Новости
Доктор Мартин Ллойд - Джонс: «Отвержение себя и следование за Христом» |
Богословие - Проповеди |
Мартин Ллойд-Джонс (1889-1981) по праву считается величайшим британским проповедником XX века. Его служение в Вестминстерской часовне и письменные труды завоевали для него уважение и любовь по всему миру. Он оказал решающее влияние на многих людей в отдельности и на евангелическое движение в целом.
Проповедь доктора Мартина Ллойда Джонса: «Отвержение себя и следование за Христом»
Мтф. 5 :39 – 42
«не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
Наш Господь, прежде всего, беспокоится о том, какие мы есть, а не о том, что мы делаем. Наши дела важны, потому что они указывают на то, какие мы есть. Он, иллюстрируя Свою мысль, говорит: «Если вы действительно те, за кого себя выдаете, то вы должны поступать вот так». Следовательно, мы должны сосредотачиваться не столько на поступках, сколько на духе, который ведет к поступкам.
На основании данного отрывка можно определить, как мы должны относиться к самим себе в смысле отрицания.
С каким пафосом некоторые люди заявляли, что Нагорная проповедь — это та часть Нового Завета, которую больше всего любят и чаще всего цитируют и она, якобы, не содержит никакой теологии и никаких доктрин. Как печально, ведь Нагорная проповедь на самом деле полна доктрин. И в этом отрывке мы видим одну из них.
Важно не то, подставляю ли я своему обидчику щеку для удара или нет, а то, как я в целом отношусь к самому себе, потому что если я буду пребывать в должном состоянии духа, то я и поступлю должным образом.
Ни один человек на земле не сможет практиковать учение нашего Господа до тех пор, пока он не покончит со своим «я», со своими правами, со своей привычкой определять, что он будет делать, а чего нет, и особенно со своим эгоцентризмом, который обычно называют «правами личности».
Другими словами, мы вообще не должны ставить в центр нашей жизни свое «я». Люди стремятся к удовлетворению своих похотей, и в этом заключается их ошибка. От такого мировоззрения, как здесь показывает наш Господь, мы должны решительно отказаться. Мы должны полностью отказаться от защиты своего «я» и своих интересов, от постоянного ожидания нападок и оскорблений со стороны окружающих, от жизни «в осажденной крепости». Все это следует отвергнуть, а это прежде всего предполагает, что мы должны перестать «трястись» над собой.
Мы должны избавиться от этого ужасного чувства пребывания под прицелом врага, которое так легко может нарушить наше неустойчивое душевное равновесие. Здесь наш Господь раскрывает путь, позволяющий избежать обиды. Возможно, он является самым радикальным. Я уже напомнил вам в конце предыдущей главы слова апостола Павла о себе в 1 Коринфянам 4:3. Он пишет: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе». Он полностью отдал весь суд в руки Божьи и таким образом достиг состояния, при котором невозможно возмущаться и обижаться. К этому идеалу мы и должны все стремиться — к полному отказу от своего «я» и своих прав.
На эту тему очень удачно выразился Джордж Мюллер. Он писал: «Однажды я скончался, совершенно умер для Джорджа Мюллера. Умерли все мои мнения, предпочтения, вкусы и воля. Я умер для мира сего, для его похвалы и осуждения, умер даже для похвалы и осуждения своих братьев и сестер, и с тех пор я ищу только того, как угодить Богу». Над этим стоит серьезно задуматься. Вряд ли можно сделать более точное заключение из учения нашего Господа.
В биографиях многих великих людей, избавившихся от зависимости мира сего и своих близких, говорится, что они изо всех сил боролись со своим «я», со своим собственным суждением о себе. И пока мы зависим от этого суждения, мы не можем избавиться от первых двух зависимостей. Итак, ключом к успеху является отвержение себя. Джордж Мюллер напоминает нам, что он умер для собственных мнений и оценок, для собственных предпочтений и вкусов и даже для собственной воли. Его главной целью, главной заботой было угодить Богу.
Итак, согласно учению нашего Господа, христианин должен достигнуть такого состояния, при котором он сможет сказать то же самое.
Далее, мы должны отметить, что только христианин может это сделать. Вот в чем заключается доктрина этого отрывка. Никто, кроме христианина, не может дойти до такого состояния. Оно не имеет ничего общего с состоянием душевного человека. Трудно себе представить более противоречивый идеал, чем идеал мира сего. Его герой изо всех сил борется за свой успех и преуспевает в этом. И, хотя он не убивает всех, кто стоит на его пути, так как за это придется отвечать по закону, он с легкостью бы это сделал. Вот каков герой мира сего. Это прежде всего «супермен», который ни перед чем не остановится в борьбе за свои интересы.
И это относится не только к отдельному человеку, но и к обществу, к стране и к миру сему в целом. Можно с уверенностью сказать, что мир сей презирает людей, которые не поступают так, и восхищается «хищниками», возвышающими себя и всегда готовыми впиться в горло каждому, кто посягнет на их так называемую честь.
