Новости
Вечный завет. Фокин М.Н. |
Богословие - Статьи |
О вечном завете благодати, завете, который Бог заключил со Своим народом.
Апостол Павел в послании к Галатам в 4-й главе сказал:
«Мы, братия, дети обетования по Исааку». Галл. 4:28 Чтобы понять, какое отношение мы имеем к Исааку и какая связь между этим местом Писания и рассматриваемой нами темой о завете благодати, необходимо обратиться к книге Бытие, где впервые говорится пророчество об Исааке. Быт. 17: 19 «Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным …». Итак Святой Дух устами апостола Павла и сегодня обращается к нам словами: «Мы, братия, дети обетования по Исааку». Из повествования об Исааке мы узнаем о том, что прежде его рождения, прежде чем он получил способность дышать, видеть, думать, ходить, выбирать между добром и злом, верой и неверием, вместо него было решено Богом установить с ним вечный завет, т.е. такой завет, который не разрушается в течение времени. Не Исаак выбрал Бога, Бог выбрал Исаака. Вера Исаака была откликом на Божественное решение, сказанное Аврааму прежде рождения Исаака. Апостол Павел утверждает, что мы верующие в Иисуса Христа – дети обетования по Исааку. В свете рассмотренного нами отрывка Писания мы наглядно увидели, что верующими становятся те, кого выбирает Бог прежде их рождения. Как говорит апостол Павел в послании к Рим. 9:12 «не от дел, но от Призывающего». А в послании к Ефесянам апостол Павел утверждает: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Еф. 1:4-5 Другими словами, до того, как была создана земля и все, что наполняет ее, Бог предопределил к спасению через веру тех, кого Он избрал не потому, что Он предвидел в них святость и непорочность, а напротив Он избрал их для того, чтобы они были святыми и непорочными пред Ним в любви. Не мы вызвались по своей воле стать детьми Божьими, а Он нас предопределил и поэтому усыновил Себе чрез Иисуса Христа. Итак слова апостола Павла: «Мы, братия, дети обетования по Исааку» означают, что так же как с Исааком до его рождения Бог принял решения заключить вечный завет, так и с нами верующими в Иисуса Христа Бог прежде нашего рождения решил заключить вечный, а значит нерушимый завет. Божественный вечный завет заключен с нами не потому, что мы решили уверовать, а напротив, наша вера является следствием Божественного решения заключить с нами завет. На примере того, как апостол Павел показывает явную связь и схожесть между заветами Ветхого и Нового завета, мы можем рассмотреть и другие заветы прошлого, для того, чтобы понять природу Нового завета, который Бог заключил с нами. Рассмотрим завет, который Бог заключил с Давидом. 2 Цар. 23:5 «… Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?». Прежде всего отметим, Давид говорит не я заключил завет с Богом, а Бог положил со мной завет вечный, т.е. инициатива исходит, исключительно от Бога, Давид лишь соглашается с Богом и принимает условие завета. Давид говорит, что от Бога исходит все его спасение и все его хотение. Другими словами, Давид всю славу и хвалу в деле Своего спасения отдает только святому Богу. Итак Бог заключил завет вечный с Давидом, слово «вечный» говорит о нерушимости завета и его Божественной природе. Звучало бы достаточно надменно и абсурдно, если бы ограниченное, греховное, недальновидное творение надумало заключить с Богом вечный завет. Кто такой человек, чтобы ему решать по своей инициативе заключать вечный завет с Богом? Порядок заключения завета между Богом и человеком объяснен в книге пророка Иеремии 30: 21-22: «…Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом». Природа Божественного завета всегда такова — Бог призывает человека, человек отвечает. Поэтому мы всегда всю славу отдаем Богу, который является инициатором и автором нашего вечного завета спасения. 2 Тимофею 1:9 «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». Из этих мест Писания мы видим, что с нами, новозаветными верующими, Бог заключил такой же, вечный завет благодати, как и с царем Давидом. Завет, который Бог заключил с Давидом не отменяется ни при каких условиях, так как этот завет вечный и непреложный, его прочность зиждиться не на переменчивой, слабой и греховной воле человека, но на верности Бога Самому Себе. Rmv – еврейское слово «шамар», которое переводится на русский язык, как непреложный, в древнееврейском языке означает: охранять, соблюдать, сохранять, сторожить, ограждать (словно колючей изгородью). Бог, заключая завет с человеком, обязуется сохранить и соблюсти свой завет, поэтому Он берет на Себя инициативу охранять, стеречь, сторожить свой завет и не позволять никакой силе разрушить этот завет. Он, как часовой на посту, пристально наблюдает за тем, чтобы завет не был разрушен и, образно говоря, Бог окружил свой завет колючей изгородью, шипы которой направлены в обе стороны: и извне и вовнутрь. Бог ограждает свой завет от внешних врагов, от мира греха и демонических сил, а так же от внутреннего очень опасного и коварного врага, которыми являемся мы сами. Хотя, несомненно, на тех с кем Бог заключает вечный завет, Бог налагает ответственность ходить пред Ним в святости, соблюдая Его заповеди. Бог строго спрашивает за нарушение завета со своих детей. Бьет тех, кого принимает. Но, нарушив завет благодати, человек не имеет власти и силы разрушить вечный завет. 