ЕСЛИ ВСЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО, ТО ЗАЧЕМ МОЛИТЬСЯ? Чарльз Хаддон Сперджен
Богословие - Статьи


 
Это возражение очень древнее и по видимости очень сильное. Оно исходит не столько от скептиков, сколько от тех, кто придерживается лишь части истины, а именно того, что молитва как таковая, безусловно, не может производить никаких результатов за рамками того, что указы Бога предусматривают все, и эти указы неизменны. Мы никак не хотим отрицать утверждение, что указы Божии производят все события. Мы полностью убеждены, что Бог предузнал и предопределили все, что ни происходит на Небе вверху и на земле внизу, и что шелест тростника у реки управляется Им не менее, чем дела царей, и движение каждой частицы семян, отбрасываемой веялкой – не меньше, чем движение звезд и планет по их путям.

Если предопределение объемлет все большое и малое и доходит до всех вещей, то встает вопрос: зачем молиться? Возможно, столь же логично будет спросить, зачем дышать, есть, двигаться и вообще что-либо делать? У нас есть только один ответ, который может удовлетворить, а именно: наши молитвы тоже предопределены, и Бог управляет ими не в меньшей мере, чем всем остальным; и когда мы молимся, мы производим звенья в цепи предустановленных фактов. Было предопределено, чтобы я молился, и я молюсь; был предопределен и ответ на молитву, и этот ответ приходит ко мне.

Кроме того, в других вещах мы никогда не действуем, исходя из неизвестных нам установлений Бога. Человек никогда не сомневается в том, будет ли он есть и пить в зависимости от того, предопределено ему есть и пить или нет. Человек никогда не спрашивает, будет он работать или нет, на том основании, что Бог постановил ему делать и как. Так же как руководствоваться тайными установлениями Божьими в повседневных делах будет противно здравому смыслу, то же самое имеет отношение и к молитве и к тому, почему мы молимся. Но у нас есть еще лучший ответ. Господь Иисус Христос говорит нам сегодня утром: «Мои дорогие дети, тайные установления Божии не должны беспокоить вас, в них нет ничего такого, из-за чего ваши молитвы не были бы услышаны. Я сказал: просите, и дано будет вам». Кто Он, сказавший это? Это говорит Он, Кто пребывал с Отцом от начала, ибо Слово было вначале у Бога, Тот, Кто знает цели Отца и сердце Бога, ибо Он сказал нам в другом месте, что Сам Отец любит нас.

Так как Он знает указы и сердце Отца, Он может сказать нам с абсолютной уверенностью очевидца, что в вечной цели Божией нет ничего, что было бы в конфликте с той истиной, что просящий получает, а ищущий находит. Он знает указы Божьи от начала до конца; Кто, кроме Него, может взять небесную книгу, снять с нее семь печатей и возвестить установления Неба? Он говорит вам, что в них нет ничего несовместимого с вашими молитвами и слезами, и Отец открывает окна небесные, чтобы излить на ваши души благословения, которых вы ищете. И кроме того, Он есть Сам Бог: цели Небес есть Его цели, и Тот, Кто знает эти цели, может дать гарантию, что в них нет ничего, что предотвратило бы действенность молитвы. «Я говорю вам». О, вы, кто верит Ему: да рассеются по ветру ваши сомнения, ибо вы можете знать, что Он слышит ваши молитвы.