Что такое пуританизм? Сначала мы должны определить, что мы подразумеваем под святостью. Следует сразу оставить мысль, что пуританин – это угрюмый кислый законник, который всегда пытается мешать людям жить с радостью. Эта точка зрения исходит из позднейшей американской истории и от людей вроде Натаниэля Готорна, которые жили в условиях либерального новоанглийского унитарианства и были рассматривать пуританизм своих предков как ложную, репрессивную религию. Таким образом пуританство обросло презрением. Даже сегодня мы слышим, как, скажем, противников курения характеризуют как «пуритан». Пуритане обычно не курили, но это неточно и абсолютно несправедливо по отношению к историческим пуританам.
Кроме того, термин «пуритане» был ругательством уже тогда, когда он был изобретен в Англии. Вообще говоря, он был создан для описания тех, кто считал, что Реформация в Англии еще не продвинулась достаточно далеко и должна быть продолжена, пока не будет достигнута библейская основа Церкви. В самом широком смысле пуритане были английским эквивалентом континентальных реформаторов, таких, как Кальвин. Однако мы увидим, что в данном значении этот термин был полезен до определенного момента, а в XVII веке он все менее и менее обозначал какую-то конкретную группу.
К.С.Льюис некогда сказал: «Мы должны описать пуритан как полную противоположность тем, кто носит это имя сегодня: как молодых, жестких, прогрессивных интеллектуалов, очень модных и современных. Они не были трезвенниками и не гнушались пивом». Для многих поколений пуритане были молодыми фанатиками, которые хотели пройти весь жизненный путь с Богом по Библии. Они были пробуждены библейской истиной и не понимали, когда кто-либо хотел скрыть ее под завесой римских суеверий и человеческих традиций.
Разве мы все не вышли из Реформации?
Почему пуритане – это продолжение Реформации? Ответ может быть двояким. Я считаю, что до 1688 г. в Англии Реформация все еще продолжалась. Конечно, в некоторых странах ее результаты закрепились намного раньше, но в Англии колебания шли практически до 1688 года. Но кроме того, когда мы имеем дело с Реформацией в ее историческом смысле, речь почти всегда идет о попытках реформировать национальные или региональные Церкви, а не о том, чтобы преобразить отдельные сердца и собрать людей на основании Библии в свободные, независимые Церкви и библейские конфессии. Таким образом, в историческом смысле Реформация в Англии в основном прошла к 1688 году, но внутренняя Реформация человеческих сердец и церковных учреждений на основе Евангелия продолжается и сегодня.
В определенном смысле пуританами были уже ранние реформаторы. Уильям Тиндейл может рассматриваться как прототип пуритан – библейский, усердный христианин, не питавший никаких иллюзий и не стремившийся к политическому компромиссу. Предъелизаветинская эпоха вызвала к жизни и другие типы пуритан, представленные такими людьми, как Джон Нокс и его соратники в эпоху Эдуарда VI. Однако реально пуританизм начался именно при Елизавете. Пуритане елизаветинского парламента требовали большего, чем то, что могла им предложить королева. Это были молодые восходящие звезды Англии. Их голоса были услышаны, и многие из них в конечном счете пострадали за это.
Типы пуритан
Во-первых, мы можем отметить пуритан-сепаратистов. Они, как правило, выделялись среди других пуритан, хотя их доктрины были часто схожи, ибо эта группа полностью отделилась от государственной церкви и считала, что верующие должны быть объединены Заветом вне нечестивого хаоса, известного как Церковь Англии. Первое сепаратистское собрание создал в 1567 г. Ричард Фитц. Так как эта группа не призывала к реформе Церкви Англии и вскоре была распущена, ее обычно не упоминают наряду с другими пуританами. Три другие группы верили в государственную Церковь, но расходились по вопросу о том, какую ее форму следует принять.
1. Пуритане-англикане были, по сути, первыми пуританами. Они довольствовались тем, что работали в рамках системы, и считали возможным оставить епископов на своих местах, но требовали очистить Церковь от остатков «папизма», возникших вследствие политического компромисса Елизаветы.
