Новости
ЗАВЕТ Джон Хэйзелтон |
Богословие - Статьи |
Он помнит завет Свой, слово, которое Он заповедал в тысячу родов Это был псалом, воспетый по вполне конкретному поводу, и он от начала и до конца говорит о завете, с которым должна была сообразоваться вся жизнь народа Господнего, который получил этот завет из Его рук. Очевидно, что завет, о котором идет речь, прежде всего имел в виду Давида, ибо с ним был ковчег завета, в то время удаленный из места, благословленного Богом по Его домостроительству, то есть из Его обиталища на горе Сион. Поэтому этот псалом возвещает суверенную благодать Бога, правящего всеми делами сынов Израиля начиная с его избрания в лице праотца Авраама и вступления народа в землю, где течет молоко и мед. Давид говорит здесь в силе, что несмотря на все взлеты и падения сынов Израиля, несмотря на все их недостатки, и несмотря на всех их врагов Бог помнит во веки веков завет Свой, слово, которое Он заповедал тысячам поколений. «Слово» здесь в оригинале буквально значит «обетование», и его можно перевести и как «обетование, которое Он дал тысячам поколений». Другими словами, ни завет, ни обетование, которое является результатом завета, не устаревают с течением времени. Ни завет, ни обетование не будут отвергнуты или забыты. Завет, который Он дал, Он дал по Своему слову, как и Его собственное обетование, которое Он дал тысячам родов; следовательно, и завет и обетование наделены Божественной властью. Память является одним из ключевых слов этого псалма. В пятом стихе Давид Духом Святым призывает нас помнить чудеса, которые сотворил Бог, а затем мы читаем, что Сам Бог помнит Свой завет. Народ Божий призван помнить, ибо помнит Сам Бог, и нет лучшего использования памяти, чем когда она становится источником хвалы. Что мы склонны больше всего ценить в нашей памяти? Наши обиды, наши травмы, нашу уязвленную гордость. Есть тысячи вещей, которыми мы дорожим в нашей памяти; мы берем их с полки и думаем, что они и есть то, что есть мы сами, и мы забываем нашего Бога. Но Господь дает нам, по благодати Его, направить наши воспоминания к лучшей цели, чем эта. Сэмюэл Роджерс говорит: «Закрытые в бесчисленных камерах мозга, наши мысли связаны многими скрытыми цепями». Что-то касается этих «скрытых цепей» и приводит мысли в движение, и наша память начинает свое дело. Но вот Давид говорит, что освященная память полна хвалы: «призывайте Его имя», «пойте Ему», «возвещайте чудеса Его», «славьте Его святое имя», «ищите Господа». Кто-то может сказать: я не чувствую Его присутствия сегодня утром. Но – «поминайте чудеса, которые Он сотворил». Что сделал Он для нас? Он призвал нас, и Он одаряет нас тем, что имеет Сам. Наш характер запятнан и полон язв, но вот – Бог позволил нам в течение истекшего года сохранить доброе имя: разве память об этом не должна вызвать в нас хвалу? Как быстро клевета может зависнуть как облако вокруг человека? Мы знаем, что наш ум может быть расстроен и издерган. Почему это происходит? Потому что наши умственные способности находятся в самом хрупком равновесии, и в любой момент могут сломаться. Но вернемся мыслью назад и возвестим в нашей памяти хвалу Богу, что Он не только хранит нас, но и делает это со властью. Кто из нас хотя бы стремится заметить это и восхвалить Его за то, что Он ежедневно благоволит к нам, и все же мы постоянно об этом забываем! Обратимся теперь к памяти нашего Бога. «Он помнит завет Свой навеки». Бог помнит завет Свой, и Он помнит Свой народ. Он «помнит, что мы прах». Бог помнит Свое слово, являющее Его завет. «Я бодрствую над словом Моим, чтобы исполнить его» (Иер.1.12), или, в другом переводе: «Я буду наблюдать над словом Моим, чтобы исполнять его». Ни одна черта никогда не изгладится в Его завете, устрояющем все, в чем мы можем быть уверены; все в этом завете осуществляется абсолютным образом, в самом совершенном порядке по Божественному распоряжению. Совет и цель Бога нашего никогда не отклоняются ни на волос от линии, которую Он выдерживает в Своей вечной любви и бесконечной мудрости. Здесь, возлюбленные, твердое основание, на котором мы можем обрести покой. Оно не состоит в условиях и случайностях. Это провозглашение нашего милостивого Бога, Который никогда не ошибался, никогда не начинал так, чтобы не мог закончить дела рук Своих, ибо Он Тот, Чья совершенная мысль и Его дело – нераздельны. Что было залогом завета Моисею и сынам Израиля? Ковчег, который Давид перенес здесь в шатер, что он приготовил для него. Что было полнотой завета? Невыразимый дар Бога в лице Своего возлюбленного Сына. Но теперь наш благословенный