Помни День Субботний. С. М. Лукас (S. M. Lucas).
Богословие - Статьи

Бывали ли вы в ситуации, когда после недолгого сна, вы просыпались и не чувствовали себя отдохнувшими? Или, может быть, вы помните книгу Вашингтона Ирвинга "Рип Ван Винкль"? Главный герой этой книги по имени Рип ушёл из дома, чтобы побродить по горам и отдохнуть от своей сварливой жены. Там он встретил странных людей, заснул, проснулся только через 20 лет и узнал, что мир совершенно изменился, его жена уже умерла, а соседи стали завидовать его долгой жизни.

И что удивительно в этой истории, так это то, что Рип спал, но не отдыхал. Его сон не восстановил его силы. Такой отдых нельзя назвать хорошим. И мы тоже знаем, как это бывает, поскольку наши сердца и умы слишком беспокойны, чтобы дать нам хорошо отдохнуть. Иногда мы просыпаемся или приезжаем из отпуска и не чувствуем себя отдохнувшими.

Милость четвертой заповеди заключается в том, что Бог обещает нам настоящий отдых и настоящее восстановление сил, когда мы находим свой покой в Нём. Когда мы помним день Субботний и отделяем его для Господа, мы понимаем, что входим в покой Божий и можем почувствовать в нём грядущий небесный покой - покой новых небес и новой земли.

Благая Заповедь Бога.

В Исх. 20:8-10 мы ясно видим, что Бог повелевает отдыхать в Субботу. Но, при этом, мы часто забываем, что "помнить день Субботний, чтобы святить его", - это значит, что Бог отделил это день для Себя: "день седьмой - Суббота - Господу". И что из этого следует? Это значит, что один день из семи, причём не тот, который мы сами выберем, но тот, который назначил Бог, - должен быть отделён для служения Господу.

И эта заповедь основывается и на сотворении, и на искуплении. В 20 главе книги Исход, сотворение служит основанием для заповеди: "ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил" (стих 11).  Неделя сотворения служит моделью для нашего еженедельного труда: Бог трудился шесть дней и отдыхал один день, также должны поступать и мы.

Но в 5 главе Второзакония, этой заповеди даётся другое основание - искупление: "Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, поэтому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день Субботний" (стих 15). Поскольку Бог искупил Свой народ из рабства (с помощью первородных агнцев), их жизни и их время принадлежат Ему. Он даровал им через искупление и то и другое, но потребовал, чтобы Суббота была, как первый плод недели, свидетельством Его искупительного труда.

Благодатный Дар Христа.

Эта заповедь получает свою ценность и исполняется во Христе. Потому что Он Сам указал на освобождение, которое представляет собой это день. Иисус, конечно же не отменил Субботу, но наполнил её новым смыслом.

В Лк. 4:16-21 сказано, что Иисус вошёл в синагогу в Субботу "по обыкновению". Он взял свиток, прочёл отрывок из 61 главы пророка Исаии и провозгласил, что это пророчество осуществилось. Связь между Субботой и Мессией очевидна: обещанная Суббота покоя и радости, явленная через сотворение и искупление, исполнилась в Иисусе. Он принёс благую весть о благоволении Господа, освобождении, прозрении и о полной свободе.

Иисусу нравилось исцелять по Субботам. Это очевидно из Лк. 13:10-17. Женщина, мучимая духом немощи в течении 18 лет, была исцелена и прославила Бога. Фарисеи же, наоборот, были в ярости от того, что сделал Иисус. Он спросил в ответ, не должно ли было освободить её именно в Субботу? Разве это не было бы правильно? Сотворение и искупление соединяются в Субботний день, чтобы указать на милостивый дар Христа - настоящее обновление, настоящий покой и настоящий отдых.

Иисус делает это, поскольку Он является Господином Субботы (Мк. 2:23-28). Он дарует Субботу как Творец. Он Тот, о ком Суббота свидетельствует. И, как Искупитель, Он начал новую эпоху, когда воскрес. На самом деле, в Воскресение, день, когда Он восстал из мёртвых, время пошло заново, это был первый день нового сотворения. Субботний день передал своё значение дню Воскресному, установив, таким образом, день христианского поклонения (Кор. 16:2; Откр. 1:10). Мы отделяем это день для служения Господу в поклонении и делах милосердия, ведь так велит благая Божья заповедь и к этому призывает милостивый дар Христа.

Мы, верующие в Христа, не только находим покой для наших душ в Воскресные дни, но и имеем твёрдое обетование Божье о том, что мы войдём в окончательный Субботний покой (Евр. 4:9-10). Тем, что мы чтим день Субботний, мы каждую неделю свидетельствуем, что нашли покой от наших трудов - от попыток отвратить Божий гнев и заработать Его расположение. Вместо этого, мы покоимся в Иисусе. В Нём одном мы находим успокоение для наших душ (Мф. 11:28-30).

Вот почему День Субботний приноси настоящий покой и обновление. Мы не пытаемся судорожно сделать что-то, чтобы заработать Божье благорасположение. Скорее, Сам Господин Субботы воскресил нас из мёртвых (Еф. 2:4-6).

www.ligonier.org