2. Пуритане-пресвитериане хотели избавиться от епископов и создать пресвитерианскую систему по образцу Шотландии. Их первым сильным представителем был Томас Картрайт, который в 1570 г. прочел в Кембридже лекции по Деяниям с пресвитерианской точки зрения. Он был изгнан со своего поста.
3. Независимые пуритане (индепенденты, конгрегационалисты) стремились к тому, чтобы каждая Церковь создавалась на основе независимого самоуправления. Тем не менее до конца XVII в. они не были никак связаны с сепаратистами и оставались отдельной группой. Одна из первых независимых Церквей была создана Генри Якобом в 1615 г.
Эпоха Елизаветы (1558-1603)
Елизавета считала пуритан своей наибольшей религиозной проблемой после католиков. Эти люди на протяжении всего ее правления отказывались носить облачения, приносить клятву и не прекращали твердить о многих «папских» аспектах Церкви Англии! Одним из умеренных пуритан, однако, был Эдмунд Гриндал, архиепископ Кентерберийский. В 1576 г. он получил приказ подавить «пророческие собрания», созванные пуританскими служителями для взаимных наставлений (другие служители Церкви Англии не встречались самостоятельно). Гриндал отказался, подал в отставку и написал королеве: «Госпожа, помните, что Вы смертная женщина». Она не сняла его с должности, но давила на него вплоть до его смерти в 1583 г. Гриндала сменил архиепископ Уитгифт. Он был намного более ревностным англиканином и энергично преследовал пуритан, пережил Елизавету и служил в царствование Якова.
Эпоха Якова (1603-1625)
Пуритане были воодушевлены восшествием Якова на престол, ибо он был сыном Марии Стюарт и основателем новой династии, бывшим пресвитерианином, содействовавшим реформе. Они представили королю"Петицию 1000" и через год созвали собеседование с ним в Хэмптон-Корте. К сожалению, он уже был научен ненависти к пресвитерианам, отверг пуритан и заявил, что изгонит их из Англии, как только это будет возможно. Единственное, о чем смогли договориться участники конференции – это необходимость нового перевода Библии. Впрочем, и в этом они не были целиком согласны. Пуритане хотели заменить официальную епископальную Библию чем-то лучшим, но король был намерен просто уменьшить влияние Женевской Библии с ее протестантскими пометками на полях. В результате возникла Библия короля Якова. В истории отношение к ней было неоднозначным, но она несомненно явилась большим достижением, хотя и не имела к пуританам никакого отношения. Пуритане пользовались только Женевской Библией и ее комментариями.
Король воображал себя богословом, но на самом деле был высокомерным и бездарным правителем. Открытый гей, он не имел ни моральных прав, ни возможностей диктовать свои условия Церкви. (Свидетельства о гомосексуализме Якова I резонно оспариваются. - Прим. пер.)
Эпоха Карла I (1625-1649)
Новые и зловещие изменения пришли при следующем короле. До этого периода английский протестантизм был строго кальвинистским, как и почти весь остальной (лишь лютеранство стало смягчать учение Лютера о предопределении после его смерти). Но теперь в Нидерландах возникла новая богословская позиция – арминианство, подчеркивавшее свободу воли человека и условность благодати Божией. Это был привлекательный брэнд для «высокоцерковников» под главенством короля. Уильям Лод ярко представлял этот тип, сочетавший обрядоверие и формализм с крайней ненавистью к кальвинистскому богословию. Епископ Лондонский с 1628 г. и архиепископ Кентерберийский с 1633 г., он стал символом всего, против чего боролись пуритане. Он не сидел тихо все долгие годы гнета и насилия и постоянно отравлял своей властью совесть Англии. Также Карл решил, что он сможет обойтись без народовластия. С 1629 до 1640 г. он ни разу не созывал законный парламент. Это его и погубило.
