ПЛАЧ МАРИИ У ГРОБА ГОСПОДНЯ Сэмюэл Рутерфорд (1640)
Богословие - Статьи
Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.  Итак ученики опять возвратились к себе.  А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его
Иоан.20.9-13

Возлюбленные, в этом отрывке из слова нашего Господа мы впервые встречаем земных свидетелей, которые пришли на могилу искать Господа после того, как Он воскрес из мертвых. Они были двоякого рода. Одного рода по своему состоянию были Петр и Иоанн, ученики Христа, которые равностно пришли искать Его. Второго рода была никем не призванная женщина, также пришедшая искать Господа, Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов. И есть все основания думать, что Господа ищут или новые души, или те, кто получили какое-либо благо от Него. Теперь обратим внимание на то, как апостолы искали Господа нашего. Они сошли с пути домой и не нашли Его. Опять же, у вас могут быть плоды той женщины, которая искала Его. Она не стремилась найти Его, но она нашла Его первой. Ведь благословенная вещь для бедной души непрестанно ждать Христа у дверей, пока она не найдет Его, хотя бы она умерла там, ожидая Его.

И когда Мария ждала Его, сначала она встретила ангелов. И после того, как они утешили ее, сказав, что Он воскрес из мертвых, они запретили ей плакать и повелели искать Его и стремиться к Нему. Итак, она встретила далее Самого Христа и заговорила с Ним, но по ошибке приняла Его за другого, как и деьти Божии идут к Нему, и Он говорит с ними, но тем не менее они не узнают Его. Она подумала, что это садовник, и спросила, где положили тело Господа, ибо тот мог знать, где оно. И тогда Сам Господь обратился к ней, возвестив, Кто Он есть. Она услышала Его слова и обернулась к Нему, хотя Он запретил ей прикасаться к Нему тогда. Он объяснил, что для нее не должно много значить Его телесное присутствие в такое время, ибо она узнает Его лучше, когда Он вознесется к Своему Отцу. Ей было велено лишь рассказать ученикам, что она видела Господа, и потому она стала первым проповедником Христа, Воскресшего из мертвых.

Во-первых, мы здесь видим все то, что касается состояния Церкви ныне. Ирод и Пилат, евреи и язычники – все соединились вместе, чтобы сделать то худшее, что они могли сделать Христу, Господу нашему, и тем не менее, когда они сделали, что могли, выяснилось, что они не добились ничего. Когда Его похоронили и положили в скалу, обнаружилось, что Его нет там. Наихудшее, что враги Церкви могут сделать с ней – это предать ее смерти, и тем не менее, когда они думают, что они добились своего, они узнают, что на самом деле они ничего не добились. Как и Сам наш Господь, Невеста его, хотя бы она была в могиле, воскреснет и восторжествует победу над своими врагами. Пусть наш Господь и Его Церковь будут там, где они будут, хотя бы они были мертвы, они воскреснут снова на третий день, как и Сам Христос, в соответствии со славным и победным словом, которое изрек Он: «Не бойся, Я есть Первый и Последний, Я жив, и был мертв, и вот, Я жив навеки» (Откр.1.17-18). Когда Иоанн увидел Его славу, он пал как замертво, ибо он убоялся Того, Кто говорил это ему. Есть новость, утешительная для Церкви Божией и для всех, кто усомнится в том, выиграл наш Господь битву со Своими врагами или нет.

Истинно слово, которое Он Сам говорит о Себе: Я жив, и был мертв, и вот, Я жив навеки. Мертвец не может сказать такого, и это значит, что это сказал Тот, Кто жив. Мы не должны сомневаться в этом, ибо если враги Христа думали, что сейчас они избавились от Него как от тяжкого бремени, но это было не так, ибо то, что Он жив, оказалось для них еще больнее. Так и наши противники в течение нескольких лет думали, что они освободились от нашего бремени, и что Евангелие, которое мы несли, пало навсегда. Но Христос не покинул нас и дал нам увидеть этот день, когда Евангелие, которое, по мнению многих, не дожило до нашего времени, пришло к некоторым еще раз.
Таким образом на Церкви исполнилось пророчество Осии: «После двух дней Ты воскресишь нас опять, и в третий день мы будем жить» (Ос.6.2). Это Евангелие будет жить независимо от того, что те, кто против него, хотят повалить его, и слава Христа в том, что Он не оставил нас. 

