ТАЙНА ПРОВИДЕНИЯ Синклер Фергюсон (2005)
Богословие - Статьи

Наш Небесный Отец, когда мы снова обращаемся к Твоему слову, мы молим, чтобы оно пришло к нам сегодня вечером с той же благодатью и силой, с какими оно пришло в первую очередь к тем, кто испытал реальности, о которых мы будем говорить. Мы благодарим Тебя за то, что Ты говоришь с нами по-разному: в псалмах и посланиях; в Апокалипсисе и пророчестве; в биографии и истории. Мы благословляем Тебя за то, что каждая строка в Писании ведет нас вместе к нашему Господу Иисусу Христу. И мы молим тогда, чтобы, когда мы обращаемся к Тебе с просьбой послать нам Свой Дух, чтобы наши глаза открылись, и наши сердца могли принять слово истины, и чтобы оно принесло много плода и победило. Мы молимся о том, чтобы снова услышать голос Иисуса Христа, истинного Пророка, Священника и Царя в Его Церкви, обращающийся к нам через Его непогрешимое слово. И об этом мы молимся вместе ради Его великого имени.  Аминь.
 Что ж, обратимся сегодня вечером к Писаниям Ветхого Завета, к Книге Бытия и затем к последней главе (50.15-21).

Наша тема сегодня вечером - «Тайна Божьего провидения». Мне не повезло расти в христианской семье, хотя мои родители позже стали верующими в Иисуса Христа. Но они дали мне определенные благословения. Как я оглядываюсь назад, одной из важных вещей было то, что моя мама научила меня читать, прежде чем я пошел в школу. А другой было то, что, хотя они не посещали церковь, моя мать хранила Библию своей матери. Оглядываясь назад, можно удивиться, что в прошлом люди могли читать эти Библии - шрифт был очень мелким, а обложки толстыми. Но одна из моих дошкольных прелестей - как, я полагаю, преждевременного маленького читателя (а у нас в доме было очень мало книг) - была утром, ибо когда родители освобождали свою постель, я тогда шел в их кровать с Библией моей бабушки (которая была восхитительно теплой по сравнению с моей), раскрывал эту Библию и находил ту или другую из двух моих любимых историй. Одной из них была Книга Даниила, и он был не только в логове львов - для маленького мальчика было очень трудно найти это в Ветхом Завете! И другая история, которую я любил перечитывать, была историей Иосифа, и ее было почти так же трудно найти, потому что я никогда не мог вспомнить, в какой книге ее можно было найти.  Я никогда не осознавал, что, если бы я вспомнил, что она была в начале всей  книги, я бы нашел ее довольно легко. И поэтому история Иосифа для меня очень много значила на протяжении десятилетий, не в последнюю очередь потому, что эти слова, которые во многих отношениях доводят эту историю до ее изумительного кульминационного момента, на самом деле являются ключевыми. Ответ в этом случае действительно находится в конце книги.  Они являются ключом к главам с 37 по 50, которые предшествовали ему.

Я считаю эти слова ответом на то, что я сейчас называю « вопросом об Иосифе ». И это очень простой вопрос. Каждый христианин в тот или иной момент обязательно спрашивает: что Бог делает в моей жизни ? И Иосиф, безусловно, был человеком, который с человеческой точки зрения, имел полное право задать этот вопрос, потому что, как вы помните с самого начала истории, Бог, казалось, работал в его жизни необычным образом уже в его самого ранние годы и дал ему давнее указание на то, что Он намеревался сделать с ним что-то доброе и чудесное; что он был в некотором смысле предназначен для своего рода величия. Он не мог справиться с этим светом, и с человеческой точки зрения он испортил себе жизнь. И все же, как в этот очень трогательный, нежный, острый случай ... его братья приходят к нему с последним посланием своего отца, он произносит эти замечательные и запоминающиеся слова. Глядя на всю свою жизнь, и особенно на серию бедствий, которые, казалось, обрушились на него - не в последнюю очередь на те бедствия, которые, казалось, обрушились на него именно тогда, когда он выходил из предыдущей катастрофы, он говорит: «Вы замышляли зло, чтобы причинить мне вред; но Бог всегда имел это в виду».

Я уверен, что историю вы знаете достаточно хорошо - большинство из вас, если не все. Это изумительная история в серии миниатюрных драм. Человеку снится сон, и он по глупости рассказывает сон своим братьям и своим родителям, и в результате он оказывается ненавистным. В конце концов он продается как пленник, как раб, и у него появляется возможность снова подняться. И когда жена Потифара начинает пытаться соблазнить его, и в своей верности он обнаруживает, что бывают моменты, когда верность ведет к огромным потерям. Он заключен в тюрьму из-за обмана лжи. И снова он выходит из тюрьмы, чтобы стать "премьер-министром"  Египта. И история заканчивается, как мы все знаем, продолжительной историей о единстве и разобщенности, которую он имеет со своими братьями, пока вся семья снова не объединится в Египте, и он не сможет преподать им уроки, которые он получил первым, чтобы все узнали от Бога: что в его жизни сбылось так, что то, что другие предназначили для зла, Бог предназначил для добра.

И это так очевидно, потому что в каком-то смысле это ветхозаветная версия великих слов Павла в Рим. 8, что «Бог творит все для блага тех, кто любит Его и призван согласно Его замыслу». Это настолько очевидно, что эти слова появляются в конце Книги Бытия не просто как личное свидетельство, но как свидетельство со стороны одного из Божьих слуг, который видел все, что предназначено для понимания каждым ребенком Божьим: какое бы ни случилось с нами зло, Бог работает над Своими целями добра.

"Он шагает в море и едет на буре" - пели мы в детстве. Но проблемой, с которой мы все сталкиваемся, - и, несомненно, сам Иосиф столкнулся с ней, и Уильям Купер, безусловно, столкнулся, было то, что когда Бог шагает в море, то, как говорит псалмопевец, эти следы практически невозможно отследить. И поэтому мы всегда задаем вопрос - и мы задаем его особенно в трудностях: как Бог заставляет все содействовать нам ко благу, особенно в тех вещах, которые нам явно идут во зло? Как среди следов в море я могу доверять провидению Божьему? В чем смысл того, что делает Бог?

И я хочу попытаться за несколько минут, которые мы провели вместе этим вечером, из этой замечательной истории о жизни Иосифа, указать вам на некоторые ключи, которые помогают нам открыть замок провидения в нашей жизни; чтобы помочь нам поверить вместе с Иосифом в то, что мы тоже увидим благость Господа на земле живых.

I. Первый из них таков:  в истории Иосифа так ясно видно, что Бог всегда работает согласованно в самых разных обстоятельствах.

Проблема, с которой мы обычно сталкиваемся в нашей христианской жизни при толковании Божьего провидения, заключается в том, что мы не видим всего многообразия обстоятельств; и иногда глупо мы настаиваем, когда у нас есть только небольшая часть картины того, что делает Бог, что Он говорит нам здесь и сейчас, что Он делает - когда, если Он действительно говорил нам, что Он делал, мы никогда не были бы в состоянии понять это!

Я не знаю, есть ли в американских телевизионных шоу, викторинах ... которые я никогда не смотрю -  я не знаю, есть ли у них тот тип вопросов, который часто задают в британских викторинах: их я тоже никогда не смотрю, но я знаю, в них есть такой вопрос! Вам покажут, возможно, часть фотографии какого-то известного человека - нос или бровь, подбородок - и вы должны догадаться, кто это. И затем, если вы потерпите неудачу, вы получите еще один фрагмент, но меньше очков. И затем, если вы снова проиграете, будет еще один и меньше очков, а затем, когда последний фрагмент будет на месте, вы думаете: «Почему я не увидел этого, когда появился первый фрагмент?» И точно так же часто с провидением Божьим.

Бог не делает в мире изолированных вещей, которые совершенно не связаны друг с другом. Он вырабатывает изумительный единый образец Своих милостивых целей, и когда у нас есть только одна часть головоломки,  мы искушаемся взывать к Нему: «О Боже, что Ты делаешь?!». Мог ли Иосиф когда-либо мечтать о том, что это было бы абсолютно необходимо, если бы он собирался стать премьер-министром Египта и, в некотором смысле, спасителем древнего Ближнего Востока, мог ли он когда-либо представить, что ему необходимо быть преданным своим братьями  в рабство? Что жена Потифара должна попытаться соблазнить его, чтобы он оказался в тюрьме; что он должен остаться там в течение двух лет, прежде чем он будет поднят на пост в правительстве? Он никогда не мог даже вообразить это! Но все же, оглядываясь назад на всю свою жизнь, он видит, что одно из Божьих дел в его жизни привело к другому, и в этом был цельный образец Божьего замысла. Бог, Который в Своей мудрости видел конец с самого начала; Бог, Который видел всю картину, следовательно, в каждой детали Своего труда, работал вместе на благо Иосифа и на благословение, как говорит сам Иосиф, многих других.

Вы помните, что в жизни апостола Павла в Деяниях 16 есть замечательная небольшая иллюстрация, когда он и его люди стремятся проповедовать Евангелие. И они пытаются идти в одном направлении, и дверь закрыта; и они пытаются пойти в другом направлении, и дверь тоже закрыта. И только потому, что эти две двери закрыты, третья дверь, дверь в Европу, дверь Евангелия для наших народов, открылась дверь Евангелия, которая в конечном итоге принесет Евангелие в эту сторону света, не так ли? Есть ли что-то, чтобы думать, что в домостроительстве Божьем это было разочарованием апостола Павла в одном направлении, которое в первую очередь привело к тому, что Евангелие охватило Европу? И вот как необычно действует Бог. И иногда в нашей жизни нам нужно понимать то, что я иногда называю «принципом тупика», который использует Бог, когда Он из тупика вводит некоторых из самых избранных из Своего народа в отчаяние, чтобы они иногда удивлялись, что у них вообще может быть какое-то будущее до тех пор, пока место, для которого Бог действительно их предназначает, не вышло на передний план, а затем Он поднимает их и движет ими, и они начинают понимать, что Бог все время знал, что Он делает.

У меня был довольно забавный опыт на прошлой неделе. Я преподавал в реформатской семинарии в Орландо. Я остановился на светофоре и к машине, которая была рядом со мной. Я был абсолютно уверен, что в ней  был кто-то, кого я знал, и поэтому я свернул окно. Это был мой друг Джон Мутер, библиотекарь. Я подумал про себя, каковы шансы того, что мы вдвоем в Орландо встанем у одного  светофоре в одно и то же время? Но я подумал, что это не совпадение. Это одно из тех маленьких Божественных прикосновений, которые поднимают мой дух, вот что это такое. Я не знаю, что еще это может значить для него, но это то, что это значит для меня. Мне подимает настроение  мысль, что Бог суверенно контролирует его и мою жизнь, и в Своем сладком провидении Он собрал нас вместе на совершенно неожиданный момент. И я снова задумался над этим отрывком и напомнил себе, что Бог работает во всех деталях жизни. Даже когда мы не можем видеть Его следы, когда они находятся в море, мы знаем, что Он понимает общую картину. Он знает конец с самого начала. Он знает, куда Он идет, и поэтому я, по Его милости, могу доверять Ему.

Видите ли, иногда мы требуем, чтобы Бог дал нам знать, какова Его воля, когда в некотором смысле более важный вопрос, каково Его время. Не только какова Его воля, но каково Его время. И именно поэтому Библия полна призывов ждать Господа. И ясно, что один из великих уроков, которые сам Иосиф усвоил в те дни, заключался именно в следующем: ждать Господа в уверенности, что Он знает конец с самого начала. Он знает свое время. И Ему можно полностью доверять.
II. Но тут есть второй ключ. Бог всегда работает согласованно в разных обстоятельствах, но при этом Он всегда работает с разными людьми. 

То, что это так - это большой и важный урок для меня, потому что мой инстинкт должен сказать: «О Боже, что Ты делаешь в моей жизни?» . Тогда как, если бы я мог слышать Его, Он сказал бы: «Давай послушаем меньше о твоей жизни. Давай посмотрим, как ты отдаешь свою жизнь Мне, чтобы она могла быть использована для благословения и пользы в жизни других ». И очень интересно, что в двух местах Бытия, где говорится почти то же самое, что и здесь, в 20-м стихе, это один из важнейших акцентов. Иосиф пришел к пониманию, что то, что Бог делал в его жизни, на самом деле не для него. Это было потому, что Он хотел поднять его, чтобы забрать из его сердца личные цели и использовать его в жизни других.

