Смирение. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 

 В Евангелии от Матфея в 11 главе Христос дает нам очень важное повеление, к которому необходимо особо прислушаться :
« возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; (Мтф.11:29)
Прежде чем продолжить разговор о смирении, очень важно вспомнить о противоположности смирению, которой является гордость.
Если смирению необходимо учится, взяв иго Христово на себя, то гордость дается каждому человеку при рождении, как наследство от нашего согрешившего прародителя Адама.
Прекрасный херувим Люцифер – Сын зари, возгордившись, захотев : « взойти на высоты облачные, стать подобным Всевышнему ", ( Ис.14:14) был сброшен с небес и превратился в диавола (Ис.14:12-13), то есть в противника Бога и людей.
Та – же самая гордость хитростью змея привела к падению нашего прародителя Адама, а вместе с ним и весь род человеческий.
Сатана возбудил в Адаме и Еве горделивое желание, он сказал им: «в день, в который вы вкусите (запретный плод), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги….» ( Быт. 3:5)
Именно гордыня, желания для себя большего, чем уделил Бог, привела к нарушению заповеди Божьей, именно диавольская гордыня навлекла ужасное проклятие на всех людей.
Итак, гордыня имеет дьявольское происхождение, она является первым, основным и корневым грехом, приводящим ко многим другим преступлениям. И так как, гордыня является первым, основным, а значит самым опасным грехом, война гордыне пленившей наше «я» должна быть объявлена в первую очередь. И вестись эта война должна тотально, безжалостно и постоянно, пока мы живы.
Лишенный смирения, питаемый сатанинской гордыней человек, теряет покой, он не может удовлетвориться тем, кто он есть, и тем, что он имеет. Чтобы исполнить требования гордыни, человек порой идет даже на самые тяжкие преступления.
Именно это и произошло с первыми людьми, имея все, они захотели еще, а захотев большего, они совершили преступление. Христос, обещанный Богом избавитель от диавола, (Иов.41:34) является радикальной противоположностью « царю над всеми сынами гордости».
Второй Адам, Царь – царей и Господь – господствующих приходит, как кроткий и смеренный Агнец, всецело и полностью удовлетворенный волей Отца, находящий великую радость и покой в подчинении Себя воли Отца. Приняв образ раба, Он добровольно отказывается от Своей собственной воли, от Своих личных интересов и живет только интересами Бога. Сын Божий говорит:
«Я ничего не могу творить Сам от Себя …не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Ин. 5:30
Отказавшись от Своих собственных невинных желаний, стремлений, планов Он оказал полное и безоговорочное послушание Богу, « смирив Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» (Фил. 2:8).
И всем нам, так часто теряющим покой и мир, из – за неумения быть довольными тем, что имеем, нам так часто ропщущим на судьбу, которую уделил нам Господь, Христос говорит:
«…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;» (Мтф.11:29)
Апостол Павел, научившись у кроткого Агнца - Христа смирению, то есть полной покорности воле Божьей, сказал:
«…для Него я от всего отказался» (Фил. 3:8) и «…и уже не я живу, но живет во мне Христос». (Гал. 2:20).

Пастор Реформатской церкви Эндрю Мюррей в своей книге: «Смирение сокровище святых», проницательно и весьма ясно раскрывает рассматриваемую нами тему, он пишет:
«Чтобы новая жизнь, данная нам, росла и была здоровой, мы должны выпросить для себя то смирение, которым мы восхищаемся и сделать его самым важным делом, для которого мы готовы пожертвовать всем.
Всякое отсутствие любви, всякое равнодушие к нуждам, немощам и чувствам других, все острые и несдержанные высказывания и суждения, все эти вспышки темперамента, раздражительность и злость, все чувства горечи и отчуждения имеют своим источником беспредельную гордость, которая всегда ищет только своего.
Только тот, кто спокойно, даже радостно переносит пренебрежение, порицания, обиду, клевету, издевательства, гонения и тому подобное, может считаться человеком по-настоящему смиренным.
Вот путь к высшей жизни: ниже, все ниже!
Чем глубже мы сознаем отсутствие смирения и скорбим об этом, тем более будем надеяться на Бога и просить у Него. Будем видеть в каждом человеке, с которым нам трудно, который причиняет нам страдания, данную Богом возможность возрастать в благодати смирения.
Любая борьба с нашими отрицательными чертами послана Богом, чтобы изменить и очистить нас! Будем твердо верить, что благодаря присутствию Иисуса в нас, Бог есть все, а наше «я» - ничто, чтобы мы могли любовью служить друг другу.
Принимайте каждое унижение, каждого человека, который искушает вас или мучит, почитайте орудием благодати для вашего смирения.
Видим ли мы в порицаниях заслуженных или незаслуженных - в оскорблениях и упреках, неважно, происходящих от друзей или врагов, счастливый случай поупражняться в настоящем смирении и возможность доказать, что Иисус действительно все для нас?
Или, может быть, такие случаи задевают нашу гордость и нарушают привычный и удобный образ жизни? Одно верно: подлинное блаженство и высочайшее счастье мы испытаем лишь тогда, когда позволим освободить себя от нашего эгоизма и всяческого себялюбия…
Господь нежно заботится о том, чтобы защитить нас от гордости. Как только мы пожелаем возвыситься, Он действием Своего благого Духа, старается обнаружить это стремление и освободить нас от него. Он смиряет нас при помощи испытаний, немощей и страданий, пока мы не поймем, что все это - благодать, пока не научимся находить удовольствие в том, что нас унижает и смиряет» .

