Новости
Связь Между Грехом и Трудом. Ричард Филлипс (Richard Phillips). |
Богословие - Статьи |
Подобно многим другим людям, я могу воспринять одновременно только небольшое количество информации. Я помню что, когда я был подростком, мой отец пытался научить меня играть в гольф. Мне за один раз было дано 14 различных указаний, мой молодой мозг был задавлен этой информацией: слегка согнутые колени, ноги на ширине плеч, левая рука должна быть прямой, глаза смотрят прямо на мяч и так далее. Тогда я решил, что гольф - это не моё. Вместо этого я стал играть в футбол. Может это и труднее, зато понятнее: беги, лови, блокируй и защищай. Бог, похоже, учитывает эту нашу особенность, так, например, в Библии, при описании сотворения, Он даёт Адаму работу, используя всего несколько слов. И жизнь любого человека в мире, в основном, имеет два полюса: работа и отдых. Заповедь трудиться, полученная при сотворении, была проста, Адаму была дана власть и указание плодиться, размножаться и наполнять землю (Быт. 1:28). Также, Бог поселил Адама в саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Призвание человека к отдыху начинается с подражания Ему, в совершении субботнего отдыха, когда Господь почил на седьмой день после всех трудов Своих (Быт. 2:2). Первые главы книги Бытия важны для христиан по многим причинам. Бытие 1 и 2 говорит нам о том, что Бог изначально приготовил для нас, как для Своих творений. Бытие 3 повествует о том, что в мире пошло не так, а именно о том, что мир был проклят из-за грехопадения Адама. Грех Адама включает в себя также и невыполнение им своей работы. Будучи призванным к владычеству над всеми творениями, Адам позволил себе и Еве попасть под влияние хитрого змея. Вместо того, чтобы провозглашать Божье Слово всему творению, он был искушён обманом одной из тварей и стал отрицать его. Грех сыграл главную роль в разрушении отношений Адама с Богом и в том, что человек оказался под смертельным проклятием. И, поскольку, неверные отношения с Богом оказывают отрицательное влияние на все стороны человеческой жизни, то грехопадение Адама привело к искажению сути и труда, и отдыха. Отрывок, который лучше всего раскрывает эту тему, мы можем найти сразу же после описания того, как Бог проклял змея и женщину. Адам не справился со своей задачей, когда послушал свою жену, которая была искушена нарушить заповедь Бога. В результате чего, труд Адама, вместе с ним, оказался проклят: «проклята земля за тебя»(Быт. 3:17). Труд на такой земле был тщетен и мог принести только разочарование: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3:17-18). И после жизни, полной тяжкого труда, подобной пожизненной ссылке, Адам, из-за своего греха, должен был ещё и умереть, и быть похороненным там, где трудился: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Вам и так понятно, что это означает, ведь, вы каждый день ощущаете это на себе. Вы красите забор, а он всё равно ржавеет. Вы стрижёте газоны, а они зарастают травой. Ну, а те из вас, кто играют в гольф, ещё лучше других знают, что такое разочарование и тщета. После грехопадения всё происходит так, как написано на популярной наклейке для бампера: «Жизнь трудна, а потом ты умрёшь». Тем не менее, позвольте мне отметить три аспекта связи между грехом и трудом, которые, помимо всего прочего, позволят нам лучше понять нашу ситуацию. Форма Проклятия. Первое, отметьте, что грех портит творение, но не разрушает полностью первоначальный Божий замысел. Так, женщина, которая была сотворена, чтобы помогать мужчине, осталась с ним, после грехопадения и не была лишена своего призвания продолжать род (Быт. 3:16). Подобным образом, Адам, будучи сотворённым для того, чтобы быть помощником Бога в деле [сохранения и улучшения] творения, был проклят, но сохранил своё призвание, хотя труд его и стал тяжёлым и безрадостным. В общем, грех разрушает желание человека работать по одному из двух сценариев. Некоторые люди, встретив на работе трудности, теряют к ней интерес. У них почти не остаётся амбиций. Они не любят служить другим людям, делать что-то хорошее или полезное. Вместо этого, они стараются больше отдыхать. Они считают, что цель работы - это деньги, которые нужны для оплаты их отдыха и развлечений. Возможно, их пугает перспектива неудачи и позора, связанная с попытками трудиться больше и старательнее. Даже во время выполнения своих обязанностей они думают об отдыхе на каком-нибудь озере, об организации вечеринки или о следующем уровне в любимой компьютерной игре. Второй вариант того, как проявляется Божье проклятие направлен в другую сторону. Тот факт, что работа трудна и не всем по зубам, делает её ещё