«Хлеб Наш Насущный». Э. Уоткинс (E. Watkins).
Богословие - Статьи

 «Хлеб Наш Насущный». Э. Уоткинс (E. Watkins).

//Э. Уоткинс — пастор Ковенантной Пресвитерианской церкви в г. Св. Августина (Филадельфия). Он закончил Калифорнийскую Вестминстерскую Семинарию, и является кандидатом в доктора философских наук в Теологическом Университете Кампен (Голландия).//

 

Это простое прошение, расположенное прямо в середине молитвы «Отче наш», можно назвать одним из самых проверенных временем и нуждой прошений этой молитвы. Примерно 7 лет назад (статья опубликована в 2015 г. прим. Пер.), когда наша экономика серьёзно пошатнулась, проблемы с финансами коснулись многих семей. Тогда в людях с новой силой возникло желание молиться о простых ежедневных потребностях. Будучи пастором я должен признаться, что, хотя церковь и ощутила на себе последствия экономических проблем, в общем всё было не так уж и плохо.

 

Для многих людей, это был момент переосмысления свой жизни, момент новой расстановки приоритетов. Тогда мужья и жёны стали больше молиться вместе, держась за руки, и нередко эта часть молитвы вызывала у них слёзы на глазах. А дети видели как их родители переставали тратить деньги впустую и смирялись со своим положением. Семейное поклонение снова обрело силу основываясь на обновлённой, здоровой практике: молитве о простых насущных вещах.

 

Есть в этом некая ирония, ведь я часто вижу, что чем больше мы страдаем материально, тем больше растём духовно. Бог часто помогает нам возрастать в большей степени, когда у нас почти ничего нет, или, по крайней мере, когда мы меньше всего сосредоточены на этом мире и больше всего на Нём. И если это трудно понять, не смущайтесь, не вы первые и не вы последние. (1 Кор. 10:13).

 

Это прошение Господней молитвы во все времена вызывало множество вопросов о его значении. В большой степени это связано с тем, что слово «насущный» в Новом Завете встречается только в этом месте. В своих комментариях к Евангелию от Матфея, Дж. Монтгомери Бойс отмечает, что это слово встречается в женском списке покупок библейского периода и означает предметы необходимые [для семьи] на следующий день. Поэтому он интерпретировал это прошение следующим образом: «подавай нам необходимое для жизни на этот день (или на следующий)».

 

Эти слова, как это отмечают многие комментаторы, снова напоминают нам о странствии Израиля через пустынные места. Тогда день за днём Бог даровал им манну - «насущный хлеб», который был им нужен, чтобы просто не умереть от голода. Каждодневно даруя им необходимое, Бог доказал, что не оставит их и в будущем. Весьма примечательно, что Бог делал перед Субботой. Только в это день израильтянам позволялось набрать двойную порцию манны. Так Бог дал им возможность не работать в Субботу. И что более важно, это показывает, что Бог уже даровал им благословение Субботы, хотя она ещё и не наступила. Даруя им необходимое для удовлетворения физических нужд, Бог показал, что хочет дать им в будущем нечто большее, подобное Субботнему покою.

 

Реформаты, подобные Жану Кальвину, не соглашались с аллегоричным прочтением этого прошения в «Отче наш», и мы должны быть рады этому. Но для иудеев первого века было трудно при этом не вспомнить о путешествии Израиля по пустыне, включая тот факт, что Бог даровал им не только хлеб насущный, но и хлеб завтрашний. И Бог делал это год за годом, пока они были в бесплодных землях, делал для того, чтобы научить их. Каждую неделю они запоминали, что Бог даст им потребное для жизни, даже если они не понимали, как это может быть.

 

Разве наш верный завету Бог не продолжает учить нас этому. Он учит нас доверять Ему не только в том, что нам необходимо для жизни каждый день, но и в том, что нам нужно для вечной жизни в Его небесном царстве. Он верно восполняет наши физические нужды каждый день. А также дарует нам небесное благословение через Иисуса Христа, который есть хлеб жизни, посланный Богом для спасения наших душ. Ведь во Христе мы уже получили благословение вечной Субботы.

 

Бог учит нас молиться и полагаться на Него во всех наших нуждах, доверять Ему не только тогда, когда мы можем понять, как Он может помочь нам, но и даже тогда, когда мы смотрим в будущее глазами чистой веры и видим славу Господа даже в таком малом, как ежедневный хлеб. 

 

Когда мы обращаемся к Богу с этим прошением, Бог снова напоминает нам о самом важном. Ведь мы слишком часто любим и доверяем самим благословениям, а не Богу, который их дарует. И не важно где мы сейчас находимся по провидению Бога, в экономической пустыне или в изобилии, подобном изобилию земли обетованной, ни то ни другое не должно отвращать нас от смирения перед Ним в молитве и от прославления Его за все Его милости и блага.

 

www.ligonier.org