Теперь, когда мы слышим, что Петр и Иоанн собрались искать Христа, второй ученик, а именно Иоанн, обогнал Петра и первым пришел ко гробу. Поскольку они оба были детьми Божьими, они не хотели опережать друг друга. Так некоторые из нас обретают Христа раньше, другие позже. Христос пребывает в Своей Церкви, на ее старом и твердом пути, и потому в ней есть Божьи дети, которые обретают Его раньше или позже. Но если они действительно таковы, в них есть жизнь Божья, и они идут по Его пути, так что рано или поздно они встретят Его без сомнения.

Этот ученик был первым, кто пришел ко гробу и увидел Его. Возможно, он решил, что Христос действительно воскрес, раз он об этом услышал, но он не поверил тому, что увидел. Многие слышали, как Господь сказал им, что Сын Человеческий должен был быть предан в руки грешников, должен был много пострадать от них, умереть и быть погребенным, но что на третий день Он должен воскреснуть; но, несмотря на все то, что он слышал, Иоанн не верил в это, пока не увидел собственными глазами, что Христос воскрес из мертвых. Как бы то ни было, несомненно, что для каждого будет хорошо использовать те средства, которые Бог назначил для познания вещей. Чтобы найти истину, Иоанн искал Его, пока не подошел ко гробу и не убедился, что Христос воскрес. Кто когда искал Христа и не обрел Его? Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.

Закхей имел горячее желание увидеть Христа, и поскольку он был низкорослым, он побежал впереди толпы и взобрался на дерево, чтобы увидеть Его, и услышал, как к нему пришла Благая весть, когда Христос возгласил: «Приходи, Закхей, ныне пришло спасение дому твоему». Он  хотел этого, и помнил добрые слова: просите, и получите; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Если мы можем быть искренними в поиске Господа нашего, то я уверен, что мы найдем Его в свое время, и если мы так нуждаемся в том, чтобы впасть в руки Бога как Господа жизни, то – осмелюсь обещать это в Его имя – если мы будем стремиться к Нему, мы увидим спасение от Господа. И хотя и суровые новости должны прийти к нам, давайте не оставлять этой жажды, но будем опираться на Него и на нашу веру в Него, и мы найдем Его, ибо Он уже дал нам Свои знаки и будет делать это до тех пор, пока мы будем стремиться к Нему.   

«Ибо они еще не знали Писания, что Он должен воскреснуть из мертвых». Остальные ученики не верили, что Писания предсказывали Христа, воскресшего из мертвых. Возможно ли это, чтобы, учась у Самого Христа, они не выучили Его главный урок? Как случилось, что многие из тех, кто слышал от Самого Христа о Его грядущем Воскресении, не поверили в это? Вы увидите сейчас объяснение этому. Доктрина, которая ясно вытекает из этого факта, такова: человек, даже если Сам Христос будет проповедовать ему из Своих уст, сам не придет к Богу и не поймет духовных вещей. Проповедь, по сути, есть Божие средство достижения  Его цели, то есть привлечения душ к Нему. Но когда это сделано, она уже не есть такое средство. Есть то, о чем говорит Сам Спаситель: Дух подобен ветру, Он дышит где хочет, и никто не знает, откуда Он приходит и куда уходит. Мы можем проповедовать вам до тех пор, пока наши головы не лопнут и сердца не разорвутся, мы можем проповедовать целый дкень напролет и еще один, и это не даст ничего, пока внутренний призыв Святого Духа не раздастся в вас. Слышать слухом уха – это одно, а иметь Христа, разрывающего все узлы и устраняющего все препятствия – это другое.

Сам Христос, когда Он был во плоти, говорил: «Никто не придет ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан.6.44). Христос приходит к тем, кто имеет лишь внешние средства благодати, и тем не менее, как это ни странно, Он говорит, что они не приходят к Нему, хотя они и располагают этими средствами, поскольку Отец не привлекает их к Нему. Книжники слушали проповедь Христа, и тем не менее они согласились на убийство Господа славы (1 Кор.2.8).

Христос проповедовал и евреям, и язычникам, и тем не менее для евреев Он является камнем преткновения, а для эллинов Его проповедь – глупость. Мы можем лишь молиться за то, чтобы, когда Господне Слово проповедуется вам, Он присоединил бы к нему ветер Своего Духа. Все средств, которые зависят от нас, мы используем; другие не зависят от нас. Именно поэтому мы будем тщетно рано вставать и поздно ложиться, и есть хлеб скорби всякий день, если Господь не даст помощи от Своего Духа на средства, которые мы используем.

И опять-таки, мы можем извлечь из этого вывод, что никакое оружие людское не спасет нас, если Сам Господь не пребует в стане. Бог хранит миры и все вещи в них Своей собственной рукой. И это научает нас не верить любого рода средствам, будь то внутренним или внешним, и не полагаться ни на человека, ни на его силы, ни на какие-либо вторичные причины, но только на Самого Господа, ибо Он есть единственная сила Его народа. И если мы научимся игнорировать вторичные причины и взирать на своем пути на небо только на Него, Который правит всеми событиями и сражениями в мире, то мы узрим Его спасение для всех тех, кто верит в Него. 

