог еще прежде создания мира, от вечности знал и определил, к кому Он применит преимущества искупления. Если же не так, то действенность искупления определяется грешным человеком. Разве Лица Троицы имеют внутренний конфликт в целях исполнения и применения спасения? Нет, Лица Троицы действуют согласованно – Отец избирает конкретных людей, Христос умирает за тех, кто дан Ему Отцом, и Дух применяет к ним же преимущества искупления. Таковы смысл ограниченного или конкретного искупления. Так называемые 4-пунктные кальвинисты или не понимают этого учения, или просто изначально не верят в избрание.
Тем не менее некоторые евангелисты утверждают, что человеческая вера еще до восстанавливающей благодати является тем ключом, который в конечном счете открывает дверь к Богу. Но посмотрите, как объясняет смысл веры Джон Пайпер в ясном свете Писания (Еф.2.5-8): «Когда вы поймете, за счет чего вы должны верить, вы обнаружите, что ваша вера – как и все другие духовные благословения – приобретена смертью Христа. Грех неверия в вашем случае покрыт Его Кровью и, следовательно, сила благодати Божией через Крест покоряет ваш бунт и приводит вас к Сыну. Вы не делаете Крест действенным в вашей жизни по вере, Крест становится действенным в вашей жизни, даруя вам веру».
Иными словами, Иисус уже заплатил цену за вас вполне, поскольку Его любовь к Своему народу является безусловной. Вера есть результат сверхъестественной работы Духа в возрождении Его народа. Это очень важная концепция. Возрождение является частью того, что приобрел для нас Христос на Кресте, и вера не есть то, за счет чего грешник обретает спасение. Будучи невозрожденными, мы не можем никак помочь себе сами, ибо Христос умер за нас, когда мы еще были беспомощными грешниками. Именно Он сделал все необходимое для нашего спасения, а Дух Святой суверенно возрождает избранных. Это полноценное Евангелие. Христос, очевидно, не делает все это для всех людей в мире, ибо спасены будут не все. Мы не частично, но полностью зависим от дела Христа в нашем искуплении, которое включает в себя дарование нам, через возрождение, способности иметь веру в Спасителя. Поскольку мы не имеем власти ничего сделать для своего искупления помимо дела Сына Божия на Кресте, Он дает нам преимущества Своего дела Своим Духом через наше обращение. Наше спасение во Христе – источник, из которого вытекают возрождение, вера, покаяние, оправдание и освящение. Таким образом, хотя искупление имеет не одно намерение, его цель тем не менее одна – спасение избранных (Тит 2.14).
В заключение отметим, что Христос не умер за отверженных так же, как для избранных. Он, очевидно, не восстанавливает всех людей, поэтому Он не умер за всех людей. «Каждый, кто верит, что Иисус Христос был рожден от Бога» 1 Иоанна 5:1 ESV (курсив мой)
Перевод (с) А.М.Семанов
|