Ценность Вероисповеданий. Дуглас Келли (Douglas Kelly)
Богословие - Апологетика

//Дуглас Келли - профессор Теологии в Реформатской Теологической Семинарии в г. Шарлотта, Северная Каролина. Является автором книги: "Откровение: Наставнические Экспозиционные Комментарии".

 До сего дня Христианские церкви, особенно Реформатской традиции, используют мощный инструмент для поддержания истины и для распространения Евангелия во всем мире - свои конфессиональные документы. Протестантская Реформация 16 века собрала богатый урожай верующих в средневековой церкви, и поэтому более трети населения Европы должно было снова сформулировать свое вероисповедание для всего остального мира.

 Основой для нового вероисповедания было Священное Писание. Отделенные для служения пастора-ученые занялись его изучением, они основывались на более новых знаниях оригинальных языков и возвращении к традиционному августианству и [древним] отцам церкви. Поэтому они рассматривали себя как истинных (или реформированных) католиков, а не как новую деноминацию, хотя, конечно же, они создали новую деноминацию, но только потом, что Римская Католическая церковь яростно сопротивлялась любой серьезной реформе.

 Существовала необходимость самоопределения, поскольку Римская Католическая церковь обвиняла их в том, что они покинули настоящую церковь и последовали еретическим учениям. И они выполнили эту задачу как настоящие церкви - в тщательном и молитвенном труде по толкованию всего Писания, чтобы последовательно выразить главные положения его учения и о доктринах, и об обязанностях. Несколько синодов в 16 и 17 веке совершили этот труд, твердо основываясь на Слове Божьем и в соответствии с традиционными исповеданиями первых 5 веков Христианской истории.

 Результаты их труда со временем были [еще более] развиты (от первых Реформатских Исповеданий 1520-х и 1530-х годов до Вестминстерского Исповедания Веры 1640-х). Их стандарты твердо опирались на ясное учение Святого Писания. Библия была их мерилом. И на самом деле создатели Шотландского Вероисповедания 1560 года заявили, что если кто-либо сможет показать, что они записали что-то несоответствующее Писанию, то они готовы это изменить. И хотя они всегда показывали уважение к исторически сложившейся церкви, они явно заявили, что последнее слово принадлежит Писанию, поскольку, как это написано в Вестминстерском Исповедании Веры: "Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам" (25.5).

 В этом горниле споров было рождено несколько вероисповеданий, которые в общем кратко и ясно взразили главные учения Святого Писания о спасении и святой жизни. И, из-за своего библейского учения, они также ценны своим руководством для нас сейчас, как они были ценны для наших предшественников столетия назад. Это большое благо для церкви в наши дни, что ей не приходится снова изобретать колесо. С помощью вероисповеданий мы пребываем в здравии и безопасности "общения святых".

 Эта доктринальная последовательность противоречит релятивизму нашей Западной светской культуры, которая считает, что "древняя истина слишком груба". Релятивизм предполагает, что вместо следования за древней истиной, человек должен лихорадочно подчиняться последним модным течениям или следовать за вечно изменяющейся интеллигенцией. И более того, агрессивный релятивизм нашей культуры не остановился у дверей церкви. Одобрительное упоминание конфессиональных стандартов вызывает удивление и, в некоторых случаях, открытый протест в среде далеко не малого числа Евангельских (и реформатских) собраний и деноминаций.

 Многие Евангельские Христиане, стараясь избежать ясного учения этих вероисповеданий (которые основываются на божественном учении Библии) и не оскорбить правящий нашей культурой релятивизм (который, в конечном счете, противится сверхъестественному), прибегают к номинальному толкованию стандартов. То есть избегают явного учения этих основанных на Библии исповеданий тем, что формально с ними соглашаются, но на деле используют хитроумные и головоломные способы, чтобы заставить их говорить нечто другое, не столь оскорбительное для светской культуры.

 Одним из примеров этого являются теистические эволюционисты, которые используют этакую "Иезуитскую софистику", чтобы сделать из первых трех глав книги Бытия совершенно невозможный вывод: о том, что грех был до Адама, и что жизнь постепенно развилась случайным образом.

 Например, огромная ценность учения о сотворении Вестминстерского Исповедания Веры в том, что следуя ему мы не станем жертвой постоянно изменяющихся парадигм философской науки (которая не является тем же самым, что и экспериментальная наука, которая, по моему мнению, совершенно совместима с учением книги Бытия). Вот как исповедания могут очень сильно нам помочь (если мы будем воспринимать их реально, а не номинально - избегая их значения): они ясно говорят церкви о том, что Библия всегда говорила о сотворении, и не уводят нас в погоню за миражами философов эпохи последовавшей за Просвещением. Исповедания помогают церкви увидеть, что направления подобные теистической эволюции берут свое начало не в Библии, а где-то в другом месте и должны быть обозначены как небиблейские. Ценное свидетельство исповеданий помогает нам продолжать стоять на твердом библейском основании, которое хотя и оскорбительно для светского мира, но содержит в себе интеллектуальную согласованность истин в контексте Слова и Духа, а также дарует жизнь и преобразует и разум, и культуру.

 Журнал Tabletalk, Январь 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org