Пётр признал Иисуса Христом, а Иисус ответил, что Его церковь будет строиться на этом признании во все века. Главным в этом исповедании был Христос, единственный в своём роде Божий Сын - краеугольный камень Церкви. Но само по себе это признание тоже было очень важным.
[Обычно] исповедание включает в себя:
- путь спасения от грехов (Иак. 5:16);
- способ узнать спасённых (Рим. 10:10);
- знамение того, что Дух уже трудится в человеке (1 Кор. 12:3);
- объявление об основании нашей надежды (Евр. 10:23);
- наше повиновение (2 Кор. 9:13);
- и то, что совершил Сам Христос (1 Тим. 6:13).
Как христиане мы должны исповедовать свою веру зрелым, библейским образом. Позвольте мне представить вам пять причин, почему нам нужны письменные [исторические] исповедания веры.
Первое, письменное исповедание говорит о зрелости [верующего]. Община, имеющая вероисповедание, не похожа на бабочку-однодневку. Довольно легко составить личное исповедание или документ, относящийся к определённой тематике. Но сохраняются только те вероисповедания, которые проходят испытания поколениями верующих. Точно так же, как популярная в прошлом поп-музыка, уже почти никому не нужна, так и преходящие исповедания не вдохновляют, а смущают нас. Но классические исповедания веры, созданные зрелыми христианами, уже выдержали испытание временем. Вероисповедание - это собрание зрелых и проверенных верований. Разве это определение не нравиться вам больше, чем «собрание неточных и неопределённых верований или незрелых вероисповеданий»?
Второе, уже созданные вероисповедания не дают верующим повода «заново изобретать колесо». Исповедания веры могут помочь изучающему Слово быстро оказаться в первых рядах. Если человек достаточно смирён для того, чтобы не стараться сформулировать каждую доктрину самостоятельно, и готов воспользоваться помощью других верующих (Иак. 1:19), то он может избавить себя от долгого блуждания по доктринальным тупикам. Так он избежит путей, где, по словам А. Кайпера, нет ничего полезного.
Третье, исторические вероисповедания дают возможность непредвзято рассказать окружающим о том, во что мы верим. В наше время люди очень хотят встретить что-то настоящее и понятное, они уже устали от невнятных «вы можете мне доверять» и призывов щедро и слепо отдавать свои деньги. Вероисповедание - это публичное признание, которого мы не стыдимся, оно означает, что то, во что мы верим, не является секретом или необдуманным предпочтением. Оно даёт возможность любому посетителю [нашей церкви] понять смысл того, во что мы верим.
Четвёртое, они защищают нас от следования за излишне своеобразными людьми и движениями. Печально, но сейчас христиане больше, чем раньше, следуют за знаменитыми лидерами, ведь эти движения, ведомые особо харизматичными лидерами, не редко заканчиваются катастрофами. Стремление следовать какому-либо течению или идти за очередным «генералом» веры, часто порождает хаос, подчинение чужой воле, самопровозглашённые культы, смущение или постоянную смену идей. Вероисповедания уже существуют и предназначены для всех тех, кто хочет быть участником христианского движения, выходящего за рамки их собственного времени.
Пятое, они требуют от нас покаяния и отказа от ошибочных идей. Одна из причин, почему вероисповедания так не нравятся некоторым людям, заключается в их несгибаемой твёрдости. Но вера, подогнанная под все мои предпочтения, ничего не стоит. Твёрдая этика исповеданий на самом деле может помочь нашему ветреному поколению вернуться к Писанию и с успехом пройти через его трудности, чтобы стать зрелыми Христианами.
Пока вероисповедания основываются на Библии, что даёт им актуальность на все времена, они будут нам полезны: в руках духовных лидеров, заботящихся о своей пастве, они могут быть чрезвычайно важны для единства и ясности [учения].
Вероисповедания - это точное эхо того, что Бог уже сказал, они могут вести и защищать нас от недостатков времён и мест обитания. Исповедания, повторяющие и немного усиливающие звучание Писания, не уходят в забвение, продолжая давать Божьей семье силу и знание об опасностях тех или иных течений и ересей. Они основываются на трудах теологов прошлого и представляют собой высокий уровень знаний, который упорядочивает некоторые вопросы и заставляет нас думать.
Вероисповедания - это одновременно и краткое выражение идей [Библии], и собрание проверенных знаний; ортодоксия с ортопраксией одновременно (правильное учение и правильные действия). Человеческая жизнь не бесконечна, иначе мы не стали бы просить Бога: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12), так исповедания веры могут нам помочь правильно использовать наше время и защитить от тайных стремлениях выделится (необычным учением или взглядами).
Единство и ясность - вот две вещи, которые усиливаются вероисповеданиями. Многие из нас убедились на горьком опыте, что самые жёсткие правила - это не записанные правила. Фарисеи, прошлые и настоящие, - вот мастера использования неписаных правил, которыми они вгоняют новообращённых в [догматическую] кому. В то время как Библейские вероисповедания освобождают сообщество верующих от их тайных законов. Они освобождают нас от самодельных стандартов и открывают двери церкви для всех на равных условиях.
А. Кайпер правильно говорил, что нельзя отходить от созданных вероисповеданий, пока мы не будем принуждены к этому Библией. Исповедания веры созданы, чтобы мы следовали им, а не противились им. Это даже несколько больше, чем следовать просто тексту Нового Завета. Они не противятся принципу «Только Писание», но и надёжно ведут нас к нему.
www.ligonier.org
|