Не Произноси Имени Господа Бога Твоего Напрасно. Ян Кемпебэлл (Iain Campbell).
Богословие - Статьи

Этика Иисуса - это этика Десяти Заповедей. Он учил других жить по этим заповедям и жил по ним Сам. Он являлся воплощением повиновения Богу; нигде более Десять Заповедей не воплощались в действительность и не исполнялись с большей полнотой, чем в жизни Иисуса.

Как Закон учит нас не произносить имя Бога впустую, так и Иисус учит нас молиться: "Да святиться Имя Твоё..." (Мф. 6:9). В молитве мы высказываем желание исполнить третью заповедь, и говорим, что для этого нам нужна Божья благодать. Так мы признаём, что то, что от нас требует Бог, Он же нам и дарует.

В Писании, имя Бога - это средство показания Его характера. Уже в Быт. 4:26 говориться, что люди призывали имя Господне, и не потому, что Бог открыл им Своё заветное имя, а потому, что Он уже говорил людям и давал им откровение о Себе.

Но Своё имя Он отрыл им позже. Бог открылся Моисею как великий "Я есмь Сущий" (Исх. 3:14) и сказал, что фараон был поставлен Им для того, чтобы Его имя, как откровение справедливости и власти, стало известно по всей земле (Исх. 9:16). Позднее для прославления имени Господа был построен храм (3 Цар. 3:2; 8:17). Израиль стал использовать это имя как объект поклонения, прославляя Бога в песнях (Пс. 68:31; 121:4).

Имя Бога так важно, что одна из Десяти Заповедей посвящена только его охране от бесполезного использования (Исх. 20:7), а нарушение этого закона является особо тяжким преступлением: "и хулитель имени Господня должен умереть" (Лев. 24:16). В книге Левит приведены разные примеры того, когда происходит нарушение этой заповеди: принесение детей в жертву Молоху (Лев. 18:21), ложная клятва (19:12), сбривание края бороды священниками (Лев. 21:5-6).

Только спектр охватываемых этой заповедью вопросов показывает, что неправильное использование Божьего имени включает в себя не только неверные слова, но и неправильный образ жизни.

Арону и его сынам было заповедано призывать имя Господне "на" народ Израиля, чтобы благословить его (Чис. 6:24-27). Его имя - это не просто титул или эпитет, но выражение характера и славы Бога, которые Он открыл для спасения и освящения Своего народа. Именем Господа они были спасены, именем Божьим они были отделены и освящены.

Это видно и в жизни Иисуса. Он пришёл на землю для нас и нашего спасения во имя Отца (Ин. 5:43; 10:25). Он жил, чтобы прославлять имя Божье (Ин. 12:28; 17:4) и явить его нам (Ин. 17:6). Во имя Господне Он сохранил и всегда будет хранить Свой народ (Ин. 17:11-12). Имя Бога на Его народе через крещение (Мф. 28:19), и этим именем Святой Дух утешит их и услышит их молитвы (Ин. 14:26; 16:23). Именно имя Божье гарантирует вечную жизнь всем верующим (Ин. 20:31).

Жан Кальвин, таким образом, прав, когда написал в комментариях на третью заповедь, что "она дана нам для постоянного удержания наших умов и языков от мыслей и слов, которые могли бы содержать в себе неуважительное и нетрезвое отношение к Богу и Его тайнам, и дана, чтобы мы всегда оценивали Его труд с глубочайшим уважением" (Наставления 2.8.22).

Это самое чувство глубокого почтения к Божьему имени видно в людях по настоящему живущих святой жизнью и по настоящему поклоняющихся Ему. И в служении, и в поклонении мы должны иметь мысли о божественном пропитанные благоговением и восхищением, помня о том, что само откровение Богом Своего имени было уже большой милостью по отношению к нам.

В своём труде о Десяти Заповедях, знаменитый пуританин Томас Уотсон привёл 12 примеров напрасного использования Божьего имени. Среди них было: неуважительное использование Божьего имени; исповедание себя христианином, которое не было бы подтверждено соответствующей жизнью; поклонение не от всего сердца, а для вида; неправильное использование Его Слова; ложные клятвы; и, наконец, разговоры позорящие Бога.

Это отрезвляющая оценка, которая нужна не для того, чтобы скорректировать наше поведение, а для того, чтобы показать, что третья заповедь касается всей нашей жизни. Открыв Своё имя, Бог не только показал нам Себя, но и сделал это так, чтобы мы узнали Его как личность.

 Жить, исполняя третью заповедь, - это значит признавать и исповедовать, что Бог заслуживает наивысшего уважения, что Он отделил нас от остальных, дав нам Своё имя, что мы были бы навсегда потеряны, если бы не были спасены и сохранены Его именем, и что Он призывает нас жить так, как жил Иисус: прославляя Бога на земле. Мы носим Его имя; так пусть же наше поведение являет это миру.

www.ligonier.org