Дух Славы и Дух Бога. Михаэль Хайкин (Michael A.G. Haykin)
Богословие - Статьи

Преследования и мученичество были в жизни Церкви во все времена, это происходит по причинам, которые можно найти на многих страницах Нового Завета (например в Ин. 15:18-21 и Деян. 14:19-22). Так с 1660 по 1688 года Пуритане познали истинность слов Иисуса и перенесли те же тяготы, что и ранняя церковь, они были преследуемы и гонимы. Тогда правительство Англии издало Кодекс Кларендона, который состоял из серии законов, направленных на разрушение главных пуританских деноминаций Англии и Уэльса: Пресвитериан, Конгрегационалистов и Баптистов.

 

Давайте, для примера, посмотрим на жизнь Уильяма Митчела (William Mitchel, 1662-1705). Митчел был неудержимым евангелистом, кальвинистским баптистом в Пеннинах. Он проповедовал от долины Россендейл в Ланкастере до Роудона в окрестностях Западного Йорка. Он родился в Хептонсталле, недалеко от Хебденского моста в Йоркшире, но о его детстве и юности ничего не известно. Он обратился в 19 лет, после смерти своего брата. И уже через 4 года после этого он начал путешествовать и проповедовать Евангелие, чтобы «… явить великое богатство и дар милости Евангелия, которое было так изобильно даровано ему самому». Митчел проповедовал везде, где мог найти слушателей, включая горы, поля и леса в Пеннинах. Хотя он и не умел говорить гладко, люди охотно собирались толпами, чтобы послушать его. Многие приходили из чистого любопытства, другие чтобы поиздеваться над ним. Но позднее, когда их сердец и умов касалась проповедь Евангелия, они признавались: «Истинно, с ним Господь».

 

Тем не менее, в соответствии с Вторым Конвентиклиальным законом (1670), который являлся частью Кодекса Кларендона, евангельская деятельность Митчела стала нелегальной. Этот закон запрещал кому бы то ни было в возрасте старше 16 лет, участвовать в несанкционированных Церковью Англии религиозных собраниях численностью более 5 человек. Местным церковным властям и светским судьям были даны обширные полномочия в подавлении подобных собраний и аресте их участников. Во время правления короля Якова Второго (1685-1688), Митчел был арестован дважды. В первый раз, он намеренно подвергся жестокому обращению и провёл в тюрьме три месяца. Во второй раз, он был арестован вблизи Брэдфорда и провёл шесть месяцев в заключении в Йоркском замке.

 

Враги Евангелия, думали, что заточили Митчела в ужасном подземелье. Но, для него, как он писал своим друзьям в из Йорка в 1687 г., подземелье было самым настоящим «раем, поскольку со мной здесь славное Божье присутствие, и Дух славы и Бога покоиться на мне». Эта цитата эхом отражает мысль из 1 Пет. 4:12-14, где Пётр ободряет читателей твёрдо переносить «огненные искушения», участвовать в «Христовых страданиях» и терпеть оскорбления за имя Того, кого они любят. Митчел знал всё это, и, как Бог Дух Святой был со Своим народом в бедах в первом столетии, так Он был и с Митчелом.

 

Позднее, Митчел писал, что Святой Дух поддерживал его, даруя ему такое «славное видение [Божьего] лица и ярчайшее великолепие Его любви», что он был рад «переносить преследования за Его истину вместе с  Божьим народом». Будучи так сильно увлечён пониманием библейской идеи о том, Кто такой Бог и «славной Истиной» Его Слова, Митчел был способен твёрдо отстаивать Евангелие.

 

В своём письме Даниэлю Муру, во время того же самого заключения, Митчел написал, что слышал о том, что Яков Второй издал Указ о Помиловании, который давал амнистию всем тем, кто был осуждён по законам Кодекса Кларендона. [Он не знал] правда это была или ложь, и написал Муру: «Да исполниться воля Господня, пусть всё происходит для Его славы». Эта фраза многое говорит о том, каково было умонастроение Митчела в заключении. Он считал себя слугой Бога и готов был подчиниться Божьему суверенному решению. Митчелу было довольно этот, поскольку в его сердце была одна страсть: он больше всего хотел прославить своей жизнью Бога.

 

К действию Митчела побуждала, также, искренняя любовь к погибающим грешникам. После своего освобождения из второго заключения в 1687 году, он сразу же стал проповедовать в долинах и городах на Пеннинах, как и прежде. Почему он так поступил? Он сказал своему соратнику по служению - Ричарду Кору, что обращение одной бедной души «стоит больше всего мира: всех богатств, всей славы, всей выгоды и удовольствий, больше всего того, что так цениться в мире».

 

Митчел умер в 1705 году, оставив своей жизнью великое свидетельство труда Духа Божия, который в такие тяжёлые времена даровал ему страсть к прославлению Бога и любовь к потерянным душам.


Журнал «Tabletalk» Август 2012. www.ligonier.org