Наш Хлеб Насущный. Эрик Уоткинс (Eric Watkins).
Богословие - Статьи

//Преподобный Эрик Уотсон является пастором Заветной Пресвитерианской Церкви в г. Святого Августина, Флорида, он учился в Калифорнийской Вестминстеровской Семинарии и в Кемпельском Теологическом Университете в Голландии.//

Простое прошение о насущном хлебе, которое мы видим в середине молитвы "Отче наш", является, возможно, одним из самых испытанных временем и слезами прошений всей молитвы. Примерно 7 лет назад [в 2008], когда наша экономика стала обрушиваться, молитва о самом необходимом для нашей жизни стала гораздо более популярна. Как пастор, я должен признать, что не смотря на то, что церкви тоже испытали последствия экономических проблем, всё оказалось не так страшно.

Для многих людей это стало значимым моментом, когда им пришлось остановиться и осознать, что на самом деле важно в жизни. В это время мужья и жёны стали молиться вместе держась за руки, и даже произносить эту часть "Отче наш" со слезами. Дети увидели, как их родителям пришлось урезать лишние расходы и смириться с этим. Семейное поклонение снова стало важным, и, в его центре, прошение о Божьей помощи в самом необходимом снова стало на своё место.

Есть некоторая доля иронии в том, что мы снова увидели подтверждение мысли, что чем больше мы страдаем материально, тем больше виден духовных рост. Бог часто помогает нам расти больше, когда мы имеем меньше, или, по меньшей мере, когда мы меньше сосредоточены на мирском и больше на Самом Боге. Если нас это смущает, то мы можем быть спокойны, это не нововведение (1 Кор. 10:13).

Это прошение Господней молитвы во все времена вызывало у толкователей множество вопросов, по большей части вызванных тем, что слово "насущный" (англ. ежедневный) встречается только в этом стихе из всего Нового Завета. В своих комментариях на Евангелие от Матфея, Джеймс Монтгомери Бойс (James Montgomery Boice) отметил, что это слово было найдено в документе относящемся к библейскому периоду, оно было в списке покупок женщины и относилось к вещам необходимым на следующий день. Поэтому он считает, что это прошение Бога "дать необходимое для жизни на этот день (или непосредственно на следующий)".

Этот язык, как об этом говорят и другие комментаторы, указывает нам на странствия Израиля через пустыню. Где, день за днём, Бог давал им манну - насущный хлеб, который был так нужен им, чтобы не погибнуть. Доказательство того, что Бог не оставит их в будущем было в том, как Он непрестанно питал их в настоящем. Интересно, как Бог делал это накануне Субботы. Только в этот день, Израильтянам было позволено собирать манны на текущий и на Субботний дни.

Давая такое повеление, Бог позволил Израильтянам соблюдать Субботний покой (без труда по сбору хлеба). И, что ещё более важно, это показывает, что Бог уже даровал им благословение Субботы, не смотря на то, что она ещё на пришла по настоящему. Через подаяние физического хлеба в настоящем, Он показывает Своё желание даровать нам гораздо большее в будущем - нечто подобное Субботнему покою.

Реформаты, такие как Жан Кальвин, совершенно правильно отвергали аллегорическое толкование этого прошения в Господней молитве, и мы согласны с их осторожностью. И, всё же, для Иудея первого столетия было бы трудно услышать прошение о хлебе насущном и не вспомнить странствия Израиля по пустыне, включая тот факт, что в день, предшествующей Субботе, Бог даровал им хлеб не только этого дня, но и хлеб следующего дня. Это происходило год за годом, пока они были в пустыне, чтобы дать им еженедельный урок: Бог даст им необходимое, даже если они и не понимают как Он это может сделать.

Разве наш Бог, верный завету, не продолжает учить нас этому? Он учит нас доверять Ему не только в хлебе насущном, но и в вечном, принадлежащем Его небесному царству. Он верно даёт нам необходимое для наших физических жизней каждый день, и Он также даёт нам благословения небес через Иисуса Христа, который есть Хлеб жизни, дарованный для спасения наших душ. Во Христе, мы уже получаем благословения вечной Субботы.

 Бог учит нас молитвенно уповать на Него во всех наших нуждах, доверять Ему не только когда мы можем видеть как они могут быть удовлетворены, но ещё больше тогда, когда мы смотрим на небеса с верой, чтобы увидеть славу Богу, даже в таком простом прошении, как просьба о хлебе.

Когда мы просим об этом в Господней молитве, Бог учит нас вещам первостепенной важности, поскольку мы слишком часто любим Божьи благословения и доверяем им больше, чем Богу, который даёт эти благословения. Не зависимо от того, находимся ли мы по Его проведению в экономической пустыне или в изобилии благословения земли текущей молоком и мёдом, давайте ежедневно смирять себя перед Ним в молитве и славить Бога, который есть источник всех благословений.

 

www.ligonier.org