Почему не сказано: «они не верили во Христа», но они «не верили в Писания», касающиеся Него? Ибо нет части Писания настолько ясной, как проповедь Самого Господа из Его благословенных уст о Своем воскресении из мертвых, хотя и пять книг Моисея, и другие Писания говорят об этом.

Причина этого заключается в том, что Бог хочет научить нас, что у Христа и Писания один язык, и тот, кто не верит в Писания, не верит и во Христа. Многие из тех, кто исповедуют быть проповедниками Христа, издают для людей не звук трубы, но кимвал бряцающий. Они говорят нам по Писанию, и все же не от Писания. Все Писание, и ничто без него, согласно с волей Сына Божия, и по Его воле Он явлен нам в Своем Слове. И опять-таки, не верят в Писание те, кто практикуют не согласное со Словом Божиим. И так мы можем видеть, что обряды и изобретения людей игнорируют Библию, потому что они не дают оснований для спасения. Если у нас нет других оснований для нашей веры, кроме того, что нечто говорят Церковь, папа или доктора богословия, мы никогда не поверим Господу. Как бедные люди на севере от нас обмануты тем, что им с серьезным видом преподнесли человеческие учения!

Вот слепые, ведущие слепых, и оба падают в яму и грязь. Но те, кто действительно призван и избран Богом, могут отличить голос Христа от голоса человеческого, и они будут следовать только голосу Христа и никого другого, кто бы он ни был.
«Тогда ученики снова пошли в свои дома». Они устали искать Того, Кого ждали; и так сделали и бедные женщины. Но наш Бог дает нам Христа Своей рукой через Свою сверхъестественную работу. Мы можем верить, молиться, каяться, стремиться ко Христу и Его Духу, славить Его, слушать и читать, но до тех пор, пока Христос Сам не возьмет нас за руку, мы не сделаем ничего большего. Камень можно поднять в воздух и держать на весу, но убери то, что его поддерживает – и он тотчас упадет на землю. Так происходит и с нами. Если мы заняты духовными обязанностями, но исходя из наших природных сил, то когда Господь отнимет Свою руку, от Него уйдут даже самые сильные, не говоря о женщинах.

Слава же Богу за любое доброе дело и за то, что мы в лучшем состоянии. Многие никогда не знали Христа так, чтобы Он взял их за руку, и при этом говорят, что они имеют свободную волю, а Христос приобрел спасение для  всех и вложил его в наши руки, чтобы мы сохранили его или нет. Таковые делают Христа глупым продавцом, который выписывает счет неизвестно кому, но Христос не таков. Он знает всех, кого Он искупил. Вы знаете, что слабые зависят от сильных. Какое же счастье для души зависеть от Христа и Его свободной благодати! Блаженны те, кто имеют такой опыт;  счастье потерянных слабых овец зависит только от того, будет ли Пастырь добрый искать их снова и охранять от врагов; счастье слабых сирот зависит от хорошего, мудрого наставника. И за этим счастьем потерянные, погибающие души идут с доверием ко Христу и Его силе для их спасения, а не за таким изменчивым наставником, как их свободная воля.

Но Мария стояла у гроба и плакала. Вот о чем странно и подумать. Ученики Господа бежали от Него. Один из них, который сказал: «если все и отрекутся от Тебя, я не отрекусь», и эта женщина оказались более постоянными в поисках Христа, чем все, кто Его исповедовал. Никогда справедливость не приняла души на небо, и не дала искать Христа. Мы все обязаны нашим стремлением ко Христу только благодати. И потому женщина больше преуспела в поиске Христа, чем одиннадцать учеников. Она нашла Его не там, где искала; она не смела найти Христа, но знала, что Он ее не оставит, но она будет ждать и искать Его.  Душа, что любит Христа, никогда не выйдет из своего изгнания, пока не получит Самого Христа. Вы, что ищете Христа, и не в состоянии оставить искать Его, пока не встретитесь с Ним, должны будете встретиться с Ним, как эта женщина, которая стояла у двери и говорила: буду ждать Тебя, пока не умру; и если вы действительно стремитесь к Нему, вы умрете, но не уйдете, пока не встретитесь с Ним. Вы, возможно, знаете то горячее стремление души ко Христу, которое может удовлетворить лишь Он Сам.

