БЕДСТВИЯ Терри Джонсон
Богословие - Статьи


Рим.8.26-39, Быт.50.15-21

В 1858 году одаренный молодой пресвитерианский миссионер по имени Джон Г. Патон вместе со своей женой и маленьким сыном отправился на Новые Гебриды в южной части Тихого океана, чтобы начать миссионерскую работу среди островитян. В течение нескольких месяцев после прибытия его маленький сын и его жена умерли, оставив его наедине с работой.


В августе 1876 года одаренный молодой богослов по имени Бенджамин Брекинридж Уорфилд и его невеста были молодоженами в Германии. Во время осмотра достопримечательностей в регионе Шварцвальда они внезапно попали в сильный шторм, и с его невестой произошло нечто, что так и не удалось объяснить, что сделало ее инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
В 1950-х годах община Независимой Пресвитерианской Церкви Саванны призвала молодого проповедника принять управление в очень разделенной церкви. Он пришел с женой и пятью детьми, младшему из которых было всего три года. В течение полутора лет у Антона Ван Пуффелена развилась опухоль головного мозга, и всего через два года после того, как он начал свою работу в  Саванне, он умер.
Как вы объясните эти вещи? Может быть, вы просто удивитесь, как вы объясните ответы этих людей?

Джон Г. Паттон остался на поле и получил большой урожай, позже сказав: "Я построил могилу вокруг и вокруг с коралловыми блоками, и покрыл вершину красивым белым кораллом, посыпав мелким гравием; и это место стало моей священной и часто посещаемой святыней во все последующие месяцы и годы, когда я трудился ради спасения этих диких островитян среди трудностей, опасностей и смертей. Всякий раз, когда кто-то обращается к Господу и побеждает за Христа, этот человек в последующие дни обнаружит, что память об этом месте все еще остается зеленой - там, где с непрестанными молитвами и слезами я заявлял, что земля для Бога, Которому я ее вручаю, «похоронила моих мертвых» с верой и надеждой.

Уорфилд заботился о своей жене оставшиеся сорок лет своей жизни вместе, смиренно, без жалоб, без жалости к себе, без оправдания необходимости выполнения своих брачных обетов и долга перед своей женой.
Миссис Ван, как ее знали в Саванне, кроткая с виду, но крепкая, как гвозди под ногами, начала преподавать в Независимой Пресвитерианской  Школе и воспитывала своих пятерых детей с огромным самопожертвованием, опять же без жалоб.

Что было ключом в каждой из этих ситуаций? Ключ в том, что каждый верил в суверенитет Бога. Каждый понимал Божью справедливость, Его милость, Его абсолютное правление, и каждый принимал свои обстоятельства как от Его руки для своего блага и подчинялся Ему.
Тем не менее, как вы объясните невзгоды? Как вы справляетесь со страданиями, которые есть в мире? Разумеется, нашим эмоциям нужно время, чтобы догнать наш разум, что нет «простых» ответов, и что когда мы отвечаем на вопрос «почему», мы должны делать это не упрощенно и не по факту; тем не менее, у нас есть объяснение страданиям, которое работает и создает место для утешения в мире боли.
 
Удовольствие как проблема

С нашей точки зрения, большая часть обсуждения проблемы боли и страданий начинается не с той ноги. Как мы увидели при рассмотрении вопроса о предопределении, существует тенденция начинать с предположения о невиновности человека. Тогда любая беда рассматривается как несправедливое вторжение в жизнь того, кто ее не заслуживает. Это подразумевается почти во всех популярных дискуссиях на эту тему. Поэтому мы регулярно задаемся вопросом: «Почему Бог позволил этому случиться с такой хорошей и достойной семьей?»

