Опубликовать
Да будет благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь и аминь Пс.42.13
Введение
Концепция вечности Бога широко известна и открыта большинству сегодняшних христиан. Тем не менее, создается впечатление, что на самом деле большинство людей, которые утверждают, что Бог вечен, плохо понимают следствия этой истины для христианского учения и практики. Очень важно, что мы имеем четкую картину вечного Бога и того, что Бог делает в вечности. Для человека очень легко начать воспринимать Бога как действующего в рамках ограничений во времени. Это неизбежно приводит к доктринальным ошибкам и к умалению Бога. Мы не отрицаем того, что Бог действительно действует во времени и непрерывно совершает в нем многие вещи. Лучший пример действия Божия во времени – это Воплощение Христово. Это великое дело Бога, Который в ограниченное время совершил грандиозное дело – спасение избранных: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10.14). Есть и другие высочайшие примеры действий Божьих во времени. Смерть Иисуса на кресте – кульминация всех дел вечного Бога в рамках времени. Эти Его дела для нас легче всего осмыслить и понять. Они хорошо согласуются с нашим пониманием Вселенной и позволяют нам в полной мере понять, что Он делает в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, гораздо сложнее для понимания представление о том, что Бог делает определенные вещи в вечности. Божьи вечные постановления – это полнота истины, которую очень трудно постичь здесь, в земном мире.
Что такое вечность?
Прежде чем мы сможем реально начать говорить о вечном Боге, мы должны прийти к базовому пониманию того, что такое вечность. Есть много неправильных представлений и идей о вечности и Небе, которые широко распространены среди христиан. Мы рассмотрим здесь лишь то, что Библия говорит о вечности. Прежде всего мы знаем, что вечность – это реальность. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57.15). Это место, где живет Бог, возвышенное и священное, ибо в ней – престол Божий. Учитывая то, что вечность есть реальное место, мы можем сопоставить ее с земной реальностью, в которой мы живем. Если Бог пребывает в вечности, и Он сотворил Небо и землю от века (Быт.1), то мы уже можем отчасти понять, что такое вечность. Вечность там, где живет Бог.
Концепция времени
Теперь мы должны пересмотреть концепцию времени. Писание никогда не говорит о времени непосредственно и это может стать камнем преткновения в понимании Бога, если мы не можем в полной мере понять Божью цель и использование времени. Мы должны в полной мере уделить внимание Быт.1, где впервые упоминается время. В Быт.1.5 Бог творит свет и тьму, а далее, в ст.14-19, упоминаются солнце, луна, звезды и отрезки времени – месяцы и годы. Важно, что мы измеряем течение времени по движению неба, и это значит, что если Бог создал светила из ничего, то и время создано Богом. Павел в Кол.1.16 говорит: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано». Этот стих включает в себя понятие времени, как мы его знаем. Правильно будет сказать, что Бог находится вне времени и не ограничен им. Бог из вечности контролирует время и суверенно использует его для Своих целей. Если мы отрицаем это, то мы делаем время божественным, и значит, Бог перестает для нас быть Богом.
Зло и вечность
Для большинства вневременный характер вечности является самоочевидным фактом. Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что многие из нас не думают о следствиях этого факта. . Если Бог обитает в вечности, и находится вне времени, возможно ли, что Бог видит всю историю одновременно? Может ли быть так, что для Него начало и конец мира существуют одновременно? Как видно из Писания, Бог предвидит и предопределяет всю историю. Все, что происходит, происходит благодаря Божией определенной цели и воле. Ничто происходящее не находится вне Его контроля. Он предопределяет ради Своей славы все вещи, и добро, и зло. Значит ли это, что Бог создал зло и использует Его для Своих целей? Безусловно. Он создал зло и использует Его ради Своего замысла. Делает ли это Бога грешащим? Ни в коем случае! Бог предопределяет зло и грех, но никогда не совершает ни того, ни другого. Грешник виновен пред Богом, совершая грех, Бог есть Конечная Причина всего и потому Он не является виновным. Вот некоторые библейские примеры, свидетельствующие об этой истине.
«Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».( Иов.2.10)
«А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар.16.14)
«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян.2.23).
«Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4.27-28).
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Ис.45.7).
