БЫВАЮТ ЛИ СЛУЧАЙНОСТИ? Гилберт Биб (1844)
Богословие - Статьи


Брат Биб, что Вы думаете о Лк.10.31 и далее? Мы, баптисты Старой школы, исповедуем и верим, что ничто не происходит ни на земле, ни на небе, что не находится под непосредственным руководством Того, Кто создал все. Как следует понимать в этом свете заявление Спасителя?

С уважением, А.Ричардсон, Нью-Йорк.

Ответ. В этом отрывке мы не обнаруживаем ничего, что при правильном толковании слов Господа могло бы противоречить доктрине, проводимой всеми баптистами Старой школы, а именно, что Бог, наш Создатель, имеет неограниченное правление и контроль Провидения над каждым существом и всеми событиями. По самой природе вещей мы вынуждены заключить, что ничто не может быть столь далеким, чтобы избежать ока Его всеведения, и, следовательно, ничто не может быть случайно для Бога. Мы можем представить, что что-то происходит с нами случайно, но наши мысли - не Божьи мысли. Как небо выше земли, так далеко мысли и пути Господни от нас. Вещи, которые неожиданны для нас, происходят часто, и тем не менее не может произойти ничего такого, о чем Бог не имел бы совершенного знания от века (Еккл.9.11-12).

В случае с человеком, который попался разбойникам, о чем говорил наш Господь в отрывке, на который ссылается брат Ричардсон, является иллюстрацией слов, приведенных выше, что в неком смысле время и случай касаются всех людей. Человек, который пошел в Иерихон, не мог предвидеть зло, которое должно было случиться с ним, и несчастье на своем пути. Как рыбы попадаются в сети, и как птицы запутываются в силках, он попал в сеть, и его скорость в беге, его силы в борьбе, его мудрость, богатство, понимание и мастерство не смогли предотвратить катастрофу, которая провидением Божиим ждала его. Если бы рыбы могли предвидеть сеть, они могли бы легко избежать, и, если бы люди обладали знаниями и мудростью, как у Бога, они никогда не пошли бы опасным путем, но они этим не обладают, и отсюда их удивление и разочарование событиями во времени, которые представляются им случайными.

Но кто готов поверить, что если человек, который отправился из Иерусалима в Иерихон, не знал, что может столкнуться с разбойниками, то и Бог не знал, что эти разбойники были там, и что они будут делать? Если бы у Бога были случайности, как это было, безусловно, с человеком, и со священником, то где же обязательства благодарности со стороны раненого Богу, Который послал тогда же в путь доброго самарянина, исполнил его сердце жалостью и дал ему все необходимое, чтобы помочь пострадавшему? Священник пришел, таким образом, случайно, то есть не имея никаких намерений быть там и тогда, и, вероятно, не потребовалось ничего особенного, чтобы показать бесчувственность его сердца. То, что он прошел мимо, также было неожиданным для человека, который уже был полумертв; он не имел возможности узнать заранее, что священник должен был пройти здесь в то время, но как очевидно должно быть для всех, кто знает Господа, что Бог, Который возвещает конец от самого значала, знал все и разработал все эти обстоятельства, чтобы показать жалкую порочность храмового священства, наставить Своих детей духовного Иерусалима, которые не могли спускаться в Иерихон безопасно, и показать, что спасение не от еврейского священника или левита, но от Бога милующего.

Во всех превратностях жизни мы находим достаточно, чтобы произвести на наши умы впечатление, насколько бесконечно несоответствие между Богом и человеком. Перед Его взором предстают одновременно все вещи, которые для нас в прошлом, настоящем или будущем, ибо для Него это вечное Сейчас, и в одном всеобъемлющем взгляде Он объединяет все миры, небо, землю и ад от века и до века. "Вся Вечность предстоит Его взору, и для Бога нет ничего старого или нового". Под Его непосредственным руководством полет ангелов и воробьев, удары стихий и падение волоса, лопнувший мыльный пузырь и крушение миров - все это в равной степени зависит от Его указов. "Столбы небес дрожат и ужасаются от грозы Его; Он разделяет море Своей властью... Своей рукой Он творит великолепие небес и образует скорпиона; все это пути Его. Мы мало слышим о Нем, но гром могущества Его кто может уразуметь?" (Иов 26.11-14 KJV).

Пусть осознание этого пребудет с нами. Мы не знаем наперед ни дня, ни часа. Именно с этой точки зрения мы должны понимать, что какие бы временные и случайные события ни происходили с людьми, ни одно непредвиденное событие не может стаьть неожиданностью для нашего Бога. Если хотя бы атом в творении может преодолеть границы абсолютной власти Бога и выйти из-под контроля Его провидения, то миллионы других атомов также могут оказаться подвластны случайности, и так все творение выйдет из-под власти провидения. Если хотя бы одно событие, каким бы мгновенным или ничтожным оно нам ни показалось, может произойти без Его ведома или указа, то что докажет нам, что такими не будут два события или больше? А если так, то почему не десять тысяч? При таких условиях мы никогда не убедимся, что Бог обладает реальной властью вообще.