Библейская отправная точка для того, чтобы начать любое рассмотрение страдания - не невинность, а вина. В начале Библии рассказывается о том, что называется падением человека. Это напоминает нам о том, что мы живем в «падшем» мире, мире, который находится в смятении и под проклятием Бога. Ответом Бога на грех Адама и грехи его потомства является суд. Бог обещал смерть "в тот день, когда ты будешь есть". «Смерть» в последнем смысле, однако, была отложена. Между тем, жизнь состоит из множества мини-судов, которые посещают нас из-за греха Адама и наших собственных грехов, в качестве предвосхищения окончательного суда. Это мини-суды, потому что они не ведут к вечной смерти в аду и, по сути, милостивые наказания.

Мы говорим о том, что каждый момент, когда каждый из нас существует на этой стороне ада, является проблемой. Почему справедливый и истинный Бог может терпеть зло и позволять ему существовать? Как Он может отложить предупреждение о том, что «душа, которая грешит, умрет» (Иез. 18.4)? Проблема не в боли, а в удовольствии. Строгое правосудие отправляет каждого из нас в ад. Все, что меньше этого - болезнь, травма, нищета, голод или разбитое сердце - является милостью.

Подумайте об ответе Иисуса на вопрос учеников о беспомощных галилеянах, которых избил Пилат (Лк.13.2). Они хотели знать, являются ли «эти галилеяне  большими грешниками, чем все другие, потому что их постигла эта судьба». Вопрос старый. Страдают ли те, кто страдает, потому что они более грешны, чем другие люди? Можно ли сказать, что страдание прямо пропорционально греху? Популярный ответ - «Нет», и этот ответ правильный. Мы точно можем привести Иова как пример человека, который не страдал за свой личный грех. Иисус действительно говорит: «Я говорю вам, нет.».  Иисус соглашается с популярным ответом, в котором говорится, что эти люди не обязательно заслуживают страдания больше, чем другие. Они не умерли, потому что были большими грешниками, чем остальные. Мы ожидаем, что Он продолжит и поговорит о том, как страдают недостойные. Много раз, мы бы сказали, невинных заставляют страдать в мире. Часто, мы говорим, кто-то страдает несправедливо. Но, удивительно, это совсем не то, что Он говорит. Вместо того, чтобы говорить, что некоторые являются невинными страдальцами, он говорит, что каждый заслуживает страдания таким образом. Он предупреждает, что «если вы не покаетесь, все так же погибнете». Другими словами, дело не в том, что они были хуже других, а в том, чего каждый грешник заслуживает и получит, если не покается. Иисус сосредотачивается не на трагедии, случившейся с немногими, но на благодати, которая щадит большинство.

Точно так же Иисус продолжал говорить о восемнадцати, на которых «башня Силоама пала и убила». Он спрашивает, «были (они) худшие преступники, чем все люди, которые живут в Иерусалиме?». Можем ли мы сделать вывод, сколько людей терпит, кто праведен, а кто грешен? Нет, говорит Он. Но опять же, означает ли это, что они могут быть не заслуживающими? Нет. Они получили то, что каждый заслуживает, но некоторых пощадили. «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13.5).

Таким образом, проблема страдания, которую толкует Иисус, вовсе не является просто проблемой боли. Боль можно легко объяснить. Мы живем в падшем мире, который находится под судом. На всех пикниках жизни есть муравьи. Во время нашего медового месяца мы с Эмили отвели день на пляж. Примерно в то время, когда мы прибыли, начался дождь. Не будучи богословом, она спросила: «Почему Бог сделал это с нами?». Мой чувствительный ответ был: «Почему не идет дождь каждый день? Зачем Бог вообще позволил нам приехать сюда? Она не была удивлена. Конечно, если на свете есть страдания, замечательно не то, что есть боль, но что есть удовольствие. Когда человек понимает учение о грехопадении и греховности человека, философская проблема заключается не в том, чтобы объяснить, почему Бог допускает страдания, а в том, почему Он проявляет милосердие и благодать. Как добавляет Иеремия: «Почему любой живой человек должен подавать жалобу из-за грехов» (Плач 3.29). Любой страдающий страдает меньше, чем от пламени вечного огня в аду, и пользуется милостивой отсрочкой от Бога. Я могу понять, почему мы страдаем. Я не могу понять, почему мы не страдаем больше.

