КАРАТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ. Грег Банзен
Богословие - Статьи


Как виновный грешник может отвратить от себя осуждение и гнев Божий ? Как он может быть освобожден от наказания, которого он заслуживает ? Павел писал: « Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего , Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных" (Гал.4.4). Для того чтобы выполнить все Божьи обетования и Его спасительный замысел для людей, Христос пришел исполнить дело искупления. В богословской концепции Павла это искупление безоговорочно имеет судебный и заместительный характер: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" (Гал.3.13). Это свободное освобождение от страшной реальности суда - клятвы закона. И это было достигнуто путем замещения нас Тем, Кто испытал осуждение вместо нас, "став за нас клятвою". Смерть Христа на кресте была не просто эквивалентом смертного приговора по закону, как считает "теория правления", но исполнением самого проклятия.


Искупительное дело Христа было также чем-то большим, чем просто акт представления или посредничества, хотя Писание и смотрит на Христа как на Представителя Своего народа в завете и единственного Посредника между Богом и людьми. В мирских делах посредник между сторонами может способствовать соглашение, но ему не нужно также выступать в качестве замены для одной из сторон, тем, кто платит цену согласно договору или поручению.

Адвокат может представлять своего клиента в суде, но он не может заменить его и сам подвергнуться наказанию, назначенному судом. Христос наш Спаситель сделал больше, чем стал просто посредником между нами и Богом. Пророк Исайя остро представляет эту истину: "Но Он был изранен за грехи наши , был мучим за беззакония наши... Господь возложил на Него грехи всех нас" (53.5-6). Как же Праведник и Раб Божий оправдает многих? Исаия писал: " Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению", чтобы Его жизнь и душа была отдана за других, ибо Он их грехи "на Себе понесет" (ст.10-11).

К этим словам Новый Завет добавляет решающее подтверждение. Христос явился к концу времен, говорит автор Послания к Евреям, " для уничтожения греха жертвою Своею", и "понес на Себе грехи многих" (9.26,28). Христос понес наказание смертью, которого заслуживает грех. Иисус говорил об этом, упоминая Свою будущую смерть: "Вот Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов" (Мтф.26.28). Петр пишет , что эта " драгоценная кровь Христа " является средством нашего искупления (1 Пет.1.18-19). Для искупления требуется, чтобы Он умер как наша замена. Таким образом, Павел описывает Посредника как Того, Кто "отдал Себя в качестве выкупа за всех нас" (1 Тим.2.5-6). Греческое слово "выкуп" буквально означает "платеж замены". Это заметно отражает высказывание Самого Иисуса , что Он пришел " отдать душу Свою для искупления многих" (Мк.10.45).

Доктрина карательного замещения может быть вычеркнута из библейского текста только извращенным и циничным тенденциозным искажением его смысла. Что еще мог иметь в виду Петр, когда писал верующим, что "Христос пострадал за нас"? Греческий предлог в оригинале буквально означает "от вашего имени" или "ради вас". Имеет ли это просто моральный смысл - например, те, кто страдают несправедливо, идут по следам Его (ст.19-21). Идет ли речь только о примере страдания или о фундаментальной значимости мучений Христа? Конечно, способ Его смерти может быть примером прощения, нравственной силы и мученичества; история полна образцов того, как один мученик поощрял других, но люди, знавшие об этом, могли по-прежнему быть в рабстве греха под Божьим гневом.

Но слова Петра о смысле, в котором Христос Праведник пострадал за нас, несет драгоценную истину: "кто понес наши грехи телом Своим на древо" (ст.24). О том, что Он, Невинный, встал на место виновных ради спасения виновных от осуждения, Петр говорит несколькими стихами далее. "Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных , для того, чтобы привести нас к Богу" .


Мы видим из вышеизложенного, искупительная смерть Христа была предназначена для того, чтобы умилостивить объективно разгневанного Бога, а не просто произвести субъективные изменения в сердцах верующих. Теория нравственного влияния минимизирует значимость и уникальность креста, сделав его просто убедительным примером великой любви Бога, мотивирующим людей к самопожертвованию через подражание. Другие рассказы о мученичестве могут иметь такой пафос, но Писание излагает дело Христа как уникально значимое. Если распятие не имело того смысла, что обеспечило благосклонность Бога, оно превращается в бессмысленное жуткое зрелище.


Точно также "теория правления" изображает страдания Христа не как карательное замещение, а просто как пример наказания страшной природы греха, без чего Божие помилование и избавление грешника от наказания лишило бы Бога чести и права на исполнение Его воли творением. Мир не будет принимать всерьез необходимость Божьего правления, если Бог просто отменит наказание и ничем не заменит его. Но такое допущение также подрывает значимость и уникальность креста. Для того, чтобы продолжать оказывать сдерживающий фактор против падения людей в грех, Бог может иногда повторить пример кары, но чтобы страдания Христа повторялись на протяжении всей истории - это совершенно немыслимо в новозаветной теологии , где нет абсолютно никакой необходимости для Христа предлагать Себя в жертву повторно.

Его искупительная работа совершена раз навсегда (Евр.9.12,25-28). Толкование искупления только как фактора, сдерживающего грех, сводит распятие к акту манипуляции. Богословская перспектива библейских авторов, пророков и апостолов и их свидетелей, в том, что Праведник, стоявший на месте неправедных пред Богом, претерпел проклятие и наказание за их грех вместо них, чтобы освободить их от осуждения и обеспечить их вечное благо. Здесь нет другого пути , как указывает Петр, для грешников , которые будут возвращены к Богу.

Это делает поддержание чистоты и истины Евангелия, как Благой вести о судебной и заместительной жертве, делом бесконечной личной важности. Сознательный отказ от этой центральной библейской темы грозит ужасающими последствиями. " Мы знаем Того, который сказал, что « отмщение ко Мне , Я воздам " .... Страшно впасть в руки Бога живого » (Евр.10.30-31). Наша единственная надежда в том, что смерть Христа принимается Богом именно как жертва за грехи.