Поя и воспевая в сердцах ваших Господу. [Проповедь.] Джон Пайпер.
Богословие - Проповеди

Ефесянам 5:17-20.

 

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.

 

"Христианская Церковь была рождена в песне." Это слова Ральфа Мартина из его книги "Поклонение в Ранней Церкви" (Лондон: Маршалл, Морган и Скотт, 1964, стр. 39). Мы поющий народ. И для этого есть причина. Реальность Бога и Христа, сотворения и спасения, небес и ада просто слишком велика для того, чтобы об этом только говорить; об этом нужно также и петь. Думайте по настоящему и прилежно воспринимайте то, что есть, воспринимайте так, с такой силой эмоций, которая соответствует реальности того, что по настоящему известно.

 

Если мы по настоящему размышляем и как должно воспринимаем, то мы, в лучшем случае, воздаем Богу половину того, что должны. Но если мы воспринимаем очень старательно (не говорю как должно, поскольку думаю, что это не возможно без настоящего размышления), но при этом не думаем по настоящему, то мы воздаем Ему еще меньше, чем половина той чести, которая Ему принадлежит.

 

Джонатан Эдвардс, который знал о реальности Бога разумом и страстно ощущал Божью реальность в любви своего сердца, прав, когда говорит, что Бог прославляет Себя в творениях двумя способами:

 

1. Через явление... их пониманию.

 

2. В сообщении о Себе их сердцам, и в их радости, удовольствии и наслаждении этими Его проявлениями Себя... Бог прославляется не только видимым явлением Своей славы, но и тем, что она приносит радость. Когда видящие ее, наслаждаются ей, Бог более прославлен, чем если бы они только видели ее. Его слава при этом принимается всей душой: и разумением, и сердцем.

 

Когда вы увидите, что труд сердца (эмоции) также важен для отражения славы Бога, как и труд разума (понимание), тогда вы начнете видеть почему музыка и пение так важны для Христианского поклонения. Причина по которой мы поем в том, что есть такие глубины и высоты, разнообразие и силы эмоций, которые не могут быть удовлетворительно выражены просто прозаическими формами, или даже поэтическим чтением. Есть реальности, которые требуют, чтобы мы вырвались из прозы в поэзию, а некоторые и требуют перехода от поэзии к песне.

 

Так музыка и пение необходимы для Христианской веры и поклонения, по той простой причине, что реальности Бога и Христа, сотворения и спасения, небес и ада так велики, что даже когда мы познаем их истинно и воспринимаем как должно, то они все равно требуют большего, чем обсуждение, анализ и описание; они требуют поэзии, песни и музыки. Пение - это Христианский способ сказать: Бог так велик, что размышлений недостаточно, должны быть глубокие чувства; и что разговоров не достаточно, должно быть пение.

 

Так что вот, что я хочу сделать - взять эти стихи из Послания к Ефесянам 5:17-20 и сделать шесть кратких замечаний по поводу пения в общественном поклонении, к чему и относиться этот текст. Каждое из этих шести замечаний может быть легко развито в часовую проповедь, но я только скажу их, как своего рода набросок для начального теологического учения о музыке и поклонении. Я надеюсь, вы примите и еще более наполните их Библейским содержанием и опытом, и превратите их в реальность здесь в Вифлееме (название церкви, прим. пер.).

 

Пение должно быть выражением полноты Святого Духа.

 

Стихи 18 и 19: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу." Вы видите, как пение происходит из наполненности Святым Духом. Это значит, что Христианское пение не естественно, но сверхъестественно. Святой Дух - это Бог. Он сверхъестественный. Он приходит и наполняет Свой народ и направляет его в определенную сторону.

 

Пение о Христианстве, в Христианском окружении не обязательно будет угодно Господу. Припомните Амоса 5:23-24: "Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!" Существует религиозное пение, которое оскорбляет Господа, а именно - пение, которое не является делом Святого Духа вместе с прочими Его плодами.