2 Тимофея 2:13 «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». Рим. 8:35 «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Итак, по богодухновенным словам Павла, нет такой силы, которая смогла бы разрушить вечный завет любви Христа с нами ни в настоящем, ни в будущем. Потому что Бог заключил с нами завет вечный, прежде вековых времен, до создания мира, т.е. тогда, когда время еще не существовало. Вечность — это то, что есть всегда, это то, что не может прекратиться, перестать, пройти, исчезнуть, разрушиться. И именно такой вечный, прочный, твердый, непреложный завет с нами заключил Бог. Павел, будучи знатоком Ветхозаветных писаний и исполнен Святого Духа, верно, понимал вечную природу завета. Слова Павла о верности Бога своему народу, гармонируют со словами 2 книги Царств, повествующей о завете, заключенном Богом с Давидом. 2 Цар.7:13 «…Я утвержу престол царства его (Давида) на веки.14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; 15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим». Для нас важно увидеть, что прочность Божественного завета сохраняется не верностью человека, но верностью Бога Самому Себе. Из повествования о Давиде нам известно, что Давид неоднократно и тяжко нарушал верность Божественному завету, пренебрегал словом Господа, и был за это сурово наказан, но верность Бога не была разрушена неверностью Давида. Обратимся к Псалму 50-му, в котором Давид раскаивается в своих грехах. Давид молится: 3 «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». За два преступления Давида – прелюбодеяние и убийство – он должен был быть убит дважды, так как за оба эти греха по справедливости и суровости Божественного закона была назначена смертная казнь. Но Давид взывает к Божественной милости, основанной на вечном завете благодати, который Бог заключил с Давидом. Давид взывает к Богу: « Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей». Древнееврейское слово ds,x, – «хесед», употребленное в этом стихе, означает милость или доброту, явленную вследствие преданности или верности заветным отношениям. Из-за верности Господа своему завету, своим обещаниям, Он сохраняет отношения, как с Давидом, так и со своим народом, снова и снова являя нам свою милость. Вот, что сказано в книги пророка Исаии о греховности народа Божьего и верности Бога своему завету. Ис. 43:24 «…ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. 25 Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». И Павел говорит: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив…». Рим. 3:3-4. На примере Давида мы видим, как милость Бога, обладающего властью над законом, превознеслась над судом (Иак. 2:13). Конечно, ни в коем случае нельзя считать, что Бог, милуя Давида, пренебрег своей справедливостью и судом. В 50-ом псалме Давид молится: «9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега». Иссоп – это та трава, которую макали в чашу с кровью агнцев, закланных за грехи избранного народа, с которым Бог заключил вечный завет. Моисей брал в свою руку иссоп, пропитанный кровью, и окроплял этой кровью народ Божий, говоря: «Это кровь завета, который заповедал вам Бог» (Евр. 9:19-21). И таким образом кровь агнцев символично смывала скверну греха, эта кровь умилостивляла Бога, и Он отводил свой справедливый гнев от Израиля. Давид знал, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Эта кровь называется «кровью завета», потому что она проливалась за тех, с кем Бог заключил Свой вечный завет благодати. Давид знал, что Бог принял его в свой вечный завет, и кровь завета в храме проливалась и за него, как нарушителя завета, и эта кровь сильнее совершенных им преступлений. Поэтому, когда он взывал «окропи меня иссопом, и буду, чист», он апеллировал к умилостивляющей Бога крови агнцев, которые символически и пророчески указывали на «Кровь завета вечного», «Кровь Нового Завета» (Евр.13:20; Мтф. 26:28), которую прольет на кресте за Свой народ, грядущий Агнец Христос. Он, «однажды принеся Себя в жертву, поднимет и уничтожит грехи многих» (Евр. 9:26,28; Ис. 53:8). Итак Давид не погиб из-за своих преступлений, так как Бог верен Своему вечному завету, который заключил со своим избранным. На основании завета вместо Давида был убит на Голгофском кресте, словно на жертвеннике, Агнец Божий, его кровью был окроплен и помилован Давид, как и всякий верующий в Господа Иисуса Христа. Каким великим утешением должна стать истина о вечном завете благодати для тех, кто обременен тяжестью вины, для тех, кто боролся с грехом, но не устоял, упал под его тяжестью. Дорогой друг, если ты веришь в Христа и раскаиваешься в совершенном грехе, если твоя совесть встревожена и не может найти успокоение, это верный признак, что ты дите Божье. И если Бог простил Давида и не разрушил с ним узы завета любви, Он простит и тебя и с тобой не разорвет свой вечный завет благодати. Фокин М.Н.
|