более привлекательной в глазах способных и мотивированных людей. Страстная гордыня и система ценностей, основанная на всё новых и новых достижениях, заставляет людей жить ради работы. Отдых? Это для слабаков. Сбалансированная жизнь? Деньги всё скомпенсируют. И за едой, и на супружеской постели их глаза выдают, что они думают не о том, что происходит, а о работе. Страсть таких людей к работе основывается не на желании помочь людям или прославить Бога, а на стремлении к устранению конкурентов или желании снова испытать восторг от очередного большого достижения. В обоих случаях - и когда важна только работа, и когда работа не важна вообще - мы видим, что грех разрушил нечто хорошее. Люди, в конечном счёте, созданы Богом для труда. Но работа превратилась в тягостную обязанность, которую надо избегать любой ценой, или в идола, который требует безоговорочного поклонения. Это очень не похоже на то, что Бог изначально планировал для Адама в саду: «возделывать его и хранить» (Быт. 2:15), служа для Божьей славы преобразователем и защитником Его зелёной земли. Причины Проклятия. Второе, нам надо понимать, что именно Бог возложил на нас это проклятие, и у него были для этого веские причины. Наши прародители почувствовали первый стыд, вину и отчуждение, сразу же после грехопадения, как это видно из их попытки прикрыться фиговыми листами и скрыться от взгляда своего творца (Быт. 3:7-12). И, совсем напротив, проклятие из Быт. 3:14-19 не было непосредственным и мгновенным последствием их проступка. Проклятия, включая и то, что повлияло на труд Адама, были добавлены позже. Причина этого заключается в идолопоклонстве, которое присуще греховной жизни. Человек захотел трудиться не для Божьей славы, а для своей. Точно также, человек перестал славить Бога в моменты отдыха и занялся только своими удовольствиями. Эта ситуация была, по меньшей мере, неприемлема для суверенного Творца. Бог проклял Адама, Еву и землю - место их обитания, чтобы страдания от грехов либо привели их к раскаянию, либо погубили. Ранее я упомянул, что проклятие греха не даёт нам возможности получать удовлетворение от работы. Причина этого заключается в том, что Бог изначально создал нас такими, чтобы самое большое наше удовольствие мы получали не от того, что мы делаем. Бог сделал наш труд средством для общения с Ним и поклонения Ему, а не чем-то, что помогает нам самореализоваться и прославиться. Вот почему одним из наказаний, которое Он избрал для нас, заключается не только в том, чтобы работать было тяжело, но и в том, чтобы успех в работе был бессмысленным. То же самое можно сказать и про неумеренный отдых. Постоянная череда разных видов развлечений оказывает негативный эффект на наш отдых. Человек был создан для общения с Богом в рамках Его завета, чтобы наша радость была только в Нём. Человек должен был приносить свой труд как добровольную жертву для славы и удовольствия Бога, и в этом удовольствии Адам должен был найти свою радость. И, поскольку, Бог не терпит никакого идолопоклонства, те, кто поклоняются своей работе или своему отдыху, всегда будут ощущать душевную пустоту. Лекарство от Проклятия. Третье, Бытие глава 3 показывает нам средство против бессмысленности труда и отдыха. Бог проклял и то, и другое из-за идолопоклонства, присущего греху. Бог возложил на нас проклятие как отраву, которая делает жизнь в грехе бесплодной и болезненной. Существует ли какое-либо противоядие? Да, существует. Сам Бог является лекарством от проклятия, делающего нашу жизнь тяжёлой, полной разочарований и не приносящей удовлетворения. Бытие 3, как бы, предсказывает то, что в остальной Библии раскрывается в деталях: то, что Бог Сам откроет для виноватых грешников путь к обращению и восстановлению. Быт. 3:21 представляет нам микро-Евангелие: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Так, Бог показал спасающий труд Своего Сына, Иисуса Христа, который понесёт на себе их грех через Свою смерть на кресте и оденет их Своей праведностью, когда мы придём к нему через одну только веру. Итак, ключ к сбалансированной жизни в труде и отдыхе находиться в том, чтобы сконцентрировать наши жизни на нашем общении с Богом и Его призвании через Его Слово. Путь к спокойствию и облечению от смертельно проклятой жизни заключается в обращении к Богу через веру в Иисуса Христа. Если Бог снова займёт в наших жизнях центральное место, когда наш труд будет направлен, главным образом, на воздаяние Ему славы и на служение Ему среди людей, а наш отдых будет посвящён нахождению радости в Боге и в прославлении Его, тогда мы ощутим это радостное освобождение от проклятия греха и в нашем труде, и в нашем отдыхе. |