 

Вы видите мимолетное противопоставление в 18 стихе наполненности Святым Духом состоянию опьянения. "И не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом". Упиваться вином - значит подчиняться ему. Оно овладевает вами и заставляет чувствовать и вести себя определенным образом. Так, быть наполненным Духом значит быть под контролем у Духа и ощущать, и действовать определенным образом, в это случае - петь, и петь нечто определенное, как мы это скоро увидим.

 

Как мы наполняемся Святым Духом? Подсказка к этому вопросу в другом вопросе: Как мы упиваемся вином? Ответ: если выпьем много вина. Также и со Святым Духом. У меня нет времени, чтобы развить эту идею глубже, но я думаю, что мы можем показать из 1 Кор. 2:12-16, Рим. 8:4-8 и Гал. 3:5, что главный способ исполняться духом - это читать, размышлять и верить в то, что Дух вдохнул в Писание. Вот почему в Книге Деяний, каждый раз когда люди наполняются Духом - изливается Слово Божье (Деян. 2:4, 11; 4:8, 31; 9:17, 20; Кол. 3:16).

 

Так, Христианское пение в общественном поклонении должно быть выражением полноты Святого Духа. И это первое, что об этом надо сказать.

 

Пение должно быть от сердца.

 

Стих 19: "...поя и воспевая в сердцах ваших Господу". Противоположностью этому может быть пение и воспевание устами и любой силой, которая заставляет их двигаться. Но "в сердцах" означает, что вы должны верить и чувствовать то, что поете.

 

Другими словами, как мы рассматриваем это уже в продолжении нескольких недель, суть Христианского поклонения не просто в действиях литургии - или каких-либо других - но во внутреннем, настоящем придании ценности Богу в сердце.

 

Позвольте мне упомянуть, что это не означает, что поклонение только тогда настоящее, когда мы "горим" для Бога. Это может быть, когда вы не "горите", но ваше сердце ощущает сильное желание той страсти, которую вы когда-то узнали, или которой хотите познать еще. Это сильное желание, принесенное Богу, тоже поклонение. Или это может быть сожаление о том, что и это желание ушло, и вы едва способны ощущать что-либо кроме печали, что вы не чувствуете то, что должны. Это сожаление, принесенное Богу, тоже поклонение. Оно говорит Богу, что Он единственная надежда на то, что вам нужно. Так что не придерживайтесь отношения к поклонению "все или ничего". Сердечное отношение может быть правдиво, даже если оно не пламенеет рвением как должно, а в этой жизни этого и не будет.

 

Пение должно быть "Господу".

 

Стих 19: "Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу." Я понимаю, что этот стих начинается со слов "назидая самих себя псалмами...", мы через минуту рассмотрим и это. Но что замечательно, здесь верны две вещи, и они верны в этом одном стихе одновременно: пение и друг другу и Господу.

"Господу" - это означает, что поклонение должно быть Богоцентричным или Христоцентричным (Господь - Иисус, но заметьте, что в 20 стихе благодарения постоянно предлагаются Богу Отцу во имя Господа - Иисуса). Но не только в том смысле Богоцентричным, что все в поклонении относится к Богу, но и в том смысле, что все в поклонении направлено к Богу, совершается в Его присутствии, у Него на виду и на слуху, с желанием угодить Богу в том, Он видит и слышит.

 

Когда вы поете, не зависимо от того поете-ли вы обращаясь прямо к Господу ("Господь, Ты моя крепость...") или без прямого обращения к Нему ("Могучая крепость наш Бог..."), пойте, фокусируясь на том, что Иисус и Отец вас слышат прямо в этот момент.

 

Но конечно же, эти слова ободрят нас спеть множество песен с прямым обращением, а не с косвенным (петь Ты, а не Он). "Велика Твоя верность..." "Свят, Свят, Свят, Господи Боже Вседержитель. Рано утром воспоем Тебе", "Приди же Фонтан благословений, зароди в моем сердце Твою хвалу...", "Ты Господь...", "Я люблю Тебя Господь..." Мы должны желать пребывать как можно дольше в присутствии Господа, говоря Ему о том, что мы думаем и чувствуем, когда размышляем о том, кто Он есть, и что Он сделал, и что Он обещал сделать, и кем быть для нас. Вот что означает "Господу" в 19 стихе.