В 1640 г. был наконец созван т.н. Долгий парламент – из-за нужды короля в новых налогах. Он добился большего, чем ожидалось: терпение Англии лопнуло, Шотландия не отставала. Король и архиепископ попытались навязать Книгу общих молитв в пресвитерианской Шотландии, и шотландцы взбунтовались. За интервенцию в Шотландию Карлу пришлось дорого заплатить. Парламент поднялся вместе с Шотландией против короля, и в 1642 г. две армии объединились. В 1643 г. парламент принял Торжественную Лигу и Завет, связывавшие Англию и Шотландию, чтобы надлежащим образом разработать форму общего пресвитерианского церковного правления. Индепенденты тщетно добивались большей свободы. На встрече Вестминстерской Ассамблеи был разработан официальный доктринальный консенсус пресвитерианства, который используется по сей день.
Ситуация вышла из-под контроля, когда в армии стали преобладать индепенденты, а не пресвитериане, и это привело к тому, что парламент был очищен от слабых элементов, настроенных на согласие с королем. В 1649 г. Карл был казнен
Американские пуритане
Несколькими годами ранее в Новую Англию переехало около 20 тыс. англичан, пытавшихся реформировать Церковь Англии, но уставших и возмущенных действиями Лода и его окружения. В отличие от Отцов-пилигримов они не были сепаратистами и верили в государственную Церковь. Они установили пуританство как официальную религию Новой Англии и сохранили со страной-матерью хорошие отношения настолько, насколько это было возможно в тех условиях. В Америку уехали некоторые самые талантливые пуритане, такие, как Джон Коттон и Томас Хукер. Почти сразу, в 1634 г., здесь был основан Гарвардский университет. Пуританская Новая Англия должна была стать местом, где Божье дело реформы будет, наконец, проведено последовательно, «Градом на холме». Американские пуритане не достигли этой цели, но их влияние на Америку оказалось слишком велико, чтобы разбирать его здесь.
Протекторат (1649-1660)
Англия осталась без короля, и будущий король Карл II набирал силы в Европе и Шотландии, где шотландские пресвитериане помнили о том, что он Стюарт («добрый принц Чарли»), и надеялись, что Вестминстерская Ассамблея и Торжественная Лига и Завет станут основой для религиозного объединения Англии и Шотландии. Некоторые из них даже стали оказывать поддержку Карлу как претенденту на престол.
Между тем индепенденты уже придали Англии совершенно новый облик. Они впервые предоставили веротерпимость большинству ортодоксальных протестантов (но не католикам и не квакерам). Церковь по-прежнему была государственной, но ее пастырями могли быть только пуритане. Книга Общих молитв не использовалась. Во многих отношениях Кромвель был тираном, но он дал Англии такую свободу, которой не было еще очень долго.
Однако после его смерти все развалилось. Его сын пытался выступить в качестве лорд-протектора, но он не обладал авторитетом отца. Вновь созванный парламент привел в 1660 г. короля Карла II к власти. Ллойд-Джонс задается вопросом, что случилось в пуританстве в тот период, что в конечном счете оно не смогло воспротивиться реставрации Стюартов? Он указывает на три момента: 1) смертельно опасную смесь политики и религии, 2) расхождения между пуританами и порицание индепендентами действий пресвитериан и 3) идею государственной церкви. Его критика мощна и ее стоит прочесть (Lloyd-Jones M. Puritans. Wheaton,1991. P.54-72).
Эпоха Реставрации (1660-1685)
Пресвитериане помогли восстановить короля на троне, но этим повредили себе самим. Его царствование, известное как Реставрация, вошло в английскую историю как одно из наиболее гедонистических и аморальных. Карл не был пресвитерианином, хотя он и подписал в 1650 г. Торжественную Лигу и Завет и домогался на этом основании поддержки шотландцев. Он сразу же восстановил англиканство и дал ему привилегии, которых не знало законодательство Кромвеля. Пуритане пытались предотвратить эти попытки создания всеохватной церкви, но король требовал строгого епископального устройства. 19 мая 1662 г. новым парламентом был принят Акт о единообразии, который потребовал реординации многих пасторов, безоговорочного признания Книги общих молитв, присяги на каноническое послушание и отказа от Торжественной Лиги и Завета. До 24 августа 1662 г. по этому акту более 2 тыс. пуританских служителей были изгнаны со своих постов.
