1 Сессия Национальной конференции 2012, "Вы что, с ума сошли?" Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи

 

Краткая транскрипция составлена Г.Барлеем.

Профессор Р.Ч. Спрол открыл Национальную Конференцию Лигоньер с обращения к теме Христианского Мировоззрения. В своей лекции, которая носила провокационное название - "Вы что, с ума сошли?", он заявил, что мы живем в самом анти-интеллектуальном климате за всю историю Церкви. Он сказал: "Происходит массовое отрицание значения разума в жизни людей, особенно в жизни Христиан".

Затем профессор продолжил исследование связей между разумом и телом, волей и сердцем.

Сначала он обратился к вопросу отношений между разумом и телом.

Профессор Спрол попросил зрителей в зале поднять правую руку. После этого он объяснил, что эта просьба сформировалась в его разуме, вместе с предположением, что его слушатели поймут его. И когда они услышали, и поняли - то ответили физическим действием. И затем он спросил: "Как же не физическая, не материальная идея, породила физическое, материальное действие? Так как же связаны разум и материя?"

Далее он сказал, что мозг - материален, но разум - нет. Мы должны видеть различие между органом нашего тела и нашими мыслями. Это крайне важное различие является причиной того, что хотя тело и умирает, сознание продолжает жить вечно.

После этого профессор Спрол суммировал долгую историю философской мысли о том, как относятся друг к другу мысли и действия. И хотя их отношения не совсем понятны с библейской перспективы, он действительно связаны. Библия говорит "Каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит. 23:7). Жизнь человека показывает, как он мыслит.

Спрол сказал: "Чтобы понять, во что человек верит, я должен посмотреть на то, как он живет".

Далее профессор Спрол исследовал отношения между разумом и волей.

Мы привыкли думать, что способность выбирать принадлежит нашей воле, сказал Спрол. Но где находится воля? Или, если спросить по другому, что такое воля? Как она действует?

Самым авторитетным трудом по этому вопросу является "Свобода Воли" Джонатана Эдвардса. Он определяет волю, как "разум, который выбирает". И хотя мы различаем волю и разум, Эдвардс сказал, что выбор - это способность ума. В конечном счете, чтобы что-то выбрать, у нас должен быть добровольный, осознанный выбор. Мы рассматриваем варианты, склонности и желания и выбираем то, что наш разум считает лучшим для нас на данный момент. Это значит, что мы никогда ничего не выбираем против нашей воли. Все что мы делаем, мы делаем добровольно.

Можно сказать, что выбирать в соответствии с нашими самыми сильными желаниями, значит иметь ограниченную свободу. То есть это своего рода детермининзм. Но это ведь само-детерминизм, который и является сутью свободы.

В нашем естественном состоянии мы не имеем никакой склонности избирать то, что угодно Богу. Мы хотим убежать от Него. Мы не можем принять решение выбрать Его сторону. Чтобы изменились решения, должны измениться склонности. И только Бог может изменить наши естественные склонности.

В след за этим профессор Спрол разобрал то, как разум взаимодействует с сердцем.

В своей книге "Классическая Апологетика", профессор Спрол говорит, что в Христианской жизни мы признаем как верховенство ума, так и верховенство сердца. Это звучит противоречиво, но он подразумевает, что они главенствуют не вообще, а в определенном смысле.

Когда мы предстоим перед Богом, Он смотрит на сердце. И это значит, что сердце более важно, чем разум. Тем не менее, в сердце не может быть ничего, что сначала не прошло через разум. Если мы хотим, чтобы изменились наши сердца, нам нужно изменить разум. Вот что такое Христианское освящение - это обновление ума (Рим. 12:2).

www.ligonier.org