"Что есть истина?" Вопрос Пилата выражал, скорее, скептицизм, чем серьёзную философскую заинтересованность. Как печально, что человек, который решал вопросы жизни и смерти, был так циничен. Насколько же иным должно быть отношение христиан к этому вопросу, ведь Иисус сказал, что они "от истины" (Ин. 18:37).
Величайшая ценность истины видна уже из того, что в Декалог включена такая заповедь: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх. 20:16). Эта заповедь, самым непосредственным образом относиться к истине в судебном контексте. Втор. 19:15-21 подробно описывает условия дачи показаний в криминальных случаях. Например, показаний одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить человека, для этого должны свидетельствовать двое или трое (Втор. 17:6, см. также Мф. 18:16; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19). И если были какие-либо сомнения в правильности показаний, то судьи должны были тщательно всё исследовать и если выяснялось, что свидетель лгал, то он должен был понести то наказание, которое грозило обвиняемому. То есть, по Моисееву закону, за ложь могли даже казнить.
Одна из причин запрета на ложь заключается в том, что истина является необходимым условием для справедливости. И, чтобы она восторжествовала, суду надо досконально исследовать все детали дела, что, в свою очередь, требует, чтобы свидетели говорили "истину, всю истину и ничего, кроме истины". Справедливость требует предоставления обвиняемому истинных свидетельств, не зависимо от того, виновен он или нет.
Восьмая и девятая заповеди тесно связаны, поскольку ложь - это тоже воровство, это сокрытие от человека того, что ему принадлежит. То же самое относится и к повреждению репутации кого-либо, потеря уважения подобна потере драгоценностей (Прит. 22:1; Экк. 7:1).
Естественно, девятая заповедь не относится только к судебным разбирательствам. Как это очевидно из Писания, говорить правду - это основополагающая моральная обязанность человека, а честность - это основная моральная ценность. Праведников характеризует правдивость, они любят истину (Зах. 8:19), у нечестивцев "уста лживые" (Пс. 30:19; 119:2; Прит. 10:18; 12:22; см. также Пс. 100:7; Прит. 12:17; Иер. 9:5; Ос. 4:1-2). К тому же, говорить истину о человеке, - это тоже проявление любви к ближнему (Еф. 4:15, 25).
Почему же так важно говорить правду? Как всегда, в христианской этике, ответ основывается на теологии. Бог является Богом истины (Ис. 65:16). Честность - это неотъемлемый атрибут Бога и Его Слова (Ин. 8:44; 1 Тим. 1:10; 1 Ин. 2:22; Откр. 21:8). И, поскольку мы созданы по образу Бога, чтобы отражать Его характер, мы должны говорить правду также, как это делает Он. Девятая заповедь, не менее, чем шестая, опирается на на учение о том, что человек сотворён по образу Божьему.
И хотя большая часть из 10 заповедей начинается с запрета на определённые действия, в каждой из них подразумевается ещё и повеление поступать наоборот. Исполнять 9 заповедь, это не только не лгать, но и, как это записано в Кратком Вестминстеровском Катехизисе, активно искать истину, а также продвигать её на первый план во всех наших делах с другими людьми.
Продвижение истины - это не просто отсутсвие неправды в наших словах. Можно ввести в заблуждение и без прямой лжи. Если я дам человеку характеристику, в которой уделю большое внимание его ошибкам и неудачам и ничего не скажу о его достижениях и достоинствах, то эта характеристика будет точна и правдива в деталях, но, при этом, она не будет отображать подлинную ситуацию в целом. Продвигать истину - это целостно и аккуратно характеризовать текущее положение вещей, даже если для нас самих это не выгодно. И ещё, мы должны говорить правду с подходящей степенью точности и не пытаться представить факты в более выгодном для себя свете с помощью неточностей или двусмысленностей, чтобы потом избежать ответственности за свои слова. В общем, продвижение истины невозможно без любви к ней. И не только ради её самой, но и ради нашей любви к Богу и ближнему.
В наше время, когда вера в слова лидеров очень мала, а СМИ почти стёрли грань между информацией и пропагандой, когда изворотливость в делах стала нормой, а постмодернизм разрушил саму идею о том, что есть объективная истина, христиане должны особо выделяться в культуре своей честностью, надёжностью и верностью. Мы должны отвечать за свои слова, ведь мы люди Божьего Слова.
"Что есть истина?" - этот вопрос, не смотря на весь цинизм Пилата, очень важен. Но ещё более важным является вопрос о том, кто есть Истина. Человек, стоявший тогда перед Пилатом, и был ответом на этот вопрос (Ин. 14:6). Если мы говорим, что принадлежим Христу, то наши дела и с верующими, и с неверующими должны отражать это исповедание. Ведь только тогда, когда мы выделяется из мира своей правдивостью, мы действительно можем свидетельствовать ему об Истине.
www.ligonier.org
|