МЕРТВЫ ДЛЯ ЗАКОНА, ЧТОБЫ ЖИТЬ ДЛЯ БОГА Уильям Краузе
Богословие - Статьи

Посредством закона я умер для закона, чтобы жить для Бога
Гал.2.19 KJV

Это дивное место Слова Божьего, и хотя в нем всего лишь несколько слов, в нем содержится полный корпус богословия. Я не сомневаюсь, что если прочесть эти слова с ходу тем, кто никогда не изучал Библию в целом,  они готовы сразу сказать, что это один из самых трудных текстов в Писании, и я не сомневаюсь, что многие среди нас , в праздности нашего естественного расположения, будут готовы бежать от рассмотрения его, как того, что называется темными текстами Писания.

Братья, у нас есть ответ тем, кто говорит, что эти тексты очень трудны, и, что было бы гораздо лучше, если бы служители Евангелия брали простые тексты и проповедовали по ним.  Мы отвечаем, в первую очередь, что тексты, как правило, очень трудны, когда люди не утруждают себя их изучением, и кроме того, напомним, что они, написанные в апостольские времена - были адресованы простым, бесхитростным людям. Конечно, братья, вы не думаете, что когда апостол Павел писал свои письма к Римлянам, или Ефесянам, или к Галатам, что он обращался к докторам богословия! И что это были единственные люди, которые, по его мнению, были достаточно мудры, чтобы понять эти вещи. Теперь, если апостол писал эти письма для простодушных, бедных и необразованных людей, которые не были наставлены в истинах Евангелия, но слышали их впервые, никогда не позволяйте в наше время тем, кто принадлежит к нашей христианской общине, говорить, что это сложные вещи. Все вы учитесь в школе Христовой, по крайней мере, внешне, и если галаты (несмысленные) понимали то, что Павел говорил Церкви, то это не должно быть слишком трудным и для вас. Никогда не отказывайтесь послушать сложные тексты снова!

Я сказал, что в этом коротком стихе содержится сама суть богословия, и я постараюсь, с Божьей помощью, силою Святого Духа довести до ваших умов смысл этих слов, которые я считаю столь замечательными, хотя и необычными. Две истины этого стиха лежат на поверхности, и мы должны попытаться исследовать их, и они таковы. Во-первых, это утверждаемый факт, и  мы должны попытаться выяснить его смысл: "Через закон, я умер для закона". Во-вторых, существует результат этого факта: я умер, чтобы жить для Бога. Первая часть нашего предмета - это великое заявление христианского учения, которое я хотел бы открыть вам; вторая - это принцип, характер и цель жизни христианина. 

И ныне, братья, позвольте мне, в первую очередь, напомнить вам о вине, которую обнаружил апостол в этой галатийской церкви и противодействию которой он отвел целое послание. Галаты были бедные языческие идолопоклонники, которые ничего не знали об истинном Боге, в отличие от вас, с детства знающих истины христианства. Они потонули в идолопоклонстве, когда Бог послал им Свое Евангелие и люди этой местности смогли, по милости Божией, получить его, и они сочли важнейшие его истины глубокими и заслуживающими доверия, тем более что они сопровождались такими свидетельствами Святого Духа, что было ясно, что Бог был с проповедниками Слова. Но после того как эти люди получили Евангелие, по крайней мере в определенной степени, среди них закралось лжеучение. Всякий раз, когда Бог совершает работу, ее совершает и дьявол; всякий раз, когда Бог сеет доброе семя Его истины, приходит враг и сеет плевелы, и так было и среди этих галатов. Следствием этого стало, что правда оказалась если и не совсем забыта, как это было в случае многих, кто никогда не принимал ее добросовестно, то так завалена ошибками и лжеучениями, даже в сердцах тех, кто действительно получил ее, что апостол счел необходимым написать письмо этим людям, которые запутались в сетях врага, с тем чтобы вернуть их к началам евангельской истины и показать им, какой ущерб может быть нанесен душе человека, если он будет довольствоваться такой ложью, как эта.

Я надеюсь, братья, что вы поймете смысл этого простого заявления галатам. Если вы прочтете послание целиком, вы увидите, что это именно их состояние. Евангельская труба зазвучала в их ушах, она возвестила им прощение и мир через Господа Иисуса Христа. Но пришел враг и начал прививать в их умы плевелы лжи, и эти бедные люди на самом деле испугались простоте истины, они стали опасаться доверять только законченному делу Господа Иисуса Христа, и, следовательно, захотели поддержать его некими опорами своих дел или церемониальными установлениями еврейской Церкви.