 

Поклонение в своей основе Богоцентрично, а не человекоцентрично.

 Три вещи оказывают мощное влияние на то, как мы воспринимаем поклонение: Водительство Духа, искренность и Богоцентричность. Это время не для пустяков или шуток, не для глупостей или поверхностного отношения. Поклонение идет от корней уходящих очень глубоко в Бога и должно также глубоко укореняться в человеческом сердце, и фокусироваться на Самом Боге настолько неуклонно, что должно быть делом полным серьезной радостью (или радостной серьезностью).

 

Пение должно быть обрамлено глубокой Библейской теологией суверенной благости Бога.

 

Почему я говорю об этом? Потому что Павел в 20 стихе говорит: "благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа". А благодарить за все - это скандальная идея, если вы не имеете глубокой Библейской теологии о суверенной благости Бога. Я называю эту теологию глубокой, поскольку это позволяет избежать поверхностных подходов к тому как боль прославляет Бога. Павел говорит: "плачьте с плачущими" (Рим. 12:15), и "отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Рим. 12:9).

 

Тем не менее, то, что мы можем благодарить Бога за ужасные обстоятельства: болезни, отверженность или грешность, не значит, что мы благодарим Его за это также как мы благодарим Его за исцеление, спасение и святость. Да, я думаю, что этот текст говорит о том, чтобы видеть во всем руку Бога, совершающего все для Своей славы и блага Своего народа. И нам нужна теология, которая достаточно глубока и достаточно Библейская, чтобы мы ненавидели, отвергали и боролись против (в молитве, социальном труде и евангелизации) зла этого мира, и не отвергали тех истин, что в этих самых вещах и в том, что мы ненавидим их, трудимся против них и терпеливо их переносим, есть основание для благодарения (Рим. 8:28; Быт. 50:20).

 

Я говорю, что наше пение нуждается в той глубокой Библейской теологии поскольку этот текст о пении призывает нас к благодарению, и поскольку не проходит и недели в этой церкви, как кто-нибудь из нас не сталкивается с чем-то ужасающим и болезненным. Существует способ глубокого поклонения вместе с этими людьми, который спокойно берет их ношу вместе с ними, и который спокойно ведет их к вседостаточному Богу, трудящемуся для них через это все.

 

Понимание этого и вера в это приводит к самому прекрасному из всех общественных поклонений — к пению, вот почему песня "Этим довольна душа моя" является почти символом нашего собрания.

 

Пение должно быть друг другу.

 

Стих 19: "... назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу." Это одно из самых ясных повелений для общественного поклонения в Новом Завете. Вы не можете повиноваться этому в одиночестве. Бог призывает нас назидать друг друга песнями.

 

Это имеет, по крайней мере, три разных смысла для нас. Один в том, что мы должны собираться вместе и петь, как и большим собранием, так и маленькими группами. Мы должны петь друг другу и желать быть услышанными. Второй смысл в том, что это оправданно, что многие из наших величайших гимнов и новых песней поклонения говорят не к Богу, а к людям. "Поклонитесь Царю", "Восхвалите Силу Имени Иисуса", "Возложите на Него множество диадем", "Величие, Поклонитесь Его Величию".

 

Третий смысл в том, что использование солистов или музыкальных групп, подобных группам прославления и хорам, может быть частью этого назидания друг друга песнями. Поскольку это хорошо говорить друг другу в песнях, когда мы делаем это Богоугодно, то мы не всегда должны делать это все одновременно, хотя и полагаем, что звуки пения собрания должны быть определяющими в нашем поклонении. Хор может, говорит нам Слово в песне, льющейся от сердца, наполненного Духом, сердца осознающего Божье присутствие и укрепленного глубокой Библейской теологией о суверенной благости Бога. И мы можем слышать это [Слово] и сказать "да и аминь" для славы Божьей.