В этом контексте я иногда думаю о целесообразности жизни Наоми в Книге Руфи и о всех страданиях, которые пережила эта женщина: о тяжелых утратах, которые она испытывала из-за потери мужа и сыновей. Я часто задаюсь вопросом, не осталась ли она там в Моаве, задавая себе вопрос: «Имеет ли Бог какое-либо отношение к этому? Есть ли у Бога какая-то цель в этом?". И к концу книги вы поняли, что у Бога была славная цель в этом, потому что это был путь, по которому Он шел, чтобы привести Царя Давида в мир. И затем, когда вы обращаетесь к Новому Завету, становится ясно, что это был путь, по которому Бог шел, чтобы привести Господа Иисуса в мир, в это семейное древо. И поэтому великое дело не в том, чтобы стать одержимым тем, что Бог делает в моей жизни, а в том, чтобы подчиниться Его целям в моей жизни, чтобы Он мог использовать мою жизнь, приспособить мою жизнь к целям благословения и благодати для других.

В прошлом месяце я был глубоко тронут на поминальной службе дочери одного из моих коллег Ричарда Гаффина. Лиэль Гаффин, его дочь, несколько лет боролась с раком, а теперь ушла, чтобы быть с Господом. И в ходе мемориальной проповеди ее служитель сказал, как она однажды разговаривала с ним у церковной двери, завернувшись в одеяло, чтобы согреть ее исхудавшее теперь тело, и она сказала своему пастору эти слова, которые явно глубоко врезались в его душу: «Я вижу это сейчас, я думаю. Дело не во мне, не так ли? И мы все осознаем, что живем в таком безумно индивидуализированном, одержимом собой мире, что нам нужно как бы повернуться наружу, чтобы учесть тот факт, что я являюсь не единственным Божьим интересом. И Божье Царство строится не для того, чтобы оно могло быть подчинено мне, но моя жизнь используется для того, чтобы она могла быть подчиненной в Его Царстве.

И вы видите, как это удивительно здесь, в истории Иосифа, мбо все, что с ним произошло, например, было одним из способов, которыми Бог хотел работать в жизни его отца Иакова. Вся ситуация жизни Иосифа восходит к тому, что Иаков сделал то же самое, точно ту же ошибку, которую совершил его собственный отец, в отношении фаворитизма между детьми,  как сам его отец был обманут, когда мальчики принесли разноцветное пальто с длинными рукавами назад - сам Иаков был обманут! Иосиф не был мертв, и братья в этом случае не говорили, что он мертв. Они просто отослали плащ обратно, и он был обманут доказательствами своих рук. И удивительным образом [он] должен был быть готов потерять Вениамина, чтобы быть восстановленным.  И таким удивительным образом Бог на некоторое время забирает его сына Иосифа, чтобы, действуя Своим таинственным образом, Он собирал вместе не только Иосифа с отцом, но и отца с братьями, и вместе они удивительным образом примиряются.

И тогда, конечно, есть его братья. Вступительные стихи из повествования об Иосифе рассказывают нам об их ревности и ненависти к нему, и некоторые из них, как вы думаете, вполне заслужили гнев Иосифа. Но у них были изуродованные сердца и великая ненависть. И, конечно, когда это захватывает нас, вещи выходят из-под контроля, и их ненависть превращается в продажу своего брата, что приводит к лжи и обману, и по мере развития истории вы начинаете видеть -. особенно когда они прибыли в Египет, и Иосиф начинает удивительно мудрым образом иметь с ними дело, ибо  он научился, в некотором смысле, быть в состоянии сделать это - когда он начинает иметь дело с ними, они осознают свой грех и свою вину, и несколько раз в ходе повествования - отметьте это снова для себя - они исповедуют свой грех, они признаются, что находятся под судом Божьим, и в конечном итоге их снова приводят к примирению со своим братом, чтобы оценить то, что Бог сделал для них через него.

И затем есть сам Иосиф - Иосиф, которому Бог дает сны о величии, которые кружат его голову. Это одна из великих загадок для меня. Я не могу понять это в Иосифе, и, честно говоря, я не смог понять это в других людях, которых я видел, ибо иногда Бог, кажется, дает нам вещи, с которыми мы очень плохо справляемся. И вместо того, чтобы держать это при себе, он выпаливает это чуть не за завтраком. Глупый юноша, но Бог начинает уничтожать глупость, пока даже языческий царь не осознает, что в этом молодом человеке, которому сейчас около 30 лет, есть мудрость Божия. И вы видите в том, как он обращается со своими братьями, что Бог совершил нечто совершенно удивительное, превратив глупость этого молодого человека в зрелость свидетельства, что просто удивительно.

И Бог, Который действует согласованно в разных обстоятельствах, всегда действует согласованно в разных людях. И ответ на вопрос: «О Боже, почему это происходит в моей жизни?» может быть, в первую очередь, таков: это не «моя жизнь», а чья-то другая жизнь - кого-то, кто следит за тобой, кто связан с тобой. Это может быть такая жизнь. И поэтому провидения Божьи - это одновременно и призыв ко мне преклонить свою жизнь перед Богом и сказать: «Возьми мою жизнь и все, что есть в ней, и используй ее, как тебе угодно, для Твоей славы». Но, дорогой Отец Небесный, пожалуйста, используй это для Твоей славы так, чтобы я мог не видеть в этом мире, но по Твоей милости я смогу увидеть в грядущем мире».

Есть еще одна замечательная иллюстрация этого, не так ли было в жизни апостола Павла, когда он надолго оказался в тюрьме? И как только подобное становится известно, некоторые христиане  паникуют, и, конечно, они в страхе. Они думают: «Если это то, что происходит с нашим величайшим миссионером, какой смысл?».  И Павел говорит: «Я хочу, чтобы вы поняли, что из-за того, что я был здесь в тюрьме, Евангелие распространялось как лесной пожар среди тех, кто находится в преторианской гвардии". Он достиг мест, которых он никогда бы не достиг. Как будто он понимает, что если эти люди не придут на перекресток улиц, в синагогу, чтобы услышать проповедь апостола Павла, тогда Бог пошлет апостола Павла туда, где они находятся, чтобы у них не было места для побега оттуда, где апостол Павел проповедует. И в результате, по его словам, многие из братьев (это в Фил.1) сами ободряются, и они решаются проповедовать Евангелие, поскольку Бог делает что-то в жизни Павла, как и других.
И поэтому это для Иосифа, как и для нас - вызов, чтобы преклониться перед Его суверенной волей и сказать: «Используй меня, когда и где, и как Ты хочешь». Таким образом, Бог всегда работает согласованно в разных обстоятельствах, одновременно с разными людьми, и 

III. Бог всегда стремится к различным целям.
В жизни Иакова, чтобы принести ему радость и восстановление; в жизни братьев, чтобы дать им благодать в их примирении; и в жизни Иосифа - обратите внимание на это - в жизни Иосифа, чтобы не только привести его в нужное место в нужное время, но и привести его в нужное место в нужное время как правильного человека.

И когда история заканчивается тем, что Иосиф стал премьер-министром Египта, поразительная вещь, которую вы видите, в том, что когда он воспринимает сон фараона и начинает над ним размышлять, состоит в том, что этот мальчик, который был слишком склонен сказать его братьям и его родителям: «Бог сделает что-то великое в моей жизни, и вы все придете и поклонитесь мне»; этот мальчик, который был настолько радикально нетерпелив, что не мог сдержать этих слов, теперь является человеком, у которого есть мудрость, чтобы разработать семилетний план, и быть терпеливым, и быть осторожным, и быть самодисциплинированным изумительным способом при Его руководстве. И этого надменного молодого человек, который в своей юношеской гордости даровал привилегии, на которые намекнул Бог, намереваясь получить их, Бог удивительно смирил не только в том, как он проявляет милость к своим братьям, но и в том, как он говорит им в очень красноречивых словах: «Мои дорогие братья, я не Бог. Только Бог есть Бог".

