Вне Церкви нет спасения. Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 Что же такое Церковь?

 Христос сказал:

Мтф. 16:18 «… Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Апостол Павел говорит:

Еф. 5:25 «… Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».

Сначала давайте дадим ответ на вопрос: что же такое Церковь?
Второе Гельветическое исповедание веры, принятое Реформатскими Церквями в 16 веке, дает евангельский ответ на этот вопрос:

«Церковь — это собрание верующих, призванных и взятых из мира; сообщество всех святых; а именно, тех, кто истинно знает и должным образом поклоняется и служит истинному Богу во Христе Спасителе. Она называется Телом Христовым, потому что верующие суть, живые члены Христа, имея самого Христа своим Главой.
Поэтому Павел говорит: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).

Греческое слово εκκλησια, которое мы встречаем в Новом Завете, переводится на русский язык как церковь, но означает слово evkklhsi,a собрание людей для общего занятия, в данном случае людей, собранных для поклонения Господу Иисусу Христу.
Поэтому необходимо помнить: когда Христос говорит: «Я создам Церковь Мою», Он имеет в виду живых людей, для спасения которых Он прольет Свою драгоценную кровь.
В древней Руси, когда церковные здания строили из бревен, проницательные христиане говорили: «Церковь не в бревнах, а в ребрах».
Свою Церковь, Свой избранный народ Христос не ограничивает зависимостью от так называемых святых мест и каких-то особых освященных архитектурных сооружений. Новозаветное поклонение Богу совершается не на горе и не в Иерусалимском храме, а прежде всего в Духе и истине.
В разговоре у колодца самарянка задает Христу вопрос:

Ин. 4:20 «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Римские власти обвиняли первых христиан в атеизме, так как у них не было пышных храмов и никаких видимых предметов поклонения.

Важно отметить, что истинную Церковь всегда отличает три основных признака, с которыми в общем все протестанты согласны, а именно:

1.В истинной Церкви обязательно читается и проповедуется слово Божье на понятном для прихожан языке.
2.В истинной Церкви преподаются святые таинства, такие как водное крещение и вечеря Господня.
3. В истинной Церкви применяется Библейская дисциплина.

К сожалению, во все времена, как и особенно сегодня в век разобщенности и индивидуализма, находятся люди, причисляющие себя к христианам и даже надеющихся на спасение, но при этом отвергающие или игнорирующие Христианскую Церковь.

Но от этого древний христианский принцип не изменился, он все так же непоколебимо провозглашает библейскую истину:

Etra ecclesiam nulla salus, что означает – спасение за пределами видимой церкви невозможно.
Издревле отцы церкви говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Первые протестанты, такие как Лютеране и Реформаты, всегда верили, согласно древним Вселенским Символам Веры, в Единую Святую Кафолическую (т.е. "Вселенскую") и Апостольскую Церковь в евангельском понимании и признавали себя частью этой Церкви.
Мартин Лютер учил, что "тому, кто желает найти Христа, необходимо прежде найти Церковь"; "тот, кто хочет узнать что-либо о Христе, должен не доверяться в этом себе самому и не строить мостов на небо своим умом, но он должен прийти к Церкви, посещать и спрашивать об этом Церковь ... Ибо вне Христианской Церкви нет правды, нет Христа, нет спасения" (М. Лютер, Проповедь на Рождество, из "Вартбургской постилли" 1521-1522 г).
Эти определения составлены на основе Священного Писания.
Апостол Иоанн в первой главе своего первого послания наставляет нас:

1 Ин. 1: 6-7 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Из прочитанного текста ясно, что человек, который говорит, что он христианин, но не имеет церковного общения с другими христианами, находится во тьме, т.е. в грехе, и поэтому кровь Иисуса Христа не омывает его грехи.
Человек, лишенный Церковного общения, подобен отсеченному члену тела, которого больше не омывает кровь, он обречен на смерть и тление, если не будет снова приращен к телу.
Те же, кто ходят во свете по примеру Христа, имеют общение друг с другом, т.е. они создают Церковную общину, тем самым подчиняясь воле Христа, который пришел с целью создания Церкви.

Отделять себя от Церковной общины – значит в корне не понимать миссию Христа или грубо попирать Его святую волю. Ведь Он пришел создать Церковь, Он умер за Церковь, Его апостолы молились за Церковь, проповедовали Церкви и страдали и умирали за тело Христово, которое есть Церковь. Все послания апостолов адресованы к Церкви, а не к отдельным личностям, надменно пренебрегающим и гордо отделяющим себя от Церкви.

Понимая всерьез слова Писания о том, что сам Бог уничижил себя, облекшись человеческой плотью, мучительно страдал и умер за Церковь, мы должны, наконец-таки, проникнуться истиной, что во всей вселенной, во всем мироздании, во всем космосе для Триединого Бога нет ни чего дороже Его Церкви.
Если Бог так возлюбил Церковь, если она названа Его Невестой и Его телом, то насколько нужно быть безумным, чтобы пренебрегать Его Церковью и при этом наедятся быть в числе христиан, спасенных от гнева Божьего.