Господь, Который был дан по завету для Своего народа, восшел на высоты. Что является залогом завета для вас и для меня в наши дни? Это книга, которая содержит Священное Писание двух заветов, ибо один и тот же завет благодати изложен в ее двух частях в старом, а затем в новом устроении. И каждое обетование, что Бог дает нам, каждое сладкое заверение того, что Он говорит вашим душам, каждое явление драгоценного Христа перед очами нашей веры через это Слово и через благословенное служение Святого Духа есть такой же реальный знак Божия расположения к нам, как радуга, на которую смотрел Ной, когда она покоилась на лоне облака, с которого сошли первые капли дождя после потопа. Так что же завет означает здесь? Завет спасения служил в своей прежней форме древним израильтянам, но он явлен в своей полноте лишь в благовествовании о славе благословенного Бога. Он назван в Слове Божьем заветом спасения, заветом мира, заветом, устрояющим все. Вы не найдете в Слове ни одной части, где не был бы явлен завет как образ благословенного дела Божия, и Святой Дух говорит здесь: Господь помнит завет Свой. Кто есть Бог наш? Каков Он? Как Он существует? Я, бедное, конечное, ошибающееся существо, бесконечно далек от того, чтобы даже пытаться нырнуть глубоко в бесконечные тайны самосущего Бога! Но Слово Божье весьма ясно показывает – хотя это и принимается верой, а не выводится разумом – что Единый Бог существует вечно в Троице Лиц, и что Господь, о Котором мы говорим здесь, раскрывается нам как существующий от вечности в Трех Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Из этого следует, что завет спасения, который от века и до века, должен быть заключен между Отцом, Сыном и Святым Духом. Поэтому наше спасение есть спасение от Триединого Бога, и одна из причин того, что Церковь так слаба в наши дни, в том, что эта благословенная истина в значительной мере потеряна из виду. Отец, Сын и Святой Дух равны в великом и славном деле спасения, хотя именно Бог Сын, воплотившись, стал Спасителем грешников в завете, и Он притягивает желания и чувства бедных нуждающихся грешников к Себе. Бог Отец помнит завет Свой. Как это может поощрить бедных грешников, воодушевить трепещущих верующих, дать тем самым направление ищущим? Это завет, в котором Бог Отец радуется и благоволит сообщить нам Самого Себя. Избирающая любовь Отца до основания мира пребывала на множестве, которого ни один человек не может счесть, и Его Божественной целью было даровать небеса этому бесчисленному множеству людей, во славу Отца, Сына и Святого Духа, чтобы они могли быть рядом с Ним, эти люди, которые должны служить и поклоняться Ему на небесах, люди, которые должны быть ближе к Его трону, чем сами ангелы, людям, которым дано приблизиться к ослепительной славе нашего Триединого Бога. Бог Отец сделал все для этого; Он устроил к тому все условия; Он назначил все инструменты и использовал слово Своей истины; Он предопределил этот народ, чтобы Его люди были подобны образу Сына Его (Рим.8.29); Он предопределил их к усыновлению как Своих детей (Еф.1.5); Он благословляет их всяким духовным благословением во Христе Иисусе Господе (Еф.1.3); при этом совет Господень состоится, и все, что Он замышлял, Он сделает по Своему благоволению (Ис.46.10), ибо Он помнит завет Свой навеки. Но ведь есть еще и потрясающая катастрофа грехопадения, и появление греха. Как вы объясните это? Это не моя область – пытаться это объяснить, ибо это не меньше, чем объяснить внутренние тайны существования Бога в Троице лиц. Я падший грешник. Я, как и все, кто может расслышать отзвук моих слов, заслуживаю лишь вечного изгнания от Бога. Но почему святой Бог позволил войти злу в святую вселенную, которую Он создал? Я не знаю этого, но я знаю, что в целях Бога Отца было допустить грех и падение, чтобы предоставить средства от них. Как однажды сказал Джон Кент: «Цель благодати не меняется, ибо все произошло, чтобы Иисус взошел на высоту». Иногда я с трепетом испытываю предчувствие того, что мы узнаем, когда покинем этот мир теней и войдем в город, где узнаем все так же, как мы сами познаны. Мы увидим тогда, что грех и падение были допущены для проявления славы Божией, которая есть самая великая и прекрасная цель Его спасения. Так Отец дает нам вспомнить Свой завет и Свое участие в нем, которое мы попытались описать. Теперь мы подошли к Богу Сыну, Который есть Господь наш Иисус Христос, Друг грешников. Он также помнит завет Свой. Он вступил в завет с Отцом Своим, чтобы прославить Его, чтобы умилостивить Его за грех Своей искупительной смертью, и в назначенное время, вспоминая