СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И СВОБОДНАЯ БЛАГОДАТЬ Джон Хендрикс
Богословие - Статьи

 

Опубликовать

 

Посетитель: Я противник кальвинизма. Почему, когда кто-либо приходит ко Христу, вы говорите, что у него нет возможности не прийти ко Христу? Разве нет здесь выбора? Разве прийти ко Христу – это не вера, а дело? Обращение – это дело? Почему выбор и вера многими кальвинистами считается делом? Когда я уверовал во Христа, я воздал Ему всю славу, ибо я понял, что я не могу ничего сделать, чтобы удовлетворить Бога. Меня спасает только Христос. Но я должен сделать выбор – верить, доверять, обратиться и следовать Христу. Что здесь не так?
Ответ. Спасибо, вы задали отличный вопрос и попали прямо в точку. Спасение только по благодати только во Христе – это тема Реформации, в рамках которой Мартин Лютер боролся с Эразмом и католицизмом в XVIвеке.
Что такое рабство воли(
М. Лютер “Рабство воли”
)? Лютер указал, что согласно Библии, это реальное состояние естественного человека. Если мы отбросим церковные традиции и переживем на собственном опыте то, что Библия говорит о падшем человеке, это может стать удивлением для нас. Сначала мы должны определить, что такое свобода воли, согласно Писанию. Но как мы можем это сделать?
Библия говорит, что естественный человек не только является грешником, но что он не имеет Духа Божьего. Он не рожден от Духа. Согласны? Иисус говорит, что плоть рождает плоть, и Дух рождает дух (Иоан.3.3-6), и «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Иоан.6.63). Павел говорит, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, почитая это безумием, и он не в состоянии этого понять, ибо об этом надо судить духовно» (1 Кор.2.14 ЕМВ). Нам может казаться глупостью то, чего мы не понимаем. Душевный человек не имеет ума Христова, даже если кто-то проповедует ему, и пока он не изменится, он не сможет ответить на Евангелие, когда Бог подаст ему веру и покаяние (Иоан.6.65, 2 Тим.2.25, Еф.2.8). Библия действительно заявляет, что никто не может верить без проповедующего, но этого недостаточно. Семя Евангелия, которое сеет проповедник, должно быть взращено через работу Святого Духа, если человеку предстоит прийти ко Христу. Павел объясняет, каким образом он знает, что многие из тех, с кем он общается, суть избранные Божии. Он говорит: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия, потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес.1.4-5). Это явное свидетельство Духа о том, что для человека необходимо быть оживотворенным, чтобы прийти ко Христу, и без этого человек останется естественным, мертвым и без Христа.
Работа Святого Духа имеет решающее значение для спасения, настолько решающее, что без нее никто не сможет уверовать. Иная точка зрения унижает Евангелие, согласно которому никто сам не придет к Иисусу Христу. Согласны ли вы? Или вы считаете, что человек может прийти к вере и без Святого Духа? Все истинные христиане подтверждают необходимость работы Святого Духа.
Таким образом, мы устанавливаем, что человек не имеет свободной воли. Что мы имеем в виду под этим? Мы не говорим, что нас всегда принуждает кто-то извне. Нет, это означает, что мы находимся в рабстве тлению природы, от которого мы не можем избавиться, потому что по своей природе мы лишены Духа Божия и ненавидим Его (Иоан.3.19). Мы не можем своими усилиями ударить палец о палец, чтобы прийти ко спасению. Иисус говорит евреям, что только Сын может освободить их из состояния, при котором люди являются детьми дьявола, потому что это в их характере. В Рим.6 также говорится, что естественные люди являются рабами греха, и что сатана держит их волю в плену. Если Христос не освободит нас, мы останемся в этом рабстве.
Поэтому важно спросить себя: может ли человек сам, без вмешательства Святого Духа, уверовать в Евангелие? Имеет ли душевный человек способность понимать духовные вещи? Ответ Писания – явно нет. Никто не назовет Иисуса Господом, кроме как Духом Святым. Это то же самое, что и сказать, что неверующий, лишенный Духа, не имеет свободной воли. Он может сделать тот или иной выбор, но этот выбор будет однозначным. Иными словами, он всегда выберет грех, а не благодать. Ничего иного не может исходить из его сердца, которое не любит Бога. Если его предоставить самому себе, его состояние безнадежно. Бог должен вмешаться, чтобы просветить его разум, открыть его слепые глаза, открыть глухие уши, разоружить его природную враждебность, изменить его отношение к Богу и, прежде всего, заменить его каменное сердце на плотяное.