Я хочу сказать, что если кто-то стремится к тому, что ему действительно нужно, то ни одна другая вещь не удовлетворит его. Голодный человек ищет хлеба и мяса, и ему не нужно ничего другого. Человек, который находится в тюрьме и стремится на свободу, не удовлетворится ничем, кроме свободы. Так и с этой женщиной тогда; хотя ученики и были рядом, но ничто не могло утешить ее, кроме дивного Господа, Которого она искала. Узнвйте же о ее духовном упорстве, и никогда не оставляйте стремление ко Христу, как только вы приступили к Нему. Блаженны те, кто потратит все свое время в поисках Христа! 

Мария плакала, ибо Его не было, и тем не менее не оставляла надежды увидеть Его. Это хорошее и благословенное желание, и скорбь, следующая рядом с ним. Если у вас есть небесная печаль, делайте то, что можете, ибо для этого у вас есть средства. Есть две вещи, которые сказаны об Иакове: он плакал и боролся в молитве к Богу (Ос.12.4). Неужели только безумная скорбь может желать Христа? Нет, но правая скорбь жаждет Его и использует все средства, чтобы обрести Его. Невеста, зная, что Жених рядом, использует все средства, чтобы найти Его снова (Песнь Песней 3.3). Она выходит к сторожам и спрашивает: видели ли вы того, кого любит душа моя? Она идет вокруг города к дочерям Иерусалима и спрашивает и их. Эта ее скорбь – правая скорбь, жаждущая Христа. И вы знаете из Писания, как плакал Христос (Евр.5.7). Он проливал слезы, когда Он был во плоти, и молился и вопиял к Богу, Который мог спасти Его, и слушал Его мольбу. И это горе и скорбь, которые удручают нас, когда мы скорбим и печалимся по Христу, дадут нам возможность обрести Его, если мы готовы не спать ни утром, ни ночью, чтобы встретиться с Ним. Эта печаль – не тщетное горе, но благо. Но что следует за ней?   

«Она видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса». Зачем была нужна эта стража, когда Господь воскрес из мертвых? Они пребывали здесь, чтобы быть свидетелями Христа Воскресшего и проповедовать этой женщине и ученикам. Матфей обращает внимание в этой проповеди ангелов на одно обстоятельство, которого нет у Иоанна. «Что вы ищете живого между мертвыми?». Почему вы, паписты, ищете Христа в гробницах святых, когда Он воскрес? Вы можеие видеть, что искупление человека – это в высшей мере славное и почетное дело, и потому ангелы всегда сопровождали Христа. Когда Он родился, они охраняли Иосифа и Матерь Его и следили за их покоем, и возвестили Его рождение; когда Он учил, они говорили с Ним, и в Гефсиманском саду ангелы пришли отереть кровавый пот с Его лица. И сейчас, когда Он был во гробе, они были поставлены охранять Его благословенное и славное тело и проповедовать о Его Воскресении. Когда Он придет вновь в последний день судить живых и мертвых, Он придет с бесчисленным сонмом ангелов, и мы увидим, как почетно дело нашего спасения, ибо они будут охранять и нас. Когда один возлюбленный брат лежал больным – о, они исполняли многое в доме во время его болезни, и он чувствовал себя лучше и увереннее!

Они исполняют многие поручения для нас, и они рады нашему благополучию, и Писание говорит, что ангелы есть служебные духи, посылаемые во благо наследующим спасение (Евр.1.10). Как бы мало мы ни делали для нашего спасения, ангелы помогают нам. Они были назначены охранять и Христа в Его деле, в Его рождении, в Его страданиях, в Его могиле и в Его Воскресении и Вознесении на небеса, и они придут с Ним судить живых и мертвых. Господь рассылает их к избранным Своим. Горе вам, кто нерадит о своем спасении, если к вам придут такие посыльные! Увы, дело нашего спасения ныне мало занимает многих. Двадцать человек из ста думают о нем хотя бы утром и вечером, и как не хватает всегда нам раздумий об это великом деле! И если мы так нерадим о своем спасении, почему же удивляемся, что ангелы так далеки от нас?

