Новости
Доктор Мартин Ллойд - Джонс: «Праведность и благословения» |
Богословие - Проповеди |
Проповедь доктора Мартина – Ллойда Джонса: «Праведность и благословения».
Мтф. 5:6 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
«Блаженны», или счастливы, «алчущие и жаждущие правды или праведности». Только они являются счастливыми людьми. Весь мир стремится к счастью, в этом ни у кого нет сомнения. Все хотят быть счастливыми. Это стремление является великим мотивом, побуждающим действовать, прилагать усилия, трудиться. Все нацелено на счастье. Но величайшая трагедия мира сего заключается в том, что, несмотря на затраченные усилия, он, похоже, никак не может его достигнуть.
Нынешнее состояние дел в мире напоминает об этой печальной реальности. В чем же дело? Я думаю, ответ заключается в том, что мы никогда не понимали этот текст так, как следовало бы его понимать. «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Что же значит это утверждение? Мы не должны «алкать и жаждать» блаженств, «алкать и жаждать» счастья, но как раз именно это и делают большинство людей! Они ставят перед собой цель достичь счастья и блаженства, которые все время от них ускользают. Согласно Писанию, счастье не должно быть нашей непосредственной целью. Оно — всегда побочный результат стремления к праведности.
Это касается не только людей, которые находятся вне Церкви, но и тех, которые являются ее членами. Без сомнения, именно здесь надо искать причину трагедии всех неверующих. Мир стремится к счастью. Именно этим объясняется его мания наслаждений. Одни люди ищут их в труде, другие — в развлечениях. Они пытаются найти счастье, они превратили его в самоцель, сделали смыслом всей жизни.
Но они никак не могут достичь его, потому что, до тех пор пока человек будет ставить счастье превыше праведности, он не добьется успеха. Счастлив только тот, кто стремится быть праведным. Поставьте счастье на место праведности, и вы никогда его не достигнете.
Совершенно ясно, что сей мир, впал в это большое заблуждение. Представьте себе человека, который страдает от некой тяжелой болезни. Обычно в таких случаях пациент, прежде всего, стремится избавиться от сильных болей, это его единственная мечта, что вполне понятно. И если доктор обращает внимание только на боль, не делая ничего для того, чтобы вылечить болезнь, то его действия не только противоестественны, но и весьма опасны для жизни пациента. Пациент может избавиться от боли, и ему будет казаться, что у него все хорошо, но причина боли останется не устраненной.
Неверующие люди говорят: «Я хочу избавиться от своих проблем, и поэтому я пойду в кино, или напьюсь, или сделаю что-либо, что поможет мне забыться...» Но вопрос заключается в том, где кроется причина этой боли, этих несчастий и бед.
Несчастны «алчущие и жаждущие» счастья, но «блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».
Это в равной мере касается и тех людей, которые пребывают в Церкви. Многие из них тратят все свое время на то, чтобы достигнуть счастья и блаженства.
Они ходят то туда, то сюда, от собрания к собранию, надеясь получить некие чудесные переживания, почувствовать радость и войти в экстаз. Они видят, что другим людям это легко удается, но у них ничего не получается.
Итак, они всегда стремятся к этому, всегда «алчут и жаждут», но никак не достигают желаемого. И это не удивительно.
Мы устроены так, что не должны «алкать и жаждать» острых ощущений, стремиться, во что бы то ни стало получить благословения. Если мы действительно хотим быть счастливыми, блаженными, то мы должны «алкать и жаждать праведности».
Ошибочно ставить на первое место блаженство, счастье или какие-либо другие переживания. Нет, все это Бог Сам дает тем, кто стремится к праведности.
Наша трагедия заключается в том, что мы не следуем ясному учению и заповедям Слова Божия и всегда ищем необычных ощущений.
Переживания блаженства — это дар Божий; нам же следует искать праведности и стремиться к ней.
Что же такое праведность? Это, конечно же, не нравственность и не добрые отношения между народами, о которых сегодня так много говорится.
К этому призывали великие философы античности, и это хорошо. Но евангельская праведность подразумевает нечто другое. Некоторые люди имеют слишком упрощенное представление о ней, и, по-моему, они очень мало знают о том, что такое личная праведность. Евангельская концепция праведности гораздо глубже.
В данном случае праведность включает в себя не только оправдание, но и освящение. Другими словами, сам факт того, что человек «алчет и жаждет правды», в конечном итоге указывает на его желание освободиться от греха во всех его проявлениях.
Желать праведности — значит желать быть правым пред Богом, стремиться избавиться от греха, так как грех удерживает нас от познания Бога и лишает всех Его благословений. Поэтому мы должны поставить это желание на первое место. Человек, который «алчет и жаждет правды», сознает, что грех разделяет его с Богом, и желает убрать эту преграду.