И, братья, мы не можем бросить камень в этих людей, ибо вина, в которую они были вовлечены лжеучителями, является вполне естественной для нашей растленной природы. Вы можете не сомневаться, что это не естественно для падшего человека - покой в слове, которое Бог свидетельствовал о Сыне Своем.  Бог свидетельствует ему; Иисус Христос умер в доказательство этого; Бог послал Своих Апостолов творить чудеса, как доказательства истинности того, что они провозгласили, и все же весь поток человеческих чувств, настроений и взглядов - против истины Божией. Бог в Своем Слове стоит отдельно, и мир сей противится Ему.

Это чувство, которое находится в душе человека, и проявляется в нежелании верить во Христа и отвести взгляд от себя, может явить себя в различных формах. Я считаю, что фарисей, чья история рассказана нам в притче в Лк.18, был прообразом этого. Этот человек идет в храм помолиться: он стоит, и он говорит: "Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди». Он прямо говорит Господу, что он надеется на свою собственную праведность. «Я пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю"; по сути я полагаюсь на это. И более того, он мог смотреть на бедного мытаря, который стоял вдали, и он мог сказать: «Боже, благодарю Тебя, что я не как этот мытарь". Я ему верю. Возможно, мытарь был действительно очень нечестным.

Я говорю о том, что этот сорт людей - тип многих моралистов в наше время. Почему, когда люди начинают перечислять все добрые дела, которые они сделали, я им верю вполне? Если человек говорит мне, что он никогда не сунул руку в карман своего соседа, или не зашел в магазин, чтобы ограбить его, я ему верю. Если человек говорит мне, что он никогда не поднял руку, чтобы ударить или убить своего брата, я ему верю. Если у меня нет хороших доказательств обратного, то почему бы мне ему не поверить?

Поэтому я верю, что надежда большого количества людей - не лучше, чем надежда фарисея. Однажды было очень хорошо и красиво сказано: "Сама суть самоправедности - собирать лучшие цветы нашей жизни, не обращая внимания на ядовитые травы и мусор".

И есть еще одна интересная особенность самоправедности: она пытается обнаружить в других дурные качества, считая, что мы сами от них свободны. Я убежден, что надежда многих людей всего лишь в том, что они не сделали то, что кто-то другой сделал. Это очень плохая надежда!

Если бы у нас было время, мы могли бы показать вам, что фарисей - это тип, который пышно цветет в наши дни и даже в нашей Церкви. Если человек говорит мне, что надежда на спасение заключена в его крещении, или в его постах, или в чем угодно еще, но не во Христе, я говорю, что это фикция его ума, это Дагон, которому он поклоняется, и это должно пасть во имя правды Христовой. Но этот принцип, который находится в сердце человека, идет под одним именем в Священном Писании, и именно он здесь назван законом. Каждый человек руководствуется законом, как принципом дел, с тем чтобы обрести мир в своей груди. Это было предметом рассуждений апостола на протяжении всего этого письма - снести этот дух высокомерия в галатах, и научить их, что никакая система закона и дел не может достичь цели, ради которой люди прибегают к ней. Она не может ни спасти, ни оправдать. Все, что может сделать закон по отношению к тому, что отклоняется от него - это осудить, обличить, убить. Но он никогда не может спасти.

Давайте теперь убедимся в той великой истине, что факт нашей полной неспособности исполнять дела закона так, чтобы оправдать грешника или хотя бы дать ему чувство удовлетворения, раскрыт нам через сам смысл прихода  Господа Иисуса Христа в этот мир. Позвольте мне привести вам один или два отрывка из этого письма к Церкви на эту тему. Чтобы противодействовать человеческому ощущению, что мы можем сделать что-то, чтобы оправдать себя перед Богом, апостол говорит: "Если законом оправдание, то Христос напрасно умер". Что толку от пришествия Господа Иисуса Христа, если бы вы могли спасти себя своими собственными поступками? Это явное отрицание Евангелия, как Благой вести о милости через Господа Иисуса Христа, когда человек говорит, что я могу спасти себя в целом, или я могу спасти себя частично. Опять же, чуть далее апостол говорит: "Если бы дан был закон, который мог бы дать жизнь, то подлинно праведность была бы от закона". Это то же самое, что сказать: какое наше преимущество в приходе Господа нашего Иисуса Христа, если бы мы могли делать добрые дела без Него?  Есть лишь один вариант для человека, который полагается на такие вещи в качестве основания своего спасения. Я скажу вам, что это такое. В Гал.3.10 апостол говорит: "Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою". Что бы вы ни делали, закон будет держать вас в своих клыках. "Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона". Если вы обратитесь к Иак.2.10, вы увидите, что для апостола это великая истина. Он говорит, что Господь, Который дал закон, требует исполнять его целиком, и тот, кто нарушает закон в чем-то одном, становится виновным во всем!