Так что, если мы согласны в том, что никто не приходит ко Христу без Святого Духа, мы должны согласиться и с тем, что естественный человек не имеет свободной воли. Бог должен прежде сделать что-то Сам, если мы хотим обрести искупление (Иоан.1.13).
Теперь давайте обсудим другие ваши вопросы. Прийти ко Христу становится делом, только если мы думаем, что сделали это сами, без Божьей благодати. Если вера есть продукт невозрожденной человеческой природы, то мы могли бы хвалиться ею: «Спасибо, Господи, что я не таков, как другие люди, у которых нет веры. Ты даруешь благодать всем, но они не использют ее, в отличие от меня». Получается, что наряду с благодатью, которая действительно отличает верующих от других людей, они имеют природную способность к вере. Но Писание говорит, что только благодать дает нам отличаться от других людей, а не какая-то природная способность, которой нет у нашего ближнего. Когда мы войдем в присутствие Бога, мы не скажем Ему: «Спасибо Тебе, Господи, за все, кроме моей веры. Я здесь, потому что я поверил в Тебя». Нет, мы возблагодарим Бога за всю Его милость, в том числе и за дар веры. Он заслуживает всей славы, ибо мы сами никогда не пришли бы к Нему без Его благодати.
Если вы считаете, что помощь благодати зависит от вашего собственного смирения и что не благодать делает вас смиренным, а вы сами, то вы уже верите не в благодать, а в том, что вы пришли ко Христу сами, благодаря вашему собственному великому смирению. Вы верить в благодать ПЛЮС ваши заслуги, мудрость и силу, а не в Иисуса! Но когда мы верим во Христа, мы признаем, что Бог изменил наше сердце, чтобы мы могли увидеть и понять Его красоту и совершенство, и воздаем Богу всю славу за наше спасение. Можете ли вы поблагодарить Бога за вашу веру? Или это вещь, которой вы можете похвастаться, как вашим вкладом в дело спасения?
Если все люди имеют равную благодать, то почему, как вам кажется, во Христа верят одни, а не другие? Кто-то умнее, или имеет от природы большую восприимчивость, чем другие люди? Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Некоторые не верят, потому что они не из Его овец. Он не говорит, что они не из Его овец потому, что они не верят. Он показывает также, что характер человека определяет тот выбор, который он делает. Невозрожденный человек не явит веры в Святого Бога. Иисус говорит, что плохое дерево не приносит доброго плода, но хорошее приносит добрый плод. Семя Евангелия падает на определенную почву. Эта почва – характер или благодать? Бог должен первым вспахать землю наших сердец. Об этом Иисус говорит: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мтф.15.13). Вот почему Иеремия пишет, что Бог должен заменить наше каменное сердце на плотяное, чтобы мы могли Ему подчиниться. Никто не уверует и не подчинится, если его сердце по-прежнему будет каменным. Слепой не прозреет, если не вернуть ему зрение. Свет, сияющий в глаза слепого, не поможет ему видеть. Люди не могут реагировать на Слово Божие помимо возрождающего действия Святого Духа. Писание свидетельствует, что это – «не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9.16). Иоан.1.13 говорит, что не воля человека заставляет нас поверить, но новое рождение.
Если Божья милость распространяется на всех людей, то почему некоторые отвергают ее? Только благодать отличает одних людей от других, а не какая-то мифическая добрая воля, которую Бог видит в нас.
Рим.8.30 гласит: «Кого призвал, тех и оправдал». Согласно этому стиху, как все призванные могут быть оправданы? Никто из призванных не может противиться Божьему призыву. И Иисус сказал: «Все, что Отец дает Мне, придет ко Мне» (Иоан.6.37). Не кто-то, но все, кого Бог дает Своему Сыну, уверуют в Него. Мы верим, что благодать непобедима, потому что Библия учит, что без нее никто не приходит ко Христу. Если ваш ребенок хочет перебежать улицу перед близко идущей машиной, вы не будете ждать, пока он передумает, а просто удержите его от опасности. Любовь не ломает руки в надежде, что кто-то вернется, а спасает тех, кто в результате этого приходит к Богу (Иоан.6.39). Иисус говорит, что никто из тех, кого Отец дал Ему, не будет потерян.