Итак, мы можем четко и с уверенностью сказать, что никто, кроме христианина, не способен выполнить данное повеление нашего Господа. Человек сначала должен родиться свыше, стать новым творением, и только потом он сможет жить таким образом. Отвергнуть себя может только тот, кто может сказать о себе: «...и уже не я живу, но живет во мне Христос». Это и есть доктрина о рождении свыше. Другими словами, наш Господь говорит: «Вы должны жить так, но для этого вам нужно родиться от Святого Духа. Тогда в вас появится новая жизнь». Вы должны стать совершенно другими, вы должны полностью преобразиться, стать новым творением. Миру сему не нравится это учение, и он пытается заставить нас поверить в то, что человек может измениться к лучшему без всякой помощи.
Это возможно только возрожденным людям, получившим Дух нашего Господа Иисуса Христа.
Итак, сформулировав доктрину, мы должны задать себе практический вопрос: «Как я живу?» Нас могут спросить: «Вы преподали нам очень хорошее учение, но оно трудновыполнимо. Я уже не раз пробовал, и у меня ничего не получилось. Как научиться жить по нему?»
Первое, что мы должны сделать, — это предельно честно рассмотреть наше отношение к своему «я». Давайте перестанем оправдывать самих себя, пытаясь показаться лучше, чем мы есть на самом деле. Давайте будем честны и объективны. Мы должны взять это учение, ничего не выбрасывая из него, и оценить себя в его свете.
Как только я обнаруживаю в самом себе реакцию самозащиты, чувство возмущения и обиды, ощущение того, что меня унижают, что я страдаю незаслуженно, я тут же должен задать себе такие вопросы: «Почему, собственно говоря, это меня так задело? Почему я так обиделся? Чего я ищу на самом деле? Действительно ли я ищу истины и праведности? Я так возмущаюсь потому, что затронуто дело Божье или потому что это коснулось лично меня? Может быть, дело в моем ужасном эгоизме, в моей гордыне, которая ослепила меня?»
Такое исследование души очень важно, если мы всерьез намерены продвинуться в этой области. Как легко находить оправдание самим себе! Мы должны прислушиваться к своему внутреннему голосу, который, возможно, скажет, что все это гордыня, погоня за успехом и желание величия. Если так, то мы должны честно признаться самим себе в этом грехе и исповедать его. Конечно же, это очень больно. Но если мы хотим жить по учению нашего Господа, мы должны пройти через процесс отвержения себя.
Второе, что мы должны сделать на практике, — понять, в каких масштабах наше «я» контролирует нашу жизнь. Это очень важно. Пытались ли вы это делать? Исследуйте себя и свою обычную повседневную жизнь: работу, свободное время, свои увлечения и круг общения. Задумайтесь на минутку о том, до какой степени ваше «я» управляет вашей жизнью. Поразительно, но вы обнаружите, что ваше «я» стремится к успеху во всех этих делах, даже в проповеди Евангелия! Это будет для вас страшным открытием. Мы очень стремимся к успеху. Ради чего? Ради славы Божьей или ради собственной славы? Какую цель мы преследуем прежде всего, когда делаем что-либо. Если вы честно исследуете себя, всю свою жизнь, свою внешность и даже манеру одеваться, то вы очень удивитесь, узнав, какое большое влияние на все это оказывает отношение к своему «я».
А теперь сделаем еще один шаг. Мне интересно, понимаем ли мы, что все несчастья, неудачи и проблемы нашей жизни вытекают из одного источника, а именно — из нашего «я»? Вспомните прошлую неделю и задумайтесь над тем, что у вас не получилось, что вас вывело из равновесия, что испортило ваше настроение, что пристыдило вас и возмутило. Рассмотрите каждый отдельный случай, и вы с удивлением обнаружите, что почти каждый из них непосредственно связан с нашим «я», с нашим эгоизмом. В этом нет никакого сомнения. Эгоизм является главной причиной всех несчастий в нашей жизни. «Да, — говорите вы, — но в этом виноват не я, а другие люди!» Хорошо, проанализируйте их поведение, и вы обнаружите, что они также действовали по побуждению своего «я». Если вы будете правильно относиться к другому человеку, так, как этому учил наш Господь, вы будете сожалеть и молиться о нем. Итак, в конце концов, виноваты именно вы. Очень полезно с чисто практической точки зрения посмотреть на это честно и серьезно. Большинство наших бед, несчастий и огорчений вытекают из нашего «я».
Святость и означает избавление от этой эгоцентричной жизни. Другими словами, святость следует рассматривать не через призму действий, а через призму отношения к своему «я».
Святость не предполагает каких-то определенных действий или, напротив, воздержания от каких-то поступков. Есть люди, которые никогда не совершают страшных грехов, но которые полны гордыни. Итак, святость следует рассматривать в свете отношения к своему «я» и к своим интересам. Мы должны силой благодати стать такими людьми, чтобы однажды сказать: «Я умер для себя, умер раз и навсегда». Вот какова сущность святости.
*Сокращённый вариант |