Порой нас удивляют и весьма обескураживают различные сложности жизни. Такие как, физические немощи, нанесенные обиды, нужды, незаслуженные притеснения, плохие условия для жизни, понижение в должности и тому подобное.
Подобного не избежали даже самые святые и посвященные Богу христиане.
Например, апостол Павел, всецело посвятивший свою жизнь Господу, однажды внезапно был поражен какой-то немощью, названной им жалом в плоти.
Во 2-м послании к Кор. в 12 гл. мы читаем:

« чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
Но [Господь] сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». (2Кор.12:7-10).

Жало в плоть наполнявшее жизнь апостола страданием, было дано Господом, для сохранения его в смирении, чтобы он не превозносился. Только в смеренном состоянии, не получив освобождения, он оставался всегда в острой зависимости от силы Господней.
Он и раньше прибегал к помощи Господней, но теперь, он нуждался в ней особенным образом и сила Божья действовала через него более могущественно.
Павел понял, что сила Божья совершается в немощи производящей смирение, поэтому он с радостью принимал все жизненные невзгоды, только бы сила Божья открылась через него полнее и ярче был прославлен Христос.
Дорогие друзья, все наши продолжительные тяжелые обстоятельства, люди, условия жизни, болезни, недостатки, причиняющие страдания являются нашим жалом, милостиво допущенным Богом, для удержания нас от гордыни.
Порой мы взываем, Господи доколе, когда ты дашь мне освобождение, сколько еще терпеть.
Господь отвечает: до смерти. Возможно, до более полной смерти ветхой, эгоистичной природы в нас, а в некоторых случаях, как с Павлом, до самого перехода в вечность.
Сын Божий «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», (Фил.2:8) нам – же заповедано «взирать на Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест», (Евр.12:2).
Гордость весьма опасна тем, что порой ее весьма трудно обнаружить, она имеет сатанинское происхождение, а поэтому имеет способность приходить с диавольским коварством, в облике ангела света ( 2 Кор. 11:14)
Именно такой вид гордости особо гневно обличал Сын Божий, выявляя его в религиозных учителях Израиля - фарисеях.

Плоды гордости на лицо, когда мы начинаем мнить о себе, как о достигших каких то духовных вершин.
Когда, на смену духовным успехам приходит горделивое самомнение, Господь нередко, по Своему милосердию, допускает нам падение.
До падения ты видел себя святым, достигшим высокого уровня смирения, но вот после падения, согрешив, открылось истинное видение себя.
Ты увидел настоящее свое положение пред святым Богом.
Увидел себя бедным и жалким грешником, нуждающимся в помощи свыше, а все твои духовные достижения – это дары Божьи, данные по милости и благодати Господней.
Апостол Павел говорит:

«Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 1 Кор. 4:7

Итак, Господь призывает нас облечься в смирение, Христово.
Тех кто, из года в год многократно пытался стать смиренным, но снова, и снова терпел неудачу, Господь желает ободрить.
Ваши старания ненапрасны, более того, ваши неудачи и падения тоже ненапрасны.
Все наставления о смирении, все наши безрезультатные попытки стать смиренными, приводящие нас порой в отчаяние и чувство безысходности, несомненно, важны.
Для того чтобы, по настоящему отчаявшись в своих силах воззвать к Иисусу и обрести Его силу и способность жить смиренно с радостью.
Так – же обстояло дело и с первыми учениками.
Христос учил их смирению. Показывал пример смирения.
Например, омыл им ноги. Но казалась все напрасно, не задолго до Его страданий они зараженные тщеславием спорили о первых местах.
Отчаяние, разочарование в собственных способностях, крушение самонадеянности в Гефсиманскую ночь, было необходимо апостолам, чтобы с особой жаждой ощутить нужду в силе Духа Христова!
Они приняли силу Духа прославленного Христа в день 50 – цы и стали верными и смиренными слугами Иисуса.
Будем помнить, причина падения Люцифера гордость, причина падения Адама гордость.
В Адаме мы все поражены сатанинской гордостью и только во втором Адаме – Христе, мы получаем способность ее победить. Не своей силой, но Духом смиренного Христа.
Друзья в нас не больше смирения, чем Божьего присутствия.
Поэтому, помня об этом, будем ежедневно, «с дерзновением устремляться к престолу благодати, чтобы получать милость и обрести благодать…» смирения. (Евр. 4:16)
Фокин М.Н.