Он желает избавиться от силы греха, которая постоянно тянет его вниз. Он хочет избавиться от власти, тирании и рабства греха.
Вы видите, насколько проблема глубже, серьезнее и сложнее, чем все эти абстрактные разговоры морали и добропорядочности.
Необходимо упомянуть и о стремлении освободиться от самого желания грешить. Мы видим, что человек, который действительно исследует себя в свете Писания, не только обнаруживает, что он находится в рабстве у греха, но и с ужасом осознает, что ему нравится грех, что он хочет грешить. Но человек, который «алчет и жаждет правды», хочет избавиться от этого желания, причем не только во внешнем, но и во внутреннем его проявлении.
Другими словами, он хочет избавиться от всего того, что можно назвать результатом осквернения грехом. Грех оскверняет саму сущность, саму природу нашей личности. Христианин же стремится быть свободным от всего этого.
«Алкать и жаждать правды» — значит желать освободиться от своего «я» во всех его ужасных проявлениях. Кроткий человек свободен от своего «я» во всех его формах. Ему чужды эгоцентризм, гордость, обидчивость, уверенность в том, что все люди настроены против него, стремление защищать себя и прославлять свое «я». Себялюбие — вот что ведет к раздорам между отдельными личностями и к конфликтам между народами. Итак, человек, который «алчет и жаждет правды», желает быть свободным от эгоцентризма во всех его проявлениях и формах.
«Алкать и жаждать праведности» — значит изо всех сил стремиться к святости. Человек, который «алчет и жаждет правды хочет, чтобы плод Духа был виден в каждом его поступке. «Алкать и жаждать правды» — значит стремиться подражать новозаветным верующим и быть новым творением во Христе Иисусе. Все мое существо, вся моя жизнь должны быть подчинены этой цели.
Это значит, что главным желанием человека должно стать познание Бога и общение с Ним — с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Быть в общении с Богом — значит ходить пред Богом Отцом, Сыном и Святым Духом во свете, в благословенной чистоте и святости. Человек, который «алчет и жаждет правды» — это человек, который больше всего на свете желает этого. А в конечном итоге он стремится быть подобным Самому Господу Иисусу Христу.
Понятия алчущие и жаждущие без сомнения, не означают нашу уверенность в том, что мы можем добиться состояния праведности своими собственными усилиями и стараниями. Это мирской взгляд на праведность, который сосредотачивается на самом человеке. «Алкать и жаждать» — значит осознавать потребность, глубочайшую нужду. Это значит остро осознавать свою безысходность, не иметь покоя до тех пор, пока не будет найден выход.
Эти слова не предполагают проходящее, мимолетное желание. Вы помните, что Осия говорит о народе Израильском? Он кается, а потом снова возвращается ко греху. Его праведность подобна «утреннему туману»: сейчас он здесь, а через несколько мгновений его уже нет.
Вот как можно узнать, следуем ли мы за Господом. «Алкать и жаждать» — это не «утренний туман». Жажда и голод не проходят до тех пор, пока человек не утолит их. Они болезненны, они относятся к острой физической потребности. Они усиливаются, если их не удовлетворить, и заставляют человека страдать, доводя до отчаяния.
Словами «алкать и жаждать» можно описать стремление человека добиться видного положения. Он не успокаивается и не может сидеть сложа руки; он работает, и все его хлопоты направлены на то, чтобы осуществить свое главное желание, свою мечту. Он «алчет и жаждет» добиться карьеры. Еще это можно сравнить с влечением к человеку. Любовь всегда порождает сильную жажду. Самое большое желание любящего человека — быть рядом с любимым. Псалмопевец выразил это совершенным образом в классической фразе: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому...»
Итак, алкать и жаждать — значит отчаянно нуждаться в помощи и понимать всю безысходность своего положения.
Наконец, давайте кратко рассмотрим, что обещано тем, кто «алчет и жаждет правды». Это одно из самых замечательных и прекрасных утверждений Библии. Они блаженны, то есть счастливы и достойны одобрения. Почему? Потому что они «насытятся», то есть получат то, к чему так стремятся. В этом суть всего Евангелия.
Вот где начинается Евангелие благодати. Это целиком и полностью дар Божий. Невозможно добиться праведности своими силами, невозможно быть блаженными вне Господа. Для того, чтобы получить это, мы должны понять свою нужду в Нем, а большего Он и не требует от нас. Когда мы знаем нашу нужду, когда мы ощущаем эту жажду, когда мы изнываем, Бог дает нам этот благословенный дар.
«Приходящего ко Мне не изгоню вон». Это Божье обетование. Поэтому, если вы по-настоящему «алчете и жаждете правды», вы будете насыщены. В этом нет никакого сомнения. Только убедитесь, что вы действительно «алчете и жаждете правды», а не благословений. Стремитесь уподобиться Христу, и вы получите и то, и другое. Вы станете блаженными.
*Сокращённый вариант |