Суверенитет и боль

Мы видели, что суверенитет Бога распространяется на каждую молекулу существования. Он постановил и планировал «все, что происходит». Тогда не думайте, что ваша боль исключена. Когда я был в семинарии, очень многообещающий молодой христианин, студент технической школы, одаренный блестящим умом, направлялся на миссионерское поле с переводчиками Библии Уиклифа. Вскоре он был убит. Всемирно известный евангельский богослов сказал на  похоронах: «Это не воля Божья». На похоронах в Саванне несколько лет назад было сделано аналогичное заявление о неожиданной смерти относительно молодой матери: «Бог не хотел, чтобы это произошло". Это также позиция очень популярной книги « Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи». Автор потерял свою дочь-подростка из-за лейкемии. Он боролся с объяснением того, как Бог мог позволить этому случиться. Обратите внимание на его систему координат. Есть «хорошие» (читай «невинные») люди, которые не заслуживают того, чтобы с ними случалось что-то плохое. Ответ, на котором он остановился, заключался в том, что Бог добр, но Он ничего не может сделать со страданием. Он не может вмешиваться. Его руки связаны. Он ни в чем не виноват. Его нельзя обвинять. Мы можем быть уверены, что Он все еще любит нас, потому что Он не тот, кто сделал эту ужасную вещь с нами.

Что мы можем сказать по этому поводу? На наш взгляд, это объяснение не дает никакого утешения и действительно ужасно. Почему? Учтите следующее:

Во-первых, если есть Бог,  на все что происходит, должна быть Его воля. Если случается что-то, что не является Его волей, Он не Бог, и у нас действительно есть проблемы. Если вокруг бродят беспризорные молекулы, делающие то, что Он не назначил, тогда у Бога есть конкурент, равный Ему, и Он не Бог, как Его описывает Библия. Чтобы Бог был Богом, Он должен быть суверенным. Чтобы Он вообще был суверенным, он должен быть суверенным во всем .

Позвольте мне  уточнить, что я имею в виду Все, кто верит в Бога, верят, что Бог предвидит все. Как только вы перестаете верить в предузнание, вы действительно перестаете верить в Бога. То, что Он предвидит, обязательно произойдет. Поэтому, когда Бог заранее знает что-то и решает позволить этому случиться, Он делает это, потому что это соответствует Его целям, Его  плану. Альтернатива состоит в том, чтобы сказать, что Он предвидит вещи и позволяет им быть, даже если они не следуют Его целям, что явно нелогично и глупо. Это не значит, что Ему «нравится» то, что он предвидит, просто то, что Он позволяет этому случиться, потому что Он находит какую-то позитивную цель и причину для этого. Добрый Бог позволяет случиться так, как Он позволяет, потому что это соответствует Его целям; и Его цели хороши.
Иногда люди пытаются уклониться от последствий этого, обращаясь к предузнанию, говоря, что Бог просто «предвидит» все вещи, на самом деле Он их не желает. Но, как мы видим, это различие не выдержит критики. Если что всемогущий Бог предвидит и разрешает, Он желает и предопределяет.

Во-вторых, события либо имеют данное Богом значение, либо вообще не имеют значения. Пытаясь убрать Бога, люди в конечном итоге лишают свои трагедии смысла, что делает их поистине трагическими. Нужно признать, что вы не можете совместить то и другое. Либо в чем-то есть Бог, либо нет. Если нет, тогда это просто дьявол, неудача, судьба или случайность.

Когда я был молодым служителем в Майами, мы пережили две трагические смерти отцов с молодыми подростками. Одним из них был отец моей жены Эмили, который перенес сердечный приступ, когда ей было всего 16 лет. Другой был также отцом девушки, но обстоятельства были другими. Отец Эмили умер внезапно, этот человек, д-р Джон Ричардсон, умер медленно в течение почти двух лет. Последние его дни были непохожи на все, что я видел раньше и видел с тех пор. Он умер дома в окружении своей семьи. Его последние минуты были проведены с его младшей дочерью рядом, другой дочерью у его ног, его женой с другой стороны, его сыновьями, сидящими около кровати. Это была самая грустная и самая сладкая смерть, которую я когда-либо видел. Несколько недель спустя эта младшая дочь пришла ко мне и спросила: «Почему Бог это допустил?». Мой ответ состоял в том, чтобы мягко сказать: «Но Он это сделал, и у Него есть веские причины», а затем продолжить и сказать: «И мы цепляемся за это, потому что единственная альтернатива - это сказать, что Бог не допустил этого и нет никаких причин, и это просто трагедия, лишенная какой-либо цели. Теперь, что вы должны сделать? Довериться Ему! Скажите, что Бог не ответственен, и вы упускаете возможность доверять Ему". 

«Бог велик, и Бог добр". Это была первая молитва, которую я выучил. Она также выражает проблему страдания. Почему великий Бог допускает зло, когда Он может остановить его? Почему добрый Бог допускает зло, когда ненавидит его? Отклоните любую сторону уравнения, и вы решите проблему зла. Можно сказать, что Бог хорош, но не велик; Он хотел бы предотвратить зло, но Он слаб. В качестве альтернативы можно сказать, что Бог велик, но не добр; Он не хочет предотвратить зло, потому что ему это нравится. Очевидно, что эти решения вообще не являются решениями, превращая Бога в монстра или слабака.

Начиная с Августина (помните, что мы «августинцы»), христиане говорили, что Бог допускает зло для большего блага. Парадигма находится в распятии. Когда человек совершил величайшее зло, Бог заведомо извлекал из него величайшее добро. Но распятие было совершено по «предопределенному плану и предузнанию Бога» (Деян. 2:23 KJV). Бог был в этом; Он предопределил это. Точно так же Он есть в наших страданиях. Поcкольку что Он в этом, у Него есть цель, у Него есть смысл.
 
Христос и боль

Наконец, мы приходим к ответам из Рим.8. Чудо нашего усыновления и будущего прославления побуждает апостола Павла говорить о пути к славе, который является путем страданий. «Мы наследники со Христом, - говорит он, - если мы действительно страдаем с Ним, чтобы мы и прославлялись с Ним» (Рим.8.17 KJV). Он снова возвращается к страданию и славе, говоря: «Потому что я считаю, что страдания нынешнего времени не заслуживают того, чтобы их сравнивать со славой, которая должна открыться в нас» (ст.18 KJV). Он говорит о нашем «стенании» и противопоставляет его «нашему усыновлению как сыновей, искуплению нашего тела» (ст.23). Он призывает к «надежде» и «настойчивости» (Рим. 8:24, 25). Он обещает помощь Духа, когда мы молимся «со стонами, слишком глубокими для слов» (ст. 26 KJV). Затем приходит жемчужина библейских обещаний: «И мы знаем, что Бог заставляет все вещи работать вместе на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу» (Рим. 8:28). Апостол Павел восхищается Богом, который во всем заставляет все работать на благо тех, кто любит Его. И на всякий случай, если вы можете остановиться и усомниться в том, что любите Бога достаточно, добавляет он «тем, кто призван согласно Его замыслу».

Мейчен сказал об этих стихах: "Как мало утешения было бы в этих словах, если бы стих остановился на этом - если бы нам просто сказали, что все вещи работают вместе на благо тем, кто любит Бога, и тогда нам оставалось зажечь эту любовь Бога в наших холодных мертвых сердцах. Нет, он говорит: «Все вещи работают вместе на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу». Это, друзья мои,  истинное основание всего нашего утешения - не в нашей любви, не в нашей вере, не во всем, что в нас, а в том таинственном и вечном совете Бога, из которого исходит всякая вера, всякая любовь, все, что у нас есть, будет и может быть в этом мире и в будущем".

Те, кто любит Бога - это те, кто призван. Призванные - это те, кто известен (что значит любимый) и предопределен. «Золотая цепь» изложена в 30-м стихе: «и кого Он предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; и кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8.30). Те, на кого Бог возложил Свою любовь, - которые были действенно призваны ко Христу Евангелием, оправданы и прославлены (прошедшее время указывает на то, что Апостол Павел видел в этом даже свершившийся факт) - им обещано, что все имеет хорошую цель для них. Сам Бог это гарантирует.

Когда мне было три года, мои родители по рассеянности оставили мою сестру и меня в семейном универсале, когда мы вернулись домой из церкви в воскресенье днем. Мы играли. Я отпустил аварийный тормоз. Машина начала катиться по подъездной дороге.  Мы запаниковали. Моя сестра выскочила. Ей было пять лет - она могла сделать это. Я выпал из-под переднего колеса, и наш универсал «Плимут» чуть не раздавил меня.
Когда мне было пятнадцать, я тренировался в футбольной команде университета, в которую входили три друга из колледжа. Однажды днем я пробежал по методу «быстрого выхода», поймал мяч, повернул на поле, попытался уклониться от своего защитника, и в разгар уклонения от него внезапно почувствовал острую боль в бедре. Под шум и гам я услышал треск: я упал, изогнув ногу под себя, бедро сломалось. Почему? Я не знаю.Мне незачем знать. Все, что я должен знать, это то, что Бог был в этом, и Он работал над этим всегда.

Некоторые из вас пострадали гораздо хуже. Другие были опустошены смертью мужей и жен. Друзья, родственники, другие близкие пострадали от трагических обстоятельств. Вы закричали: «О нет, не это - что угодно, но не это! Господи, почему? Зачем Ты это делаешь?". Возможно, к вам пришла горечь, и с тех пор вы обижались на Бога. Вы разочарованы и смущены. Знайте наверняка - дьявол, мир, ваши враги замышляли ваше уничтожение; во Христе  Бог делал все для добра.

Посмотрите на жизнь Иосифа. Какое несчастье он перенес! Подумайте о том, что его братья, готовые убить его на месте, полностью потеряли разум. Представьте горе от того, что вас продали в рабство, насильно разлучили с семьей, которую вы с тех пор не видели десятилетиями. Даже в Египте ему пришлось иметь дело с ложным обвинением в изнасиловании жены Потифара, которое привело его в тюрьму. В его жизни было много возможностей для горечи. Подумайте обо всем, что Бог позволил случиться. Лишенному детства, родины, семьи, доброго имени, почему бы ему не проклясть Бога? Но что он говорит? Он видит суверенную руку Бога во всем этом. Сначала он говорит своим братьям: «Итак, не вы послали меня сюда, но Бог; и Он сделал меня отцом фараону и повелителем всей его семьи и правителя всей земли Египетской » (Быт. 45. 8). И во второй раз он говорит: «А что касается вас, то вы имели в виду зло против меня, но Бог имел в виду добро для того, чтобы сохранить жизнь многим людям» (Быт. 50:20). Прочитайте это снова. «Бог имел в виду это навсегда», - говорит он.

Много раз, даже в большинстве случаев, мы не будем знать, для чего благой Бог приносит  несчастья. Это не критично. Главное - знать, что Бог добр, и что Он все имел в виду! Когда вы потеряли своих любимых, Он имел это в виду. Когда вы страдали от болезней, Бог имел это в виду. Когда вы столкнулись с финансовыми неудачами, Бог это имел в виду. Он обещает извлечь из этого пользу. И поэтому мы можем и должны доверять Ему.

Высшие кальвинистские доктрины действительно имеют значение? Влияет ли вера в суверенитет Бога на жизнь? Я надеюсь, что вы начинаете понимать, что эти учения жизненно важны. Только когда мы понимаем, что Бог предопределил наши страдания, мы можем начать понимать их. Только тогда мы можем быть уверены, что у Него есть цель. Когда наступит трагедия, когда случится беда, мы не будем потрясены. Да мы будем плакать. Да, мы будем скорбеть. Но мы будем уверенно двигаться дальше, зная, что Бог на Своем престоле, что мы в Его руке, что наши обстоятельства - это Его дела, и Он работает в них для нашего блага.