БОЖЕСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И МОЛИТВА Джон Пайпер
Богословие - Статьи

 


Меня часто спрашивают: если вы верите, что Бог совершает все по совету воли Своей (Еф.1.11) и что Его знание обо всех вещах прошлого, настоящего и будущего является непогрешимым, то какой смысл молиться о том, чтобы что-нибудь случилось? Обычно этот вопрос задают и по отношению к людям и их решениям: если Бог предопределил некоторых стать его детьми и избрал их до сотворения мира (Еф.1.4-5), то какой смысл в молитве за чье-то возрождение?
Неявный аргумент в этом случае таков, что молитва возможна только в том случае, если человек имеет право самоопределения – то есть, все его решения в конечном счете принадлежат ему самому, а не Богу. В противном случае эти решения определяются Богом и действительно зафиксированы в Его вечном совете. Давайте рассмотрим обоснованность этого аргумента, исходя из приведенных выше примеров.
1. Зачем молиться за чье-либо возрождение, если Бог избрал Своих детей прежде создания мира? Человек, нуждающийся в возрождении, мертв по преступлениям и грехам (Еф.2.1), он является рабом греха (Рим.6.17, Иоан.8.34), бог века сего ослепил его ум, так что он не может увидеть свет благовестия о славе Христовой (2 Кор.4.4), его сердце ожесточено против Бога (Еф.4.18), так что он враждебен Богу и восстает против Его воли (Рим.8.7).
Теперь я хотел бы спросить своего собеседника: если вы настаиваете на том, что человек в конечном счете имеет возможность самоопределения, зачем вы молитесь за него? Что вы хотите от Бога, чтобы он сделал это для человека? Вы не можете просить Бога, чтобы Он преодолел его бунт, ибо выбор остается за человеком, и речь идет о том, что Бог должен преодолеть этот выбор и забрать у человека власть самоопределения. Но как Бог вообще может спасти человека, если Он не может действовать таким образом, чтобы сердце человека изменилось от жесткой враждебности к вере?
Будете ли вы молиться, чтобы Бог просветил ум человека так, чтобы он действительно увидел красоту Христа и поверил? Если вы молитесь за это, вы на самом деле просите Бога не оставлять самоопределение человека в полной его власти. Вы просите Бога сделать что-то с умом и сердцем человека, так, чтобы он прозрел и поверил. То есть вы признаете, что окончательное решение о том, будет ли человек доверять Христу, принадлежит Богу, а не только самому человеку. 
Я хочу сказать, что не учение о суверенитете Бога препятствует молитве за грешников. Напротив, ему препятствует небиблейское понятие самоопределения, которое на самом деле способно положить всем молитвам за погибших. Молясь, мы просим Бога что-то сделать. Но единственное, что Бог может сделать, чтобы спасти погибшего грешника – это преодолеть его сопротивление Богу. Если вы настаиваете, что он должен сохранить свое самоопределение, то вы настаиваете, чтобы он остался без Христа. Никто не может прийти ко Христу, если не дано будет ему от Отца (Иоан.6.65, 44).
Только тот, кто отвергает человеческое самоопределение, может постоянно молиться, чтобы Бог спас погибшее. Моя молитва за неверующих состоит в том, чтобы Бог сделал для них то, что Он сделал для Лидии: Он открыл ее сердце так, чтобы она пристально посмотрела на то, о чем говорил Павел (Деян.16.14). Я буду молиться, чтобы Бог, Который однажды сказал: «Да будет свет!», Своей творческой силой излил свет в их сердца, чтобы «просветить их познанием славы Божией в Иисусе Христе» (2 Кор.4.6). Я буду молиться, чтобы Он забрал  у них сердце каменное и дал им сердце плотяное (Иез.36.26). Я буду молиться, чтобы они родились не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога (Иоан.1.13). И во всех своих молитвах я постараюсь «учить правильно с кротостью и терпением, чтобы, если возможно, Бог даровал им покаяние и свободу от ловушек сатаны» (2 Тим.2.24-26 ЕМВ).
Короче говоря, я не прошу Бога, чтобы Он сидел сложа руки и ждал, пока человек примет решение. Я не предлагаю Богу соблюдать дистанцию, чтобы никогда не нарушить непреодолимую власть самоопределения моего ближнего и его свободу воли. Нет! Я молюсь, чтобы Он неодолимо подействовал на неверующих, освободив их от рабства, воскресив их из мертвых и преодолев их сопротивление, иначе они погибнут!
2. Кто-то может сказать: даже если возрождение человека в конечном счете определяется Богом, я не вижу смысла в ваших молитвах обо всем остальном. Если Бог избрал Своих людей к возрождению прежде создания мира, какой смысл молиться за них? Мой ответ таков, что молитва имеет ту же функцию, что и проповедь. Как потерянные могут поверить в то, о чем они не слышали, как слышать без проповедующего, и как проповедовать, если не будут посланы (Рим.10.14)? Вера во Христа есть дар Божий (Иоан.6.65, 2 Тим.2.25, Еф.2.8), но Бог постановил, что средством, через которое она достигает людей, является проповедь. Это просто наивно – говорить, что избранные, которым предназначено стать детьми Божьими, будут возрождены в любом случае, даже если никто не будет проповедовать Евангелие. Такая наивность игнорирует тот факт, что проповедь Евангелия предопределена так же, как и вера. Павел был избран на проповедь еще прежде его рождения (Гал.1.15), так же как и Иеремия (Иер.1.5). Поэтому, вместо того, чтобы спрашивать, как спастись без проповеди, надо спросить, можно ли спастись без предопределения к этой проповеди. Бог знает, кто принадлежит Ему, и Он обязательно пошлет к таковым проповедника, чтобы приобрести их. Если кто-то отказывается от этого плана, потому что ему не нравится идея предопределения, то проиграет он, а не избранные и тем более не Бог. Вы безусловно исполните Божью цель, но для вас не все равно, сделаете вы это как Иуда или как Иоанн.
Молитва, как и проповедь, есть человеческое действие. Это действие, которое Бог постановил и которое отражает нашу зависимость от Него. Он обещал отвечать на молитвы, и Его ответ зависит от наших молитв, если они творятся в соответствии с Его волей. «И мы доверяем Ему, ибо когда просим чего по воле Его, Он отвечает нам» (1 Иоан.5.14 ЕМВ). Если мы не знаем, о чем молиться, но наше желание искренне, Дух ходатайствует за нас Богу в соответствии с непостижимой волей Бога (Рим.8.27).
Иными словами, как Бог будет следить за тем, чтобы Его слово провозглашалось в качестве средства для спасения избранных, так Он будет следить за молитвами, на которые Он обещал ответить. Я даю, что слова Павла в Рим.15.18 одинаково хорошо приложимы и к проповеди, и к молитве. «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил бы Христос чрез меня, в покорении язычников вере словом и делом» (Рим. 15.18). Наши молитвы  есть дар, приятный в Его глазах. Как благодарны мы должны быть Богу за то, что Он избрал нас к этому высокому служению! Как много времени мы должны проводить в молитве!