Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Эрик Уоткинс (Eric Watkins).
Богословие - Статьи

Некоторые аспекты наших отношений с Богом описываются официально-юридическими терминами, другие же, носят удивительно личный характер. Наше оправдание - это юридический акт, принятый и провозглашённый в зале Божьего суда. Наше усыновление - это ещё один законный акт, который заявляет о том, что мы действительно дети Божьи, и имеем, таким образом, все преимущества этого статуса. Но именно из этого проистекают те аспекты наших отношений с Богом, которые полны красоты и добра.

Первая заповедь говорит нам, что мы не должны иметь других богов перед лицом истинного Бога (Исх. 20:3). Эта заповедь твёрдо опирается на Моисеев завет: "Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исх. 20:2). Это заявление является начальной точкой завета, где Бог открывает то, кто Он есть, и что Он сделал для Своего заветного народа. Из этого пояснения проистекают повеления десяти заповедей, так Он объясняет, что для Него значит быть нашим Богом, и что для нас значит быть Его народом. Такова структура завета, и это помогает нам понять, что означает повиновение Его заповедям.

Божья благодать - это необходимое основание для нашего повиновения. Он верен заветам, которые даровал Аврааму, Исааку и Иакову, ведь заветное имя Господа - Яхве. Он один является Творцом небес и земли, иначе Его нельзя было бы назвать Богом с большой буквы. И, в частности, Он Бог исхода, Бог, Который не забыл Свои обещания и Свой народ. По истечении определённого срока, Он, как и обещал Аврааму, вернулся к Своему народу, чтобы исполнить обещанное искупление и освободить его из физического и духовного рабства. Он совершил это с помощью Своего слуги Моисея, который принёс слова живого Бога Израилю. Он передал им Слово у горы Синай, когда они ужаснулись подойти к ней, боясь святости Того, Кто так милостиво спас их.

Осознание отношений Израиля с Богом, действует отрезвляюще. С одной стороны, Бог вывел их из Египта, чтобы они могли исполнять Его заповеди, начиная с первой, чтобы у них не было других богов перед лицом Яхве. С другой стороны, Его заповеди обличили греховность их сердец. Ведь они требовали не только внешнего повиновения, но и внутреннего. Только настоящий Бог достоин любви и поклонения. Никакой бог не мог спасти их, никакой бог не мог поддержать их, и никакой бог, кроме Бога истинного, не мог проявить к ним такую привязанность и верность.

Эта первая заповедь часто повторяется в формулировках заветных отношений между Господом и Израилем. Бог часто напоминал им о том, кто Он есть, что Он для них сделал и о том, что ложные боги не должны вставать между Ним и Его народом. Как Бог описал это через пророка Осию, Он обручился Израилю и всегда был совершенно верен Своей невесте. И в ответ, Он ожидал от Израиля любви и верности от всего её сердца, души и всех её сил (Втор. 6:5). Печально, но ожидания Бога, повторенные Израилю не один раз, не пробудили в народе любви и верности к Нему. Временами, сердце Израиля, как и наши сердца, стремилось к иным богам и удалялось от заповедей завета. Бог должен был сделать что-то радикальное, что-то катастрофичное, что-то такое, чего ни они, ни мы не можем сделать сами, чтобы освободиться от неверности сердец Богу. Проще говоря, должен был свершиться ещё один исход, чтобы люди получили ещё большее спасение.

Именно поэтому Евангелие от Иоанна описывает Иисуса не только как Бога, но и как нового Моисея, который пришёл, чтобы принести народу лучшее искупление. Как Бог шёл перед Израилем [до самой земли обетованной], так весь путь до креста прошёл перед нами Иисус. Он показал нам, что значит: "не иметь других богов" перед лицом небесного Отца, ведь Иисус не только повиновался закону, но и любил Господа Бога Своего всем сердцем, всей душой и всеми силами. Его любовь и верность по отношению к небесному Отцу была также очевидна, как и Его любовь и верность к нам. Его любовь к Богу Отцу была явлена через проявление любви к тем, кого возлюбил Его Отец и в том, что Он пожертвовал собой, чтобы искупить наши грехи.

Как поётся в одном старинном гимне, что наши сердца "готовы бежать, бежать от Бога, которого любим". Так что нам надо каждый день вспоминать о неистребимой любви Бога к нам во Христе. Нам также надо повиноваться Богу из чувства любви, прочно утверждая Его на первом месте в наших сердцах. Мы церковь Христова, в Нём мы были омыты, искупление и возлюблены. Мы любим и исполняем Его заповеди, поскольку, как это написано в ещё одном гимне:

"С небес Он сошёл, взять невесту свою,
И в церкви Своей нас привёл к алтарю.
Он кровью Своей нас Себе искупил.
Он жизнь всю отдал, чтоб ты вечность вкусил".

www.ligonier.org