Павел весьма остро понимал эту драгоценную близость Христа и Церкви.

До своего обращения Павел жестоко преследовал христиан, Христос, ослепив Его светом Своей славы, сказал Павлу: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?.. Я Иисус, Которого ты гонишь» (Дн. 9: 4-5).

В тот момент Павел осознал, что, преследуя учеников Иисуса Христа, он гонит и преследует самого Господа Иисуса Христа.
Поняв эту теснейшую связь и близость Христа с Церковью, Павел, не щадя своей жизни, посвящает себя самоотверженному служению Церкви Иисуса Христа.

У людей, отвергающих Церковь или посещающих ее крайне редко, есть как бы благочестивое оправдание. Они оправдывают свое нежелание посещать Церковные службы из-за присутствия в Церкви недостойных, грешных, несовершенных служителей и прихожан.
Они склонны в Церкви видеть только негативное, чтобы оправдать свое нежелание поклоняться Богу по Его установлению, т.е. в поместной общине христиан.
На основании Библии мы должны понимать, что наличие недостойных служителей не является поводом для оставления Церкви. Слово Божье должно слушать, даже если оно исходит от плохих служителей; ведь сам Господь сказал: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…» (Мф. 23:3).
Сам Христос посещал храм и поклонялся в храме, который Он назвал «вертепом разбойников», Он слушал слово Божье и служил словом в синагогах, члены которой нередко пытались Его убить.

Апостол Павел понимал, что самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам и мог смотреть на несовершенную Церковь сквозь чистую и святую кровь Христа, так же как видит Церковь Господь.

В начале первой главы первого послания к Коринфянам апостол Павел
называет Церковь в Коринфе Церковью Божьей.
Затем он желает Церкви благодать и мир от Бога.
А также признает, что на этой Церкви есть благодать Божья и благодарит за это Бога.
После этого вступления непроизвольно ожидаешь увидеть описание невероятно святой и хрустально чистой Церкви.
Но на удивление после вступления Павел начинает обличать и исправлять общину в их многочисленных грехах и заблуждениях. Из обличений Павла мы узнаем, что в этой Церкви присутствовали споры, ссоры и разделения. Во время Церковных собраний не было порядка, распространялись лжеучения, бывали суды между братьями, блуд между родственниками, ущемления положения бедных и злоупотребление спиртным во время церковных трапез и совершения евхаристии.
Несмотря на все выше перечисленные грехи, Павел учит, что даже эта Церковь является Церковью Божьей.

Мартин Лютер смотрел на Церковь Божью такими же глазами, как апостол Павел, поэтому он писал:
«Люди нечестивые видят в Церкви только грехи и немощи; мудрые мира сего соблазняются ею, потому что она раздираема ересями. Чистая Церковь, святая, непорочная – голубица Господня – грезится им. Такова она и есть в очах Божьих, но в человеческих – подобна Христу, Жениху своему, презренному людьми, поруганному, избитому, оплеванному и распятому» .

Св. Писание многократно призывает нас, помня о своих прощеных грехах и терпении Божьем, которое Он нам несовершенным и грешным являет по сей день, самим относится так же милостиво и терпеливо к согрешающим против нас в Церкви.

Ефесянам 4:32 «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Не будем так же забывать, что не все те, кто причислен к членам Церкви, в действительности являются истинными членами Церкви.
Писание говорит: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2:19).
Поэтому Церковь Христова совершенно справедливо сравнивается в Евангелии с сетью, наполненной рыбами разного вида, и с полем, на котором растут и добрые семена, и плевелы (Мф. 13:26, 47). Поэтому мы должны быть очень внимательны к тому, чтобы не судить преждевременно.
Когда нам захочется роптать из-за того, что в Церкви множество недостатков и грехов, будем вспоминать, что даже Христос на земле не создавал идеальную, безгрешную Церковь, такой она будет только в небесах. А во время земного служения Христа было необходимо, чтобы даже среди двенадцати апостолов Иисуса Христа один, Иуда, оказался предателем, которого Христос назвал дьяволом.

Но даже такая земная, несовершенная Церковь, по словам Христа, сильнее врат ада. Врата ада не смогут одолеть общину христиан, так как Христос является ее Главой, а те, кто отвергает Церковное общение, уже побеждены силами зла.

Св. Игнатий спустя целых девятнадцать веков своим посланием и сегодня обращается к нам:
«Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога.
Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела.
Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа (пастора) и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано Бог гордым противится» .

В заключение хочу пожелать тем, кто еще не обрел Церковного общения: не медлите и найдите для себя христианскую общину; а тем, кто уже являются членами Церкви, повторю слова апостола: « Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10:25).
Да поможет нам в этом Господь!

 

Фокин М.Н.