Опубликовать
Миряне иногда думают, что они не должны быть богословами. Это, однако, является очень большой ошибкой. Они должны быть богословами, по крайней мере, на любительском уровне. Нет ни одной профессии, которую человек был бы обязан выбрать. Никто не обязан быть сантехником, плотником, юристом, врачом, учителем, рабочим или домохозяйкой. Все это возможности, а не необходимость. Мирянин может быть кем угодно из этого по своему выбору. Но он ДОЛЖЕН быть богословом. Это не выбор, а требование.
Богослов – это тот, кто знает о Боге
Почему мы говорим, что каждый должен быть богословом? Давайте в первую очередь поймем, что такое богослов, в том числе и любитель. Это просто человек, который знает Бога. Богослов-любитель – это человек, который имеет истинное знание о Боге, пусть и добытое в непрофессиональных, неакадемических условиях. Однако такой человек действительно богослов.
Разве не ясно, почему мирянин обязательно должен быть богословом? Есть ли кто-то, кто не должен знать Бога? Разве Писание не говорит: «Сие есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал» (Иоан.17.3)? Это не выбор для мирянина, быть богословом или нет, иметь вечную жизнь или нет, так же как это не выбор – знать Бога или нет. Познание Бога необходимо для вечной жизни. И если в вечной жизни нуждается каждый человек, то и богословие необходимо для каждого человека.
Если богослов – это человек, который знает Бога, то верно и обратное: тот, кто не богослов, не знает Бога. Непрофессионалу не может быть стыдно не знать столярное дело, сантехнику, медицину, юриспруденцию или даже дело домохозяйки, но является величайшим позором для человека сказать, что он не знает Бога. Это больше, чем позор, это огромная опасность. Писание говорит, что жизнь без Бога – это медленная смерть. И так же как оно говорит, что жизнь вечная состоит в том, чтобы познать Бога и Христа, в другом месте той же книги говорится, что тот, кто не верит в Иисуса, не имеет жизни, и более того, что гнев Божий пребывает на нем. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не имеет жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3.36).
Неспециалист может сказать: «Послушай, ты что-то путаешь. Ты переходишь от знания к вере, а это не одно и то же. Писание говорит о человеке, верующем в Сына. Оно ничего не говорит о знании Иисуса». Это правда, что Писание здесь действительно не использует слово «знать». Оно говорит о вере, а не о знании или понимании. Но вы когда-нибудь верили в кого-то или во что-то, о чем вы ничего не знали? Можно ли верить во Христа, если мы не знаем, Кто такой Христос? Не ясно ли, что это место, хотя и не прямо, а косвенно, но говорит о необходимости познания Христа? Таким образом, мы утверждаем, что если кто-то не имеет знания о Боге и Христе, то это не только позор, это опасность для его души, и не только в этой жизни, а в вечности, которая начинается в момент смерти.
Можно считаться богословом и не спастись
«Но, - ответит нам неспециалист, - вы хотите сказать мне, что если у меня нет знания о Боге, то я погибну, а если оно есть, то я буду жить вечно? Вы хотите сказать, что если я богослов, то с моей душой все хорошо, а если нет, то она обречена?». Нет, этого мы не говорили. Позвольте мне обратить ваше внимание на смысл того, что мне сказали, а затем добавить комментарий, касающийся таких вопросов. Мы сказали, что без знания о Боге нет вечной жизни, но только вечная смерть. Это правда. И мы сказали, что если мы не знаем Бога и Христа, то погибнем. Это тоже правда. Однако теперь надо сказать, что есть знание и знание. Знание, о котором Писание говорит столь одобрительно, мы можем назвать спасительным знанием. Но мы можем сказать на основе других мест из Писания, что есть и ложное знание, далеко не спасительное, а на самом деле убийственное знание. Мне кажется, вы уже готовы к более пристальному взгляду на эту тему. Позвольте мне объяснить далее вот что. Мирянин может иметь знание о Боге и быть не спасен, но никто не может быть спасен без знания о Боге.
Есть много оснований видеть, что можно быть богословом, в том числе и неспециалистом, не имея спасения. Библия во многих местах говорит, что часто люди знают о Боге, но не знают Бога. Так, например, Писание призывает нас быть не только слушателями Слова, но также его исполнителями (Иак.1.22). Это подразумевает, что можно слушать, учиться или знать, не делая. Писание продолжает, утверждая, что только те могут извлечь пользу из Слова, кто исполняет его, и это значит, что люди могут слышать Слово и понимать его, но на самом деле не исполнять его и ничего не получить от него.
Опять же, Павел говорит о «подавляющих истину неправдою» (Рим.1.18). Это все равно что сказать, что некоторые люди знают о Боге (и в этом контексте Павел конкретно говорит именно о познании Бога), но не поклоняются Ему и потому они не спасены Им. Мы узнаем тем самым, что их знание достаточно, чтобы осудить их, но недостаточно, чтобы спасти их.
В притче о сеятеле и семени, записанной в Мтф.13, наш Господь говорит о различных ответах на Евангелие. Хотя придорожная почва представляет тех людей, которые, как кажется, практически не слышат то, что проповедуется, или не учатся, чему их учат, два других вида бесплодной почвы представляют людей, которые слышали и тем не менее не принесли плода. Каменистая почва – это люди, которые получают Слово, возвещенное Иисусом. Они принимают его с радостью и даже, кажется, положительно откликаются на него некоторое время. Но когда они сталкиваются с трудностями, они отвергают знания, которые у них есть. Итак, мы видим в этом случае человека, который знает, но не делает, который понимает путь ко спасению, но не достигает спасения. Тернистая почва представляет людей, которые понимают и, видимо, очень сознательно принимают весть, но чье знание в дальнейшем разрушается борьбой между этой вестью и его похотями-шипами. Не может быть никаких сомнений, что это не просто знание, но знание глубокое, а не просто поверхностное. Тем не менее это знание задыхается и человек не обретает спасения.