Позвольте мне привести вам пример этой истины; вы наверняка найдете его полезным. Вы можете представить себе человека, которого судят за убийство и который просит оправдать его за то, что хотя он убил, он никогда не грабил? Конечно, такая просьба будет считаться абсурдом,  но все же это именно то, что апостол Иаков считает необходимым сказать нам, ибо в духовных вещах такая позиция не менее абсурдна, чем во временных. Нет никакого смысла отпираться от того, что Бог объявил как истину в Своем Слове: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего!

Именно для того, чтобы освободить человека от этого жалкого состояния, в котором он находится, как преступник, ничем не способный помочь себе - Евангелие, достигая его, говорит бедному, виновному, осужденному грешнику, подлежащему каре закона, что Господь Иисус Христос заплатил долг, так что человек, который знает Евангелие, не будет бояться, услышав о проклятии закона Божия против греха. Он говорит: я знаю это, но за меня заплачено! И это то, к чему мы идем. Апостол говорит, что закон давит, закон осуждает, закон убивает. Но почему? В Воплощении грех был возложен на Господа Иисуса Христа. Не поймите неправильно, братья: не было никакого греха во Христе, Он не сделал никакого греха, но Господь Иисус Христос стоял со всей тяжестью проклятия и вины на Нем, как если бы Он попрал все законы Бога и возмутил самое небо, ибо в Своем благословенном и святом человечестве Он стал Представителем самых нечестивых и злых людей.

Теперь подчеркнем, что  это та точка, к которой все Писание направляет наше внимание. Позвольте мне привести два отрывка на эту тему: В 2 Кор.5.21 , апостол говорит: "Он сделал Его грехом за нас" (чей грех вменен Ему), чтобы мы могли сделаться праведными пред Богом". Опять же, в Гал.3.13 мы читаем: «Христос искупил нас от клятвы закона, став за нас клятвою». Я думаю, братья, что так никогда не рассуждали многие из нас! Если бы такого отрывка не было в Библии, мы, стоя на кафедре, могли бы сказать, что это ужасное выражение. Но как прекрасна эта истина! Вот славное   избавление всех людей Бога! Каждый из верующей Божьей семьи может сказать: я умер для закона; закон был моим палачом, но он наказал смертью моего Поручителя Иисуса!

В Рим.6.10-11   апостол говорит: «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха" (Он умер, потому что Он был послан, чтобы умереть), "а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем". Если взять эти два отрывка и внимательно рассмотреть их, вы поймете, какое лжеучение имеет в виду Павел. Объяснение, которое часто дают Рим.6.11 в отрыве от предыдущего стиха, заключается в следующем: люди духовно возрожденные могут считать, что грех в них резко ослаблен и, таким образом, они живы для Бога. Но если это так, что значит то,  что Господь Иисус Христос умер однажды для греха? Значит ли это, что Он Сам умертвил Свои греховные склонности? Неужели хотя бы частица зла могла запятнать праведный дух благословенного Господа? Тогда все остальное значит, что Христос умер как виновный! Однако Ему надлежало пострадать, но теперь Он жив для Бога,  Он не может умереть больше, потому что грех был убран, и поэтому, говорит апостол, вы должны считать себя мертвыми для греха; все заплачено, требования закона вполне удовлетворены, и сам закон возвеличен и прославлен (Ис.42.21). Это аргумент апостола: если Христос умер под сокрушительным весом закона, и если Он воскрес, то вы можете, отождествляя себя с Ним, быть избавленными от кары закона.

Это просто та же самая идея, которая представлена нам в Кол.3, где апостол говорит: «Вы мертвы". Это не значит, что вы избавились от чувства или движений греха. Самый сильный христианин, который уже дышит небесами,  скажет вам, что он чувствует побуждения плоти так сильно, как он чувствовал их, когда Господь впервые пролил Свой свет в его разум! Таким образом, дело обстоит не так, что человек Божий, умер; но это правда, что " жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге", или, как говорит апостол чуть далее: "Я распят со Христом". Когда Господь Иисус Христос умер на кресте, Его Церковь умерла вместе с ним, поэтому - мы подошли к драгоценной истине, которая и объявлена в нашем тексте - посредством закона я умер для закона; я умер со Христом, ибо Он сделал все, что от меня требовалось, и я больше не под страхом закона; я избавлен от его ужаса и проклятия. Братья, эта истина является единственной твердой почвой для утешения бедного грешника, она забирает весь страх, всю неопределенность и все самодовольство.

Теперь, что является результатом всего этого? Апостол говорит нам: я могу жить для Бога. Как и в Рим.6, Господь Иисус Христос представлен здесь как освободивший нас от власти закона. Закон полностью удовлетворен Им, Он же жив и свободен. Это может быть для вас объяснением этого отрывка, о котором вы, возможно, и не мечтали. В Евр.9.28 апостол говорит: "Так и Христос, однажды будучи предложен за грехи многих...  во второй раз явится не для очищения греха, но ожидающим Его ко спасению". Грех не имеет ничего общего с Ним. Когда Он пришел на землю как Представитель Своего народа, Он взял на Себя  проклятие этого мира, в котором Он был, и когда Он, как говорил Лютер, окутал Себя проклятием, Он умер под ним, и был освобожден, и Он жив. Это аргумент апостола: вы умерли для закона, посредством закона. Вы на свободе, и теперь вы должны жить для Бога. Вот источник всей жизненной энергии христианина!

Когда мы излагаем эту славную доктрину Евангелия, мы часто слышим, что это антиномизм. Бог говорит нам, что этот высокий принцип и состояние христианина становится наиболее интенсивным мотивом в его сердце, который должен свидетельствовать перед миром, что он есть человек Божий. Я укажу вам одно из многих мест Писания об этом. В Кол.3 апостол говорит: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге". Ни одна привилегия не может быть изложена в более сильных выражениях, и следствием этого является, "Когда Христос, жизнь ваша, явится, то и вы явитесь с Ним во славе". Но как необычен вывод, который апостол делает отсюда? "Умертвите земные члены ваши"! Поскольку вы спасены и для вас сделано все, и вы можете быть уверены, что будете со Христом во славе - умертвите! Из евангельской логики есть апостольский вывод. Держите этот аргумент в виду, ибо это такая драгоценная истина против распущенности, что ее можно повторять по многу раз в день!

Эта жизнь в Боге полностью отличается от всей морали мира. Я был бы последним человеком, если бы стал отрицать, что строгая мораль бывает и у людей, которые не обладают и крупицей христианства. Если я вижу человека с хорошей репутацией, если я вижу, что он великодушен и добр  своих делах, я первым признаю, что он достойный человек. Я не буду клеветать на него, но я говорю, что его мораль очень далека от христианской.


1 Кор.13 - это глава, очень любимая мирскими людьми. Она много говорит о любви. Если человек сберегает много денег и раздает царские дары, но особенно если он проявляет самоотречение - и я желаю, чтобы мы были таковыми ради Христа в большей мере, чем другие люди! - то о нем могут сказать, что он несомненно спасется, как великий благотворитель. Но апостол говорит: "Хотя бы я раздал все добро нищим и отдал тело свое на сожжение" - а где более высокое самоотречение? - но если любви не имею, нет мне в том пользы". Любовь вытекает  из общения с Богом, из  общения с Господом Иисусом Христом, из постоянного действия Духа в душе, и только это та любовь, которую признает Бог.

Таким образом, человек может быть доброжелательным, полезным и самоотверженным во многих отношениях, но он может быть лишен принципа, который делает все это приемлемым для Бога. Но что это за принцип, который Бог привносит в человека?  Всякий раз, когда вы хотите знать, является ли человек хорошим человеком, просто выясните, что он знает об этом компоненте благочестия; если этого нет, вы видите лишь внешность, то, что не более чем кимвал бряцающий. И этот принцип исходит от живого Бога. Это, в первую очередь, избавление от гнева Божия. Прежде чем человек сможет служить Богу, он должен иметь этот дух свободы.

Прекрасную иллюстрацию этой истины мы имеем в постановлении об очищении прокаженного. Проказа - это отвратительная болезнь; человек, страдавший ею, отлучался от общества Израиля. Если же он очищался, священник должен был взять двух птиц, одна из этих птиц убивалась, ее кровью кропили другую птицу и отпускали ее на волю. Это представляло дело Христа в двойном аспекте Его смерти и Его воскресения, как избавление от греха, и так Он избавил и бедного прокаженного. Это прекрасная иллюстрация того, что мы сейчас рассматриваем - что человек, который по закону умер для закона, жив для Бога, в его уме нет страха, и от Господа он получил Духа свободы.

Братья, вы не можете служить Богу без этого духа; вы не можете вознести молитву к Нему, если вы не верите, что у вас есть право обратиться к Нему как к Отцу. Святой Дух берет от того, что Христово, и являет это сердцу, и создает духовный принцип, характер и вкус человека. Это Божий принцип, внедренный в сердце, и мы должны просто принять его. Это Божий, небесный принцип. Это связь жизни души со Христом, это сокровенная манна, невидимо питающая душу на земле.  Бог никогда не дает Своему народу запас благодати; ничего подобного. Наша жизнь во Христе. Верующий живет в Нем и постоянно приводится в общение с Богом через Его принцип. Все остальное в нём мертво. В машине могут хорошо работать все детали, но она лишена жизни.

Братья, подумайте об этих вещах, и помните, что пульс духовной жизни - это вера в Евангелие, живая вера в силе Святого Духа, и чем более она основывается на праведности и самодостаточности Господа Иисуса Христа, - тем более ясно и отчетливо будет работа благодати проявляться во внешнем хождении и поведении верующего человека.