Человек Конца Света. Кейт Матисон (Keith a. Mathison)
Богословие - Статьи

Свои первые две книги я посвятил диспенцианализму и постмиллениаризму, соответственно. Потом меня попросили написать книгу на тему «Сола Скриптура», и это очень меня вдохновило. Моя четвертая книга была посвящена хлебопреломлению. Вы видите, я не хотел и боялся быть названым «человеком конца света». А что это такое, спросите вы? И почему я не хочу быть одним из них? Может быть это какие - то супер-злодеи?

Чтобы понять мой страх, вам надо немного узнать о тех диспенциональных кругах, которые я только что покинул. Я стал христианином сразу после окончания средней школы, и первая церковь, в которую я ходил, была маленькой баптисткой диспенциональной церковью. Её пастор за короткий срок в два года умудрился построчно проповедовать по всей книге Откровения. Дважды. Он очень рекомендовал мне книгу Эдгара Висенанта (Edgar Whisenant) «88 причин, почему второе пришествие будет в 1988 году», как, впрочем, и несколько книг Хола Линдсея (Hal Lindsey). Я постоянно был под впечатлением, что каждое значительное событие в новостях было признаком близкого конца света. Мой пастор был именно таким «человеком конца света».

Когда я поступил в Теологическую Семинарию в Далласе, я тоже был окружён «людьми конца света». Несколько профессоров, таких как Джон Волворд и Дж. Дуайт Пентекост (John Walvoord и J. Dwight Pentecost), были всемирно известными «людьми конца света». Не поймите меня неправильно. Большинство студентов и профессоров, которых я встретил в Далласе, были людьми благочестивыми. Но каждая дискуссия, казалось, была о втором пришествии Иисуса и вознесении святых. Это было во время второй войны в Персидском заливе, и многие задавались вопросом, доживём ли мы все до своего выпускного.

Я был очень заинтересован библейской доктриной о втором пришествии даже после перехода в реформатскую семинарию, но я хотел хорошенько ознакомиться и с другими вопросами [веры]. Это было так странно и так свежо, выбраться из среды студентов, где общей темой для разговоров почти всегда был конец света и попасть в среду, где обсуждают апологетику, Закон Божий и, вообще, всё что угодно, но только не конец света.

Нечто странное случилось со мной за эти годы обучения. Некоторые из моих предметов в Реформатский Теологической семинарии требовали, чтобы я читал книги таких людей как Геерхардус Вос и Герман Риддербос. Должен признаться, что когда я читал их в первый раз, то понимал процентов 10 из написанного. Они так сильно отличались от всего того, что я читал до этого (не говоря уже о том, что голландские теологи, похоже, соревновались в том, кто сможет написать самый длинный параграф). Но то, что я понимал из этих книг, заставляло меня снова и снова обращаться к Писанию. Со временем до меня дошло, что моё прежнее понимание эсхатологии было радикально неверным.

Я думал, что эсхатология относиться только к тому, что будет в конце света: вознесение святых, второе пришествие, общее воскресение и последний суд. И, отчасти, это так и есть. Традиционно, эсхатология определялась как учение о том, что будет в конце времён и по отношению к человеку (смерть и промежуточное состояние), и по отношению к истории вселенной (пришествие Христа, общее воскресение, последний суд, рай и ад).

Но, в более широком смысле, эсхатология относится к тому, что Писание учит о Божьих намерениях для Христа и всей истории. Как таковая, эсхатология включает в себя изучение того, как Божьи цели будут исполнены в конце истории, но, кроме того, она изучает и этапы совершения этих целей. Если с приходом Христа начались «последние времена», как это указано в Новом Завете, то в эсхатологическое учение должны входить и первое пришествие Христа, и второе. А также подготовка Богом первого явления Иисуса Христа на протяжении всей истории искупления Его народа.

С библейской перспективы, эсхатология начинается с книги Бытия, с далеко идущего плана Бога по установлению Его царства и присутствия на земле вместе с людьми, которых Он создал по Своему образу и подобию для поклонения Ему. Это становиться особенно ясно после грехопадения, когда Божье обетование о том, что голова Змея будет сокрушена, становиться основой для вселенского конфликта, который и происходит с тех пор на протяжении всей истории искупления. Бытие 1-3 закладывает основание главным темам, которые и раскрываются во всём остальном Писании, и эти темы направлены в будущее - сфокусированы на эсхатологии. Они раскрываются до конца только в последних главах книги Откровения. Бог снова установит своё царство и присутствие вместе с человеком на новой земле и новых небесах, подобно тому, как было при сотворении. Грех, смерть и Змей - враги представленные в начале книги Бытия, будут окончательно повержены.

Первый Адам проиграл, последний Адам - Иисус Христос - победил. Последние дни начались, когда Его пята была поражена, когда Он умер на кресте, а голова Змея была раздавлена, когда Иисус вышел из гробницы.

Я не боюсь больше прослыть «человеком конца света», поскольку я понял, что если я хочу быть «человеком Библии», то я должен быть и «человеком конца света», ведь это одно и то же.

Журнал «Tabletalk» Июль 2012. www.ligonier.org