завет Свой, Он сказал: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже, ибо в книге написано о Мне» (Пс.40.7). Для чего Он пришел? Чтобы соединиться с бедными, потерянными и разрушенными грешниками, стать плотью от плоти и костью от кости их! Почему Он пришел? Ради завета, ради любви Отца и Своей собственной любви, потому что волей Господа Иисуса Христа всегда было исполнить волю Отца Своего Небесного. Вот наш Спаситель в завете! О, какова действенность искупительного дела Господа нашего Иисуса Христа! Я говорю сейчас об искуплении, имея в виду все Его дело в отношении грешников. Может ли не быть действенным дело Сына Божия? Какова полнота Его? Может ли Его Кровь быть подобна воде, вылитой на землю, которую нельзя собрать (2 Цар.14.14)? Как драгоценно искупление, дающее вечную безопасность всей семье искупленных Кровью Его, и уверенность Самому Иисусу Христу, Который «на подвиг души Своей воззрит с довольством» (Ис.53.11). Посмотрите на Моисея и две скрижали закона в его руках. Посмотрите на Божий народ и его жертвы. Послушайте Божью заповедь «опустить червленую шерсть и иссоп в кровь и окропить книгу закона и весь народ» (Евр.9.19). О благословенный прообраз Христа, Который исполнил обе скрижали закона словом и делом, и Его искупительной работы! Весь народ был окроплен этой драгоценной Кровью, освящен и очищен, и эта Кровь «никогда не потеряет свою силу для всех избавленных в Церкви Божией, да постараются не грешить больше». Тот, Кто помнил завет Свой на небе, пребывает теперь одесную престола величия на высоте, и Он может сказать: Отец, вот Мое совершенное дело, Моя Кровь, Мое завершенное искупление, и все те, кого Ты дал Мне, да пребудут там, где Я, и да видят славу Мою». Хотите ли вы пребывать в этом завете? Хотите ли знать, что ваше имя есть в Книге жизни Агнца? «Можем ли мы яснее узреть Его превосходство, и больше ценить Его благодать?». Вот Личность Господа Иисуса Христа. Отец смотрит на Его драгоценную Кровь, которая есть знак и печать завета. О бедный грешник, посмотри на этот открытый источник Голгофы, посмотри на драгоценную Кровь, доверься единственно законченному дело Иисуса Христа, Господа своего, Которого ты ищешь, и пусть на Нем встретятся взор твой и взор Пресвятого Бога, Который примет тебя, прижмет к Своей груди на основании совершенного дела и действенности Крови Господа Иисуса Христа! Он помнит завет Свой навеки. Завет есть также правило работы Святого Духа, как и правило Отца и правило Сына. Не будем забывать здесь Господа Святого Духа. Где наши имена? В Книге Жизни Агнца. Святой Дух состоит в завете и с Ним; здесь правило Его работы, ибо каждый, кому Отец определил войти в Царство Небесное, каждый, за кого умер Христос, должен стать причастником духовной жизни, причастником даров и милостей Божиих Духом Святым. Жизнь, покаяние, вера, надежда, любовь – все это благословения завета. «Я дам им новое сердце и дух правый, чтобы они не отступали от Меня, отниму у них сердце каменное и дам им сердце плотяное» (Иер.32.40, Иез.36.26). Если у вас есть это сердце плотяное, сердце,которое жаждет спасения, которое не стремится ни к чему, кроме Бога во Христе – значит, Святой Дух работает в вашем сердце. Он помнит завет Свой навеки. Разве не об этом дивно говорит Павел в Послании к Титу: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно» (Тит 3.4-5). Что это за излияние? О, как нежно оно приходит! Посмотрите на солнце, когда оно поднимается, и как великолепно алеет восток с раннего рассвета! Без единого звука рассвет приходит на землю, и свет падает тихо, мягко, проникновенно. Вы не можете описать внутреннюю работу Святого Духа, но сердцем знаете и чувствуете, что вы «перешли из смерти в жизнь» (1 Иоан.3.14, Иоан.5.24). О бедный грешник, дорогое дитя Божие, почувствуй, как ты влеком узами любви (Ос.11.4), и ты придешь к цели Отца, ибо Отец, Сын и Святой Дух помнят завет. Осмелюсь напомнить, хотя я цитировал их и прежде, слова покойного д-ра Дункана – прекрасного человека, друга Кершоу: «Некоторые мои друзья прекрасно описывают дом души, дом завета и Божьего замысла, но это дом без дверей. А есть другие, которые ударяются в другую крайность и говорят постоянно о дверях, но забывают о том, что находится внутри». Миссис Хейзелтон рассказывала мне, как она вызвала архитектора строить дом для своего отца, г-на Абрамса; он работал неплохо, но однажды он просто забыл поставить дверь, и большая часть работы пошла насмарку: кто же строит дом без дверей! Бог поставил перед нами Свой славный дом завета и спасения, и дал самую благословенную, сладкую и