И я полагаю, что все уроки, которые Бог преподает нам в провидении - это то, что лежит в основе каждого из них. Он учит нас, что мы не суверенны. Он учит нас, что мы не Создатель. Он учит нас, что у нас нет мудрости, чтобы наилучшим образом планировать лучшее для нашей собственной жизни, но Он один - Бог. И Ему одному, в конце концов, можно и нужно полностью доверять. И все это в жизни Иосифа, сформированной болью. 

Апостол Павел, опять же, как вы помните, в 2 Кор.1,  говорит: «Мы почти отчаялись в самой жизни, но из-за этого переживания великой боли и муки мы были утешены утешением от Бога». И когда он пишет коринфянам, он говорит: «Я пришел к выводу, что меня утешило утешение Божье, чтобы я мог выразить вам в ваших нуждах и страданиях утешение, которое Бог дает тем, кто страдает» (NIV).  Многие из вас могут взглянуть на инциденты в вашем жизненном опыте, трудности, которые возникли в вашей личной или семейной жизни, или в жизни церкви, с которой вы были связаны, и только потом вы началипонимать, что это было удивительное, мудрое, Божественное устроение, чтобы подготовить вас служить и делать добро, и приносить вам благословение в ситуации, к которой вы были бы совершенно неподготовлены и совершенно непригодны, если бы не за вклад, который Бог вложил в вашу жизнь.

Братья и сестры, наш Бог занимается долгосрочными инвестициями с самыми долгосрочными дивидендами, и мы можем доверять Ему. И причина, по которой мы можем доверять Ему, заключается в том, что Он не только сделал это в жизни Иосифа, но и заложил в самом центре истории гарантию того, что Он способен сделать это, делает это и будет делать это.

В день Пятидесятницы апостол Петр провозглашал: «Он был взят руками злых людей, намеревающихся сделать зло и распять Его, но наш Бог задумал это навсегда, для спасения многих». На вопрос Иосифа отвечает принцип Иосифа и принцип Иосифа на самом деле является принципом Иисуса: что то, что человек замыслил для зла, чтобы разрушить цели Бога, Бог неизменно знает  и использует для добра, чтобы привести нас, как нашего Господа Иисуса, в нужное место в нужное время правильно, для должных людей, с правильным расположением.

И поэтому, по-своему, Иосиф действительно указывал на Иисуса, чтобы мы могли в Иисусе увидеть, что «Бог таинственным образом движет Своими чудесами, чтобы исполнить. Он шагает в море и едет на буре. Слепое неверие непременно погрешит и сочтет Его работу напрасной". Даже ангелы были озадачены происходящим, тщетно просматривая Его дела. «Бог - это Свой собственный толкователь», и если вы будете ждать три дня, «Он разъяснит это».
Есть «вопрос Иосифа» и «ответ Иисуса». Он заставляет все работать вместе на благо тех, кто любит Его, кто призван в соответствии с Его целью. Откуда я это знаю? Потому что Он не пощадил Своего собственного Сына, но отдал Его за всех нас; и если Он это сделал, тогда Он свободно даст нам все. Так что верьте Ему, потому что Он заслуживает большего доверия, чем вы сами.

Наш Небесный Отец, еще раз спасибо Тебе сегодня вечером за то, что Твое слово написано такими большими буквами, что мы все можем прочитать. Спасибо Вам, что история Иосифа, которая так много значила для многих из нас, во всей своей изысканной красоте говорит нам о Твоей изысканной мудрости, и мы молим о благодати не только для того, чтобы радоваться, когда мы избавлены от трудностей в Твоем провидении, но радоваться этим провидениям как тому,что Ты совершил, зная, что Ты много делаешь вместе, зная, что Ты работаешь во многих разных людях на благо, зная, что Ты работаешь на славную цель: добро из тех, кто любит Тебя. Мы просим этого, наш дорогой Отец, во имя Иисуса, нашего Спасителя.  Аминь.
Теперь, пожалуйста, встаньте и получите благословение Господа.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога нашего Небесного Отца, помощь Святого Духа, укрепляющего и утешающего, будут с вами всю эту ночь и во веки веков.  Аминь.