Эти свидетели были одеты в белое. Они подобны нам внешне, но их одежда – небесная, и это научает нас тому, что кто будет с нетерпением ожидать небес, однажды обретет ту же небесную одежду. Ангелы облечены славой и величием, и, значит, их вид заставляет грешника падать на землю замертво. Если мы надеемся быть наследниками Бога во Христе, давайте не уподобляться этому растленному миру. У апостола есть для этого дивные слова: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12.2). Если мы пьянствуем и богохульствуем, нарушая День Господень,  как делает остальной мир, то это доказывает, что мы от мира, а не от того, что выше его. О, если бы мы стремились явить себя наследниками небес, стремились быть похожими на Отца нашего и облечься в одежды святости – как свят бы стал наш дом, Господи!
«И говорят ей: женщина, что плачешь?». Это, казалось бы, бесполезный вопрос для нее, ибо она могла бы ответить: я потеряла Спасителя моего, и как мне не плакать, если Его нет рядом?  Но есть в этом вопросе то, что ясно не сразу и что это? Спасение совершилось, и пали демоны, и что плакать теперь? И наш Господь скажет нам: что плакать, когда пришло время радоваться? Он скажет: вот день, который даровал Господь, будем же радоваться и веселиться! Это день, когда небесный суд возвестил, что потерянное семя Адама искуплено, и ты тоже в этом указе об искуплении, а потому зачем тебе плакать? О, если бы мы могли объединить все наши привязанности с Господом, плакать, когда Он плачет, и радоваться, когда Он радуется! И когда наш Господь приходит к нам, это даже не время радости, это время пира. Ныне  время скорби, когда Господь наш вышел на брань и Его войскам нелегко. И тем не менее  мы верим, что Господь стоит за нас на этой земле, на которой мы можем сказать: Это день сотворил Господь, да возрадуемся и возвеселимся о Нем!   

«Кого ты ищешь?». Этот вопрос разжигает в ней еще больший голод и жажду о Христе, чем есть. Будь же всегда голоден по Нему. Подчини все свои желания страстям Христовым, и не только люби Его, но будь больным из любви к Нему. Самой большой любовью будет умереть из любви к Нему. И пусть все наши надежды и стремления ко Христу будут подобны тому, как Его Невеста ищет своего Супруга: «Заклинаю вас, дочери Иерусалимские, если найдете Возлюбленного моего, скажите Ему, я больна любовью». Ответьте Богу, что вы больны, изнемогая без Христа, пока вы не придете на небо воспевать Ему песнь хвалы вечно.

«Они унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Это ее извинения и оправдания ее плача: почему мне не плакать, если я была рядом со Христом и теперь хочу видеть Его? Это печаль, которая может быть открыта перед Богом и всем миром теми, кто печален и скорбит в жажде Христа. Многие скорбят, но обидно слышать, если причины этого не хороши. Скорбят не только по утрате детей или мужа, скорбят из-за утраты чего-то мирского, но не Христа, и это постыдная печаль, которую лучше не открывать. Посмотрите же на то, чего стоят такие ваши страсти перед Богом и людьми! Но прекрасна та скорбь и печаль, что исходит из жажды Христа, и которую претерпевают души, желающие найти Его. 

Каков же вопрос и причина ее печали? "Они унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".Его нет рядом, и тем не менее Он мой Господь, хотя бы Он умер. Она говорит так, как сомневаясь в Его Воскресении. И хотя вскоре после этого Христос Сам явился ей, она спрашивает Его: где положили Его? Сладко было для нее бремя ждать Его.

Доктрина ясна. Для детей Божьих Христос, хотя бы Он был потерян – это их Христос. Церковь Христова спит в своей постели, а ее Супруг, стоя у двери, стучит, и она говорит: «Я сплю, но сердце мое бодрствует; вот же голос Возлюбленного моего». Твой Возлюбленный ждет твоего взгляда. Если мы верим Христу, то где бы мы ни были, мы обретем в Нем покой. Если бы верующий оказался в аду, он мог бы сказать: Он – Мой Христос, хотя бы Он убивал Меня. Так слова Давида прозвучали из уст Господа: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил? Он знал, что оставлен, и тем не менее Бог былд для Него Богом. Верующий может сказать: Он – мой Господь, и хотя бы Он оставил меня, я буду ждать Его. Истинная вера всегда будет искать Христа и надеяться принадлежать Ему. И это дивный знак, когда мы уже не стремимся найти Христа, но рассчитываем на то, что мы Христовы. Дьявол заставит вас сомневаться, что Христос – ваш Господь. Такому искушению он подверг и Самого Господа, убеждая Его броситься с крыла храма. Все, что дьявол хочет сделать – это заставить нас сомневаться в том, что Христос наш. Но никогда не делай этого, и навсегда прими, что Христос принадлежит тебе.

Боже, да уверует эта земля вскоре, что Ты есть Бог наш и Бог этой земли. Может быть, мы еще окажемся в худшем положении, хотя в таких местах, где люди, как мы, верят в Бога, верю, и не должно быть так, но если Ты, Господи, пришел в Шотландию, то мы будем ждать Тебя и верить в Тебя и Твое спасение, зная, что это не напрасно и что Ты даруешь спасение тем, кто верит Тебе.


Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn