Новости
НЕОДОЛИМАЯ БЛАГОДАТЬ. Фрэнк B. Бек |
Богословие - Статьи |
Мы исходим из следующих фактов.
# Все человечество полностью развращено и лишено славы Божией (Рим.3.10-12), находится в беспомощном и безнадежном положении (Пс.50.7), ибо люди не желают знать истинного Бога (Иов 21.14).
Бог не строит башню, чтобы, когда фундамент заложен, обнаружилось, что Он «не смог закончить» (Лк.14.28-29). Бог не будет уходить от твердыни человеческого мятежа, чтобы после избрания, предведения и предопределения, после окровавленного Голгофского Креста, мук, ран, крови, боли и смерти обнаружить, что человек отказывается от спасения и не хочет быть возрожденным (Лк.14.31-33). Бог не построил половину моста ко спасению, чтобы сделать Свою часть, а все остальное оставить грешникам, мертвым по преступлениям и грехам (Еф.2.1). Бог, Который постановил спасение Его избранных, умер для того, чтобы "спасти людей Своих от грехов их". Тот факт, что Он спасет их, мы называем неодолимой благодатью. В отличие от этого наш Искупитель заявляет: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Мтф.28.18). Зло, демоны и сам дьявол не имеют никакой власти, если Бог в по Своим суверенным целям не дает им ее, чтобы они пребывали во зле до конца. «Ты не имел бы никакой власти надо Мной, если бы не было дано тебе свыше» - сказал Спаситель Пилату (Иоан.19.11). Поль Арвис однажды сказал, что дьявол не может моргнуть, если Бог этого не позволит! Сын Божий имеет всю власть, чтобы Его благодать спасения для всех Его избранных восторжествовала. Христос приведет Своих овец (Иоан.10.16). не попытается привлечь, но вернет их! Ибо Он сказал: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12.32). Христос сделает это. Не попытается, а сделает! Поскольку не все люди без исключения обратятся к Спасителю, вывод тот, что речь идет о всякого рода людях без различия расы, положения в обществе, возраста, то есть для всех избранных. Овцы должны услышать голос Христа (Иоан. 10.16, 27). Все, что Отец дал Христу, придет к Нему (Иоан. 6.37). Каждый придет. Ничто не сможет остановить избранных. «Бог не только открыл Себя для ударов, но Он может и нанести их, стучась и прося» (Августин). «Блажен человек, которого Ты избрал и привлек к Себе» (Пс.65.4). Придут те, кто «предуставлены к вечной жизни» (Деян.13.48). «Это установление Божие. Греческое слово имеет страдательный залог. Оно не может относиться к действию уверовавших. И этот акт действенен, ибо все, что было предустановленно, сбудется. Тэйер говорит, что стих означает не меньше, чем «те, кому было назначено получить жизнь вечную» (Simmons T P. The Biblical Doctrine of Election. P.18). Эта неотразимая благодать Божия свидетельствует о себе и тогда, когда Христос призывает Своих учеников к апостольству. Кого Он зовет неодолимой благодатью, те приходят к Нему (Мк.3.13). Возражают, что благодати Божией можно сопротивляться. Мы признаем, что Писание учит этому, и мы никогда не говорили иначе. Стефан не ошибся, говоря отвергшим Христа евреям: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы вечно Духу Святому противитесь!» (Деян.7.51). Но мы утверждаем, что Святому Духу нельзя успешно противиться. «Божия спасающая благодать и действенное призвание неотразимы не в том смысле, что им никто не сопротивляется, но в том, что им нельзя успешно сопротивляться» (Strong A.H.. Systematic Theology. Westwood,1907. P.793). Противоположный взгляд состоит в том, что «спасающая благодать является универсальной» (Piper F. Christian Dogmatics. V.2. St.Louis,1957. P.21). Но тогда это НЕ домостроительство благодати, ибо оно не спасает всех, а раз так, то это вообще не благодать. Это предложение благодати или потенциал, но не спасающая благодать! Пайпер признает это: «Писание, однако, учит, что благодать не только позволяет человеку поверить и дает на это право, но что она предшествует самому акту веры (Фил.1.29: «вам дано поверить» (Ibid. P.32). Но если это благодать, и она носит универсальный характер (и не только для избранных), то почему бы ей не произвести спасающую веру во всех людях? Как утверждается, «когда Бог действует в слове, люди могут оказывать Ему сопротивление; Христос говорит людям: придите ко Мне (Мтф.11.28), и, учитывая, что сопротивление возможно, Он делает вывод: «вы не хотите» (Мтф.23.37 ЕМВ). Но когда Христос явится в Судный день и Его величие откроется во славе, никакое сопротивление не будет возможным, ибо «пред Ним соберутся все народы» (Мтф.25.31-32)» (Ibid. P.30). О чем идет речь? Когда Христос призывает ко спасению, Ему можно сопротивляться, а когда Он призовет всех пред Лицом Своим и будет судить в последний день, то нет, ибо это уже не будет использованием Его слова? Не нечестиво ли это? Разве суд Христов более могуществен, чем Его призыв ко спасению? Должны ли мы превозносить власть Его правосудия сверх Его воли ко спасению? Если призыву Христа ко спасению можно сопротивляться, то почему нельзя сопротивляться призыву к осуждению? Очевидно, что эта теология всеобщей спасающей благодати является противоречивой. Достойно сожаления, что такой благочестивый человек, как Мартин Лютер, не видел этого, когда писал в 1528 г. письмо неизвестному лицу: «Бог семогущий знает все, и все действия и мысли всех существ происходят в соответствии с Его волей»? Но затем он добавляет: «Тем не менее, Его воля и искренняя цель, по сути, Его заповедь от вечности, состоит в том, чтобы спасти всех людей» (цит. по: Piper F. Op.cit. P.43). Вот вопиющее противоречие. Если это Божия воля и цель, и даже заповедь, и указ от вечности спасти всех людей, то все должны быть спасены, ибо все действия и мысли всех существ происходят в соответствии с Его волей. Тем не менее этого не происходит. Ошибка в том, что теория универсальной благодати – это теория отразимой благодати. Чтобы уничтожить противоречие, Лютер заявлял, что оно только кажущееся! (Dorner J. Geshichte der protestantischen Theologie. Repr. N.Y.,1965. P. 206). Как известно, в настоящее время лютеранская Церковь поддерживает это учение о благодати. Каким образом она объясняет его? Никак. Почему не все люди возрождаются и спасаются? Лютеранская церковь отказывается отвечать на вопрос. Фактически она запрещает отвечать на него и размышлять о нем, заявляя: «Ни один зрелый теолог не будет потворствовать таким спекуляциям» (Piper F. Op.cit. P.32). К сожалению для сторонников этой точки зрения, она приписывает Богу следующую позицию: «грешники спасутся не так, как Я хочу, а так, как они хотят» (Boerttner L. The Reformed Doctrine of Predestination. Grand Rapids,1932. P.171). «Я бы с радостью помог им, говорит Господь, и потому Я послал им Сына Своего, но их сердце ожесточилось настолько, что нет моей воли их спасать» (Luter Werke 7.195). Это все равно, что заявить, вопреки Писанию, что спасение от желающего и подвизающегося, а НЕ от Бога милующего (ср.Рим.9.16)! Поскольку все люди от природы выступают против Божьей воли и спасения, никто из них не придет ко Христу, чтобы жить (Иоан.5.40). Если Божья благодать не является непреодолимой, и все люди по своей природе противостоят Его милости, то каким образом вообще можно спастись? Этот взгляд потребует от спасенных молиться примерно так: «Боже, благодарю Тебя, что Ты дал мне способность спастись, хотя я заслуживал этого не больше, чем Иуда» (Ness K. Op.cit.). Мы хотим призвать всех, кто проводит точку зрения о всеобщей отразимой благодати: просите Бога открыть глаза ваши, чтобы увидеть, что Он прав (Пс.118.18)! Давайте сделаем выводы. Джек и Джон одинаковые грешники. Джек уверовал, Джон не верит. Популярный фундаментализм считает: Джек уверовал по своей воле, Джон по своей воле отверг, Джек начал прилагать усилия и сотрудничал с Божьей благодатью, а Джон – нет. Или у лютеран: оба не в состоянии «сотрудничать», но Джон упорно сопротивляется, а Джек – нет. Кальвинисты на это скажут, что «Джек возрожден спасающей благодатью по Божией суверенной воле, а Джон – нет» (Hodge A. Outlines of Theology. N.Y.,1860. P.448). |