 

В 1 Послании к Коринфянам 14:15-16 Павел говорит: "Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: „аминь" при твоем благодарении?" Другими словами, Бог предназначил для нас слышать, как другие молятся и поют, чтобы на это был всеобщий ответ: "Аминь".

 

Есть причины для подобной общественной стороны поклонения. Быть вместе и петь вместе, а не по отдельности, - это усиливает наши чувства к Богу, свидетельствует о нас Богу и объединяет нашу общественную жизнь вокруг Бога (Рим. 15:6).

 

И наконец, Пение должно быть разнообразно по своей форме.

 

Стих 19: "... назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу."

 

Говоря об этих словах - "псалмами и славословиями и песнопениями духовными" - Ральф Мартин сказал: "Это трудно сделать верное и быстрое различие между этими терминами; и современные ученые соглашаются, что эти термины широко используются, чтобы охватить различные формы музыкальных композиций. Псалмы могут относиться к Христианским одам заключенным в В.З. Псалтырь. Славословия (Англ. гимны, прим. пер.) должно быть относятся к более длинным композициям, и есть свидетельства, что некоторые из них могут быть найдены в самом Новом Завете. Духовные песни относятся к отрывкам произвольной хвалы, которую вдохновляющий Дух положил на уста изумленных поклоняющихся, как 1 Коринфянам 14:15 подразумевает это" (стр. 47).

 

Есть причина и для разных типов музыки. Главная причина в том, что Бог бесконечно разнообразен в Своей красоте и Он открывается нам мудрыми и удивительными способами. Если вы переживете встречу с Богом через смерть четырех дочерей и жены, утонувших при кораблекрушении, вы можете написать "Этим довольна душа моя". Если вы на Рождество были ошеломлены истиной воплощений, вы можете написать "Радость Миру". Если Бог придет к вам в простое и спокойное место, где вы молитесь, вы можете написать "Отец я поклоняюсь, положи мою жизнь пред собой..." Если вы изумлены и поражены вашим спасением, вы можете написать "О, Изумительная Благодать! Как сладко это слышать мне..." Если вы учитель воскресной школы, страстно желающий учить своих студентов мудрым вещам в простых словах, вы можете написать: "Любит меня Иисус, это знаю я, ведь так говорит мне - Библия".

 

Мы встречаемся с Богом в возвышении и святости. Мы встречаемся с ним в унижении и смирении. Мы встречаемся с ним в громоподобной славе, мы встречаемся с ним в покое и близости. Мы встречаемся с ним и на сложных, и на простых путях. Есть такие аспекты Божьего характера и Его к нам отношения, которые могут быть выражены только в высоких и прекрасных музыкальных произведениях, подобных "Мессии" Генделя, и есть таки аспекты Божьего характера и Его к нам отношения, которые могут быть выражены только в более простой, популярной музыке подобной, песням "О, Изумительная Благодать", "Просто Ближе быть к Тебе" и "Б-И-Б-Л-И-Я".

 

Заключение. Молитесь за ваших Лидеров Прославления.

 

Мое пасторское воззвание к вам в том, чтобы мы искали Господа ревностно во всем этом и шли еще глубже с Ним в нашем понимании и опыте общественного поклонения каждую неделю. Молитесь, друг за друга, и особенно за Чака и за меня, пока мы стараемся осуществить этот текст от недели к неделе.

 

Молитесь:

 

1. Чтобы мы могли быть наполнены Святым Духом;

 

2. Чтобы все наше поклонение было сердечным;

 

3. Чтобы мы были радикально сфокусированы на Боге и Богоцентричными;

 

4. Чтобы все были укреплены глубокой Библейской теологией о Божьей суверенной благодати;

 

5. Чтобы мы все могли создавать самые лучшие пути для назидания друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями; и

 

6. Чтобы мы принимали такое разнообразие музыки и пения, которое более всего подходит к данной культуре и угодно нашему великому Богу.

 

www.desiringgod.org