Почитай Отца Твоего и Мать Твою. Дуглас Бонд (Douglas Bond).
Богословие - Статьи

"Никаких больше родительских правил!", заявил Кельвин (герой комедийного мультсериала "Кельвин и Хоббис"), когда он со своим другом отправился в путешествие на север, чтобы жить так, как они сами того хотят. "Хорошо, что мы избавились от взрослых, они просто старая, злобная рухлядь. Теперь-то у нас всё будет отлично", - думал Кельвин, поскольку больше не надо было слушаться родителей.

 В культуре, которая поклоняться молодости, заповедь : почитай своих родителей (см. Исх. 20:12), не имеет смысла. Разве мы сами не стремимся к тому, чтобы нас уважали и чтили? Зачем же чтить кого-то другого?

 Культ Юности.

 Наша толерантная культура вообще не терпит старения, отсюда поклонение вечной молодости. В результате этого помешательства на молодой внешности, американцы ежегодно тратят столько денег на косметические процедуры, что их хватило бы на то, чтобы накормить и одеть всех голодающих детей мира (около 54 млн. чел.). Мы самоотверженно чтим хорошую внешность, поэтому с жадностью смотрим на юное и с отвращением на взрослое и старое. Мы отчаянно не хотим взрослеть и оставлять ребячество (1Кор. 13:11), поэтому мы не чтим престарелых людей, а презираем их

Неуважение к зрелости, это не единственная проблема нашей гоняющейся за молодостью культуры. Жан Кальвин видел [эти] тенденции в Женеве своего времени (16в.), поэтому, уже будучи при смерти, предупреждал: "Пусть молодёжь ведёт себя поскромнее и не рвётся вперёд слишком активно; поскольку молодые люди часто бывают охвачены желанием похвастаться ... и велико, при этом, их пренебрежение другими людьми".

 Но наша культура такое поведение возводит ранг добродетели, особенно по отношению к родителям. Например, профессор Джаред Даймон пропагандирует идею о том, что современные технологии и  безграничный доступ к информации сделали опыт взрослых людей необязательным источником знаний и мудрости для молодёжи.

 Уважайте Всех.

 Если хорошенько разобраться, то пятая заповедь простирается гораздо дальше, чем просто уважение к родителям. Она "требует уважения и исполнения обязанностей по отношению ко всем, не зависимо от степени их родства и положения как начальников, подчинённых или равных вам" (Краткий Вестминстеровский Катехизис).

  В эту заповедь естественным образом входит наша обязанность любить, как самих себя, всех наших ближних.

 Но уважение - это совсем не просто, оно требует от нас отказа от самопоклонения, требует отдать кому-то иному тот почёт, который мы считаем своим собственным, требует и большого самопожертвования, и такого простого действия, как вежливо встать перед пожилым человеком (Лев. 19:32). И всем этим мы чтим Бога.

 Уважайте Презираемых.

 Мы слишком любим себя, поэтому уважать других для нас - это тяжкий труд, и даже, на самом деле, почти невозможный. Поэтому мы ищем разные способы этого избежать. И многие находят для себя уважительные причины. Так, один очень расстроенный молодой человек спросил меня: "Как же мне уважать моего отца, после того, что он сделал с моей матерью?" Это был хороший вопрос. Я знал, что он сделал. Он ушёл к другой женщине от беременной жены, оставив её разбираться с той разрухой в семье, которая образовалась из-за его бесчестного поведения. Но, тем не менее, Бог говорит этому молодому человеку уважать своего отца.

 Фарисеи думали, что нашли самое лучшее решение, чтобы не заботиться о родителях. Они ввели традицию, согласно которой человек, обещавший отдать Богу то, что причитается его родителям, мог уже не исполнять пятую заповедь. Иисус же обличил их обман: "Вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15:5-8).

 Только люди, чьи сердца принадлежат Богу во Христе, могут по настоящему чтить своих родителей, даже таких, которые ведут себя бесчестно. Точно также как повеление повиноваться родителям не включает в себя исполнение их грешных желаний, так и почтение к ним, не включает в себя уважения их нечестивых поступков.

 Очевидно, что если Пётр побуждал верующих своего времени уважать всех людей, даже таких, как император Нерон (1 Петр. 2:17), то заповедь уважать своих родителей также не отменяется из-за их плохого поведения, как и заповедь любить ближнего своего не отменяется тем, что он, к примеру, будучи вашим соседом, бросает к вам во двор пустые банки из под пива. Божьи заповеди всё равно обязательны, даже не смотря на то, что этот падший мир полон не идеальных соседей и нечестных родителей; эти заповеди и были нам дарованы милостивым небесным Отцом именно для такого мира.

 Необходимо Совершенное Повиновение.

 Только пятая заповедь включает в себя указание на то, чем будут благословлены повинующиеся ей люди: "чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Исх. 20:12).

 Долгая жизнь - это вечная жизнь. Она была заработана для нас нашим старшим Братом, чьё повиновение Богу превзошло всё старания книжников и фарисеев (Мф. 5:20), только Он был также совершенен, как и Его небесный Отец (Мф. 5:48). Только Он совершит то, что ещё никому не удавалось: Иисус полностью выполнил все требования Божьего закона. Посмотрите на любого своего земного кумира; никто из них не чтит своих родителей так, как должно. Только Иисус. Он чтил волю Своего Отца и молился: "Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Даже будучи оставленным на кресте, Сын совершенно повиновался и чтил Своего Отца, хотя это стоило Ему всего.

 Почитай отца твоего и мать твою. Так поступал Иисус. Пребывая в Нём мы можем ежедневно возрастать в благодати являя своё уважение к нашим земным родителям. Так мы сможем ещё больше почтить нашего небесного Отца.  

www.ligonier.org