Аннотация Мартина Мак-Геона к книге "Федеральное Видение: Ересь в Корне". Давид Энгельсма
Богословие - Апологетика

 

Я с детства принадлежу Пресвитерианской деноминации Ирландии. И хотя нельзя сказать, что моя церковь делает акцент на доктринальном учении, одно воспоминание сидит у меня в голове до сих пор. Оно относиться к крещению. При каждом крещении служитель говорил (хотя я и не уверен, была ли это официальная формулировка или нет): "Крещение - это свидетельство Божьей инициативы, в том, что Он делает первый шаг к нашему спасению..." Я часто задавался вопросом, что это значит, но поскольку в этой церкви не было учения о Завете, то я тогда этого и не выяснил. Но сейчас, я благодарен Богу за мое незнание, поскольку позже я узнал о Завете из чистого учения о Безусловном Завете, как оно было развито в Протестантских Реформатских Церквях, без этого тревожного вмешательства со стороны учения о Завете, который зависит от веры (верности и послушания в вере) грешника.

Энгельсма уже написал довольно много о Завете Благодати в других своих книгах, но здесь он напрямую атакует основную ересь нашего времени, направленную против Завета Благодати - Федеральное Видение (ФВ). Это так освежает: читать не смягченную критику, в которой ересь названа своим именем, в которой названы и посрамлены ведущие проповедники и защитники этой ереси; и которая громко и ясно предупреждает о ней Божий народ. Энгельсма, таким образом не найдет себе много сторонников, но это не волнует воина Христа, если цена вопроса - истина.

 Другие авторы, "имея дело" с ФВ, пишут абстрактно, научно и, таким образом, довольно скучно. Они хвалят "ценный вклад", который ФВ привнесло в теологический диалог; они приветствуют обновленное внимание к Завету, которое было вызвано ФВ, но многие из них старательно избегают называть Федеральное Видение ересью. Вместо этого они предупреждают о его "теологической неуравновешенности" или "неверных акцентах". Энгельсма в этом плане пишет освежающе по другому. Он пишет:

 "ФВ - это ересь. Это упрямое, твердое, намеренное отклонение от Писания и отрицание его центральной истины, которая была правильно и авторитетно суммирована и систематизирована в Реформатских Вероисповеданиях." "ФВ - это враг Реформации, это внутренний враг, и поэтому один из самых опасных." И как же Энгельсма обходится с этой ересью? Разбирает ли он ее  научным и абстрактным языком? Благодарит ли ее за ценный вклад в современный богословский диалог? Вот что он пишет! "Я смотрю в самый корень ФВ, чтобы разрушить его."

 Сама книга состоит из двух частей. Первая часть (стр. 15-73) - это сильно расширенная версия той речи, которую он произносил в разных частях США, в которой он объясняет, что такое ФВ; кто его главные проповедники и защитники; его историю и развитие; здесь же он пылко предупреждает всех, бежать от ФВ к совершенной праведности Христа, вмененной верующему и принятой только в вере. Вторая часть (стр. 79-216) - это подробные ответы на вопросы, критику и замечания к его первоначальной речи. Книга заканчивается критическим обзором произведения поддерживающего ФВ.

 Позвольте мне перечислить здесь, похвальные особенности этой книги.

Первое, книга ясна и понятна. Критик может не согласиться с заключениями, к которым пришел Энгельсма исходя из Писания и Реформатских Вероисповеданий, которые он так умело изъясняет, правда я не знаю, как можно с ним не согласиться, но даже не соглашаясь с ним, нельзя сказать, что его трудно понять. Энгельсма аккуратно, кропотливо и не по одному разу определяет термины. Он дает определение Завету, условному Завету, безусловному Завету; он дает определение условиям и обетованиям; он дает определение и тщательно прослеживает происхождение, корень ФВ. Корнем, конечно же, является условный Завет, откуда ФВ выводит условное оправдание или оправдание верой и делами. Энгельсма очень тщательно объясняет развитие условного Завета, он также постоянно повторяет определение "условный" и приходит к выводу, что хотя это слово и использовалось в прошлом Реформатскими богословами, в значении "обязательных средств, состояний" для достижения чего либо, но теперь его лучше избегать. Вера - это не условие, а обязательное средство и милостивый дар Бога избранным. Благодать, заветная благодать, никогда не дается не избранным.

Второе, Энгельсма точно и аккуратно изобличает ереси и еретиков - он не боится называть важных и влиятельных теологов.

Третье, то, как он отвечает на возражения, и как дает советы, нельзя назвать абстрактным, это практические, теплые, пасторские, утешающие ответы. Та часть в которой описывается уверенность в спасении и положение детей завета особенно хороша в сравнении с той религией сомнения, которую порождает ФВ. Он пишет:

"Если у меня есть хоть самая слабая вера, если я сердечно верю Евангелию благодати, то я твердо уверен в моем окончательном спасении. Причина моей уверенности не в том, что я точно исполню все необходимые условия, от которых зависит мое окончательное спасение. В этом то, я как раз и не уверен. Но я уверен, что Бог доведет до совершенства то, что Он начал во мне. Я уверен в Его верности. Реформатская Вера - это Евангелие бесстрашия. А Федеральное Видение - это религия ужаса. Вот почему мы противостоим ему."

Вот еще о ФВ:

"Не смотря на все фанфары, приверженцев ФВ о том, что их учение дает абсолютную уверенность в отношении спасения каждого крещеного младенца, их утверждение об этом бессмысленно, обманчиво, еретично и лживо. Их фанфары не более чем шумовая завеса, поскольку в соответствии с теологией ФВ, ребенок - любой ребенок - может потерять свое спасение и погибнуть навеки."

Вся уверенность в спасении теряется, когда ФВ отрицает оправдание только верой и все пять принципов Кальвинизма.

 Энгельсма делает то, что и обещает в предисловии - он обличает и разрушает корень (и, таким образом, и все ветви) ФВ. Прочие критики оставляют корень в покое. Они молчат о нем. Потому что верят в этот корень - условный Завет, и поэтому они, в конечном счете, бесполезны в критике горьких плодов Федерального Видения.

 В этой маленькой книжке столько всего, что ее можно назвать карманным справочником по ФВ; и Энгельсма специально написал ее "простым языком мирянина, а не специализированным языком богослова". Если вы никогда не слышали о ФВ; если вы хотите получить хороший справочник по тому, что это такое; и еще более важно, если вы хотите знать, как правильно дать отпор ФВ и защитить себя, вашу семью и вашу церковь от ФВ, почтите эту великолепную книгу.

 Review of Federal Vision: Heresy at the Root

www.cprf.co.uk