В результате Акта о единообразии весь пуританизм подвергся великому гонению. По закону 1664 г. участие любого лица старше 16 лет в негосударственных богослужениях стало наказуемо, а служителям-пуританам запрещалось селиться ближе 5 миль от храма, где они ранее служили. Тем не менее некоторые пуритане не вошли в объединенную церковь. Они встречались с сочувствующими епископами, пользовались короткими периодами снисхождения, но штрафы и тюрьмы следовали непрестанно. Пуританство стало основой всего протестантского нонконформизма. Это была эпоха, когда Джон Беньян написал в тюрьме «Путешествие пилигрима».
М.Ллойд-Джонс цитирует историка Роберта Бошера, который указывает, что «1662 г. ознаменовал окончательный отказ смириться с континентальной Реформацией» (Ibid. P.57). Это утверждение совершенно верно: король и его церковь, зная о возможности вернуться к Богу и библейской религии, не только не учли, но отвергли такую возможность. Это, однако, не означает, что пресвитериане были правы. Государственная церковность в любом случае была ядом, отравившим Шотландию и Новую Англию. Из-за нее большинство библейских христиан оказалось на грани номинальной веры – вплоть до Великого пробуждения XVIII в. и миссионерского движения. (Спорное суждение: всемирное миссионерское движение слишком отошло от протестантизма. – Прим.пер.). Звездный час пуритан пришел тогда, когда, лишившись кафедр и любых иллюзий того, что можно согласовать библейское христианство и государственную религию, они проповедовали в лесах и сараях. Они заложили основу английского церковного многообразия – потому что это было единственно возможным вариантом.
Яков II и Славная революция (1685-1689)
Парламент многие годы правления Карла пытался исключить принца Якова из престолонаследия, ибо он был католиком, и это было неприемлемо для англичан XVII в. Никто не хотел попасть под сапог Рима и приветствовать его приспешников. Однако Яков II стал королем, и на то, чтобы избавиться от него, ушло три года. Английская элита предложила на престол принца Уильяма Оранского с женой Марией, старшей дочерью Якова. Когда Уильям высадился с армией в Англии, большое число сторонников Иакова перешло на его сторону, а в 1689 г. парламент объявил об отречении Якова от престола и передал корону Уильяму. Это было названо Славной революцией.
Уильям и Мария предоставили Англии веротерпимость законом от 1689 г. (Акт о веротерпимости), и различные конфессии вновь получили возможность богослужения и ординации собственных проповедников. К этому времени старого пуританства уже не было: его силы были истрачены, и возрождение библейской веры заглохло на много десятилетий. Следующим крупным событием в английской церковной истории стало уже Великое пробуждение 1730-х гг. и последующий период, соединивший протестантскую доктрину с жаром пиетизма. Но это уже вышло за рамки собственно Реформации.
Итоги
У нас нет возможности подвести итог пуританизма и оценить его духовное влияние. Хотя его политическая позиция оказалась утрачена как беспредметная (мы так НЕ думаем. – прим. пер.), его библейское учение поднималось все выше и выше, и по сравнению с тем, что было достигнуто тогда, последующие эпохи можно назвать карликовыми. Снова и снова пуританское учение становилось основой возрождения душ. Джонатан Эдвардс возродил дух пуританизма в Америке 1730-х гг., в то время как Уайтфилд модифицировал и воскресил учения пуритан в Англии. В XIX в. Сперджен очень ценил пуритан и перепечатал множество их трудов. В 1950-е гг. такое же движение началось под руководством Ллойд-Джонса и издательства «Знамя истины», которое выпустило книги, ставшие благословением всему миру.
Пуританская политика возродилась не лучшим образом в кругах теономистов и реконструкционистов. Есть множество раскольничьих групп, стремящихся вернуть нас к «золотому веку» государственной религии. На мой взгляд, история, не говоря уже о Библии, дает мало оснований доверять таким мечтам. Книга Ллойд-Джонса «Пуритане и их наследие» была бы полезна всем сторонникам возрождения политических идей пуритан. В ней есть интересные факты, проливающие свет на всю их историю.