Это лишь несколько примеров из многих свидетельств о том, что Бог использует зло. Когда Он повелел Израилю уничтожить людей и целые народы, мужчин, женщин, детей и даже скотину, творил ли Он зло? С точки зрения людей это геноцид, но в отношении этих людей была явлена Божья справедливость, на которую Он имел абсолютное право как Бог и Господь вселенной. Обратим внимание на Авраама и Исаака. Бог повелел Аврааму совершить грех: убить Исаака в качестве жертвы всесожжения. Все, читающие это, согласны с тем, что принести ребенка в жертву – это грех. Бог испытывал Авраама этим грехом, и действительно предложил надлежащую жертву, которую Авраам и принес вместо Исаака. Когда мы рассматриваем Божьи цели, с которыми Он использует зло в этом мире, мы получаем понимание Его конечной цели в отношении человечества в целом. Только из Его плана в целом становится ясным, зачем потребовалось зло. Здесь мы поднимем еще один важный вопрос, позволяющий прояснить всю концепцию.
Есть ли Бог конечная цель истории человечества и всего сущего?
Мое убеждение состоит в том, что Божия конечная цель – это творение людей, полностью посвященных Ему, которые будут прославлять и хвалить Его всю вечность. Эти люди едины со Христом как Его Невеста и будут вечно петь Ему хвалу и возносить славу. Если это так и если Бог имеет Свою конечную цель во всей истории творения, то почему Он избрал определенный способ созидания этого народа? Взглянем на ситуацию в целом. Если кто-то собирается построить дом или произвести иной конечный продукт, то он исходит из конечного результата и уже затем возвращается в своем плане к тому, что необходимо сделать с самого начала для его достижения. Никто не начинает дом с крыши, но с фундамента. То же самое верно относительно Божия плана в истории человечества. Он не начинается с конца истории, где уже был бы избранный в ее ходе народ, но начинается с творения, при котором изначально предопределяется путь всего сущего во времени. Мы не начинаем стройку без чертежей. Вот три простых вопроса:
1. Создал ли Бог идеального человека, свободного от греха и полностью подчиненного Ему?
2. Почему Бог создал грех, зло и причины грехопадения, если не для того чтобы искупить некоторых через смерть Иисуса на кресте?
3. Должен ли весь процесс падения и искупления создать наилучший конечный результат?
Эти вопросы являются столь интригующими, что лишь немногие находят достойный ответ на них. Размышляя о Писании, я пришел к выводу, что весь процесс падения, греха, дарования закона и Искупления приводит к людям, достигшим совершенства через Кровь Христову. Бог не просто создал их с самого начала праведными, но провел с ними весь процесс применения к ним Его праведности и таким образом сделал их абсолютно связанными с Ним во Христе. Бог не создал избранных праведниками, потому что они отвлеклись бы от Его славы и величия как Вседержителя. Бог просто использовал весь процесс падения и Искупления для Своей славы, чтобы ничто не отвратило святых от Него. Он решил создать людей и провести их чрез грех, и затем избрать некоторых из массы погибших и применить Свою праведность к ним через смерть Христа. Эти люди не творятся с самого начала праведными, но становятся праведными через смерть Христову. Слава за это принадлежит только Богу. Люди не имеют славы за свое спасение и тем самым не умаляют славу Божию. Если бы Бог просто создал людей праведными, результат был бы существенно меньше. Как же превосходен Божий замысел! Это позволяет понимать, почему Бог создает и использует зло. Еф.1.4 говорит о том, что мы были избраны до основания мира, и это объясняется тем, что Его замысел уже существовал, так что наше избрание было запланировано до начала творения, чтобы получить идеальный результат.
Избрание и отвержение от вечности
Если все вышесказанное истинно, то избрание и отвержение в вечности полностью согласуется с Божьим конечным замыслом. Некоторым Он определил Свою славу через проявление милости к ним, а на других явил ее, продемонстрировав Свой справедливый гнев ко греху. Рим.9.19-24 прекрасно подчеркивает этот момент.
«Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Еф.1.7-- 10 также дает ясную картину того, как согласно Божьему плану все совершилось во Христе и Его смерти, и упоминает полноту Его времени, в которой совершаются все вещи.
в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
Мы должны продолжать жить в соответствии с Божьей конечной целью истории и осознать, что Он есть источник всего. Как же велико наше спасение! Слава Богу за все!!
«Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» Евр.10.14.
«так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» Еф.1.4
«предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» 1 Пет.1.20
|