Есть много других примеров возможности неспасительного познания истины. Мы используем только один – фарисеев. Неспециалист сразу скажет: «Да, но фарисеи были религиозными учителями и не могут быть справедливо названы мирянами». Это так. Но мы также будем продолжать настаивать на том, что подтверждает нашу точку зрения: фарисеи были профессиональными богословами, они знали больше, чем могли позволить себе миряне – и все же они погибли. Мы хотим сказать, что действительно можно иметь богословское знание без спасения. Если мы можем показать, что тот, кто считается профессионалом и имеет гораздо больше религиозных знаний, чем может позволить себе непрофессионал, тем не менее может погибнуть, то тем более очевидно, что любого рода знание, которое может получить непрофессионал, никоим образом не может гарантировать его спасения. Иисус одобрил фарисеев во многом потому, что они пытались чтить Закон Моисея и учили народ заповедям. Однако они подпали под уничтожающее обвинение Христа: «Горе вам, фарисеи, лицемеры», и мы вынуждены сделать вывод, что эти высокообразованные люди не практиковали свою науку и, следовательно, были обречены на осуждение. Иисус сказал им: «Как избежите вы осуждения в геенну?» (Мтф.23.33).
Нельзя спастись, не будучи богословом!
Если сказанного достаточно, чтобы указать на то, что люди могут иметь знание о Боге и не спастись, пусть это укажет на еще более важную истину – что никто не может быть спасен без знания Божественной истины, то есть богословия. Об этом говорится очень ясно в Рим.10.17: «Вера от слышания». Это значит, что не может быть никакой веры, если прежде не провозглашено слово Евангелия. Контекст этого заявления подтверждает его следствия. Это миссионерский контекст, в котором Павел призывает христиан нести Евангелие в мир, напомнив им, что если они не сделают этого, люди не будут спасены, ибо вера от слышания. В 1 Кор. мы читаем, что Богу было благоугодно спасти людей юродством проповеди. Опять же, Павел говорит: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению» (Рим.1.16). И, заповедуя ученикам учить всех тому, чему Он учил их, Господь Иисус повелел им научить все народы (Мтф.28.19-20). Это все равно что сказать, что с помощью верных провозглашается воля Божия, и мир наставляется словом Иисуса Христа. Рассмотрим снова, как наш Господь молится в Своей прощальной речи. «Освяти их истиною Твоею; Слово Твое есть Истина» (Иоан.17.17). В этой последней молитве за тех, кто еще не в Нем, но кто должен прийти к Нему, наш Господь молился освятить их Словом Божьим. Хотя Дух Божий еще должен был излиться, когда Христос отправился на небеса, даже Святой Дух освящает лишь при помощи Слова Божия. Так что хотя письменное Слово может быть лишено Духа и потому бесполезно, Дух не работает помимо Слова. Слово называется «меч духовный» (Еф.6.17). Опять же, в 2 Фес.2.13 мы читаем: «Бог от начала избрал вас ко спасению через освящение Духа и веру истине». Это очень ясное утверждение, что даже вечное предопределение Божие совершается через посредство истины. Люди не призываются к жизни независимо от знания. Они не получают спасение независимо от того, верят они истине или нет. Наоборот, Бог избрал их ко спасению через веру истине.
Писание изобилует таким множеством мест, указывающих на эту истину, что к этому трудно что-то добавить для дальнейшего обсуждения этих решительных утверждений Библии. Мы можем с уверенностью утверждать, что хотя люди могут знать истину и не быть спасены, они не могут быть спасены вне знания истины.
Дорогие мои, миряне должны быть богословами. Нет, они не должны быть профессиональными теологами. Они не обязаны знать греческий язык и иврит. Они не обязательно должны быть в состоянии учить других. Но они должны быть богословами, то есть знать Бога. Они должны иметь глубокие знания о Боге. Они не могут освободить себя от четких и правильных понятий о Боге на том основании, что они не рукоположены на служение полного времени, ибо у них есть другие служения.
Обязанность быть богословами является общей для всех нас. Различие в этом между мирянами и служителями – это разница не рода, но лишь степени. Разница между священниками и народом – это ошибка Рима. На основе самой Библии протестантская Церковь учит, что Библия дана не только духовенству, но всему народу Божию. Как служители мы имеем лишь большие обязанности. Насколько позволяет время и наши обязательства в мире, все вы должны быть знакомы с правдой Божией. Этого знания Бог потребует от вас в день Суда. Хотя вам не нужно обязательно читать моих или любых других книг, кроме Слова Божия, я надеюсь, что и эта работа поможет вам в изучении Библии и обретении знания Бога. Но если она может принести некоторое знание о Боге, с помощью которого вы сможете спастись, никакая книга, даже Библия, не может сама по себе спасти вас. Истина Божия должна быть для вас любимой и всеохватывающей, и должна служить к вашему спасению. Один богослов писал, что недостаточно понимать – как Божьи люди вы обязаны подчиниться. Вся Истина исходит от Того, Кто сказал: Я есть Путь, Истина и Жизнь (Иоан.14.6). Истинный богослов – это тот, кто знает Его. Богословом должен быть каждый.
|