привлекательную из всех дверей – Того, Кого распяли, и Кто сейчас живет и царствует как Спаситель. Беньян описывает Его именно так, там, где у него Евангелист сказал Христианину: «Ты видишь калитку?» - «Нет», - ответил Христианин. – «Ты видишь сияющий свет?» - «Да, вижу». – «Следуй за светом, и ты придешь к калитке». Нет двери, столь подходящей для потерянных и разрушенных, как Иисус, Друг грешников, Который открывается нам в Своей вечной любви, предоставляя все Божьи дары бедным и нуждающимся, что приходят к Нему. О, какова эта дверь! Нет грешника, что пришел бы к ногам Иисуса и ушел без помилования. «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8.1). Обвинители согрешившей женщины привели ее в присутствие Бога Воплощенного. Они стояли со свирепыми взглядами, и от них не приходилось ждать милости. И женщина бросилась к ногам воплощенной Любви и милосердия. «Пусть тот, кто сам без греха, первый бросит в нее камень» (Иоан.8.7). И когда толпа разошлась, Господь обратился к женщине и сказал ей: «Ступай и больше не греши». Она ушла, спасенная, прощенная и благословленная Тем, Кто есть эта чудесная Дверь. Слава Богу за полноту завета! Через Него мы можем быть уверены во всем (2 Цар.23.5). Все наши беззакония прощены и сокрыты, грехи прошлого, настоящего и будущего. Но не сделает ли это грешников небрежными? Никогда. Если мы воспринимаем это просто головой, мы чужды всему Божьему, но прощение Бога во Христе является укрепляющей и очищающей благодатью, как и все, что исходит от Бога. Будем же искать возможность принимать все больше и больше от Божественной полноты искупительной работы нашего Господа. Подумаем, что произойдет, если мы будем оставлены хотя бы с одним непрощенным грехом. Представим, что, будучи уже на небесах, мы слышим нетерпеливый стук в дверь, и приходит весть: «Брат, обвинитель будет говорить с тобою. Он нашел в твоей прошедшей жизни один забытый и непрощенный грех». Это потрясло бы все сердца искупленных на небесах! Но но мы благословляем имя Бога нашего, что Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Иоан.1.7), и что обвинитель наших братьев (Откр.12.10) не сможет найти ничего, что можно противопоставить полному и совершенному делу Господа Иисуса Христа. Я мог бы рассказать немного и о завете как правиле Божия провидения. Сирийский воин натянул свой лук, но Бог указал стрелку его судьбу. «Мир, перестань волновать мой ум, ибо Бог исполняет волю Свою. Хотя тучи и тьма облекают Его ноги, Его жилище есть ковчег безопасный». О, какое это утешение для души! Как это разрешает все ее недоумения! В Боге никогда нет никакого изменения, ни тени перемены. "Я Господь, Я не изменяюсь, посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал.3.6). Христос Своей смертью еще не примирил нас с Богом, но Божья любовь была все та же, в ней нет перемен. Но где же тогда изменения в провидении? Господь рад изменить нас. Он благоволит иногда изменить наши обстоятельства или положение. Он никогда не меняется Сам, но в Своем суверенитете Он может изменить нас и наше отношение к нашим обстоятельствам и положению, и все, что Он делает, Он делает в завете. Послушайте вопль скорби: "Меня вы лишили моих детей; Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамин взят прочь; все против меня» (Быт.42.36). Но Иаков не мог предвидеть тот счастливый вечер, когда караван привезет назад Симеона и Вениамина, и они вернутся с известием о его давно пропавшем сыне Иосифе. Все определено в этом завете, и поэтому «все содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его изволению» (Рим.8.28). Он помнит Свое слово, Свое обетование, которое Он дал для тысяч родов. Что это значит – Он помнит Свое обетование? Это значит, что Он утверждает со властью слово, которое Он изрек. «Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой» (Пс.110.9). И далее: «Там (на Сионе) Господь заповедал Свое благословение и жизнь навеки» (Пс.133.3). Каждое обетование, что утешает, поддерживает и укрепляет нас, послано особо. Бог посылает Свое слово, заставляя его совершить то, для чего Он его послал. Обратите внимание, что это слово названо святым. Почему? Потому что Он никогда не нарушал его, и никогда не отойдет от него. Здесь все величие дела Божия. Его Слово отображает Его завет. Во всей Церкви и в дни Ветхого Завета, и в дни Нового – оно то же самое из поколения в поколение. Все, о чем я говорил сегодня утром – это не богословское хранилище. Это любовь завета, это Кровь Христова, благодать, безопасность, уверенность и мир. Пусть Господь благословит Его Слово ради имени Своего. Аминь.
|