Аллен Бейли.ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Богословие - Статьи


Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа
2 Фес.2.13-14
 
И еще большее число людей уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по речам твоим веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос
Иоан.4.41-42
 
".. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется .." (Рим.10.13). Арминиане, как правило, считают, что согласно этому стиху каждый человек может быть спасен и избавлен от духовной смерти, добровольно призвав имя Господа, когда он сможет услышать проповедуемое Слово или получить его письменными либо иными средствами. Некоторые люди, не являющиеся арминианами, проводят то же самое учение о возрождении через Евангелие и считают, что нужно действительно услышать проповедь или прочесть ее, чтобы получить духовное возрождение. В то же время многие из них думают даже, что чтение письменного Слова Божия не может считаться реальным слышанием Евангелия,  - как будто в проповеди есть что-то волшебное за счет того, что она совершается через уста служителей!

Я не хочу унизить этими словами евангельское служение, ибо есть все свидетельства того, что Христос использует его для наставления детей Божьих. Но я хочу сказать, что существует библейский запрет служителям думать о себе больше, чем они есть на самом деле, ибо они должны смиренно признать, что только Бог одаривает через них других людей. Ни один служитель или проповедь не могут ни сообщить духовную жизнь, ни принести то настоящее бессмертие, которое уже присутствует в каждом возрожденном человеке. Они лишь служат возрожденным людям на основании вечного Евангелия Христа, Который служит Своим духом через них и творит то, что угодно Ему, для явления славы Своей.

Содержит ли учение о возрождении через слышание Евангелия истину, о которой говорит апостол? Я понимаю 10 главу Римлянам так, что Павел показывает в ней неизмеримо большую, по сравнению с Законом, духовную действенность славного Евангелия, проповедуемого через Святого Духа в Новом Завете. Павла заботит нужда явить и возвеличить ту истину, которая очень мало благовествовалась детям Божьим до Христа. Иисус, Сын Божий, пришел в мир и совершил дело искупления Своего народа. И это Евангелие или Благую весть Павел сравнивает с «евангелием» природным, обращенным к естественному человеку, лишенному Духа – каковым было состояние большинства евреев к эпохе апостолов.

Почему некоторым людям уделяется Дух и вера в евангельскую истину и в Иисуса Христа, тогда как другие не обращают на это внимания и равнодушны к духовному смыслу спасения, к свободной и суверенной благодати Божией во Христе, третьи серьезно извращают благодать, добавляя к ней многие условия и требования, или открыто отвергают ее, некоторые же заходят так далеко, что ненавидят апостольское учение, считая его несовместимым с праведным и святым Богом? Казалось бы, евреи, которым было столь многое дано от Бога, должны бы первыми принять Благую весть о пришествии Христа, но они оказались среди тех, кто отверг Евангелие, проповедуемое Павлом и другими апостолами. Разве для этого нет ясных причин, которые Писание открывает духовно просвещенному уму?
Очевидно по самой сути вещей, и об этом говорит Писание, что Бог обращается к Своему творению, включая человека, по-разному. Об этом четко говорят первая же глава Послания к Римлянам, Псалом 19, а также Евр.1 и Ис.53.1. 

Рим.10.17 имеет в виду тех, кто считает, что есть условия, предъявляемые ко грешнику,  в том числе – и что возрождение зависит от слышания проповеди Евангелия. Они ссылаются на этот стих: «вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Мы, придерживаясь доктрины безусловного избрания и действенного призвания, считаем, что процесс возрождения действием Духа предшествует спасительной вере, и что мертвый, отчужденный грешник полностью пассивен в этом деле. Сторонники противоположного взгляда на этот стих считают, что нужно слышать Слово (естественному человеку!), чтобы получить спасающую веру. Многие непоследовательно утверждают, что все люди обладают «искрой» веры от Адама, что является достаточным для слышания Слова, а слышание (проповедь) совершает возрождение или представляет возможность для этого. Влияние этого «слышания Евангелия» может - или не может, в зависимости от реакции слушающего, - произвести в человеке спасительную веру.

Другие считают, что истинное Евангелие раскрывается в творении, в природе, и что можно знать Бога и иметь духовное общение с Ним только за счет этого знания. Но разве эту идею поддерживает Павел, приводя ряд соответствующих отрывков из Писания? Я думаю, скорее наоборот.
Я полагаю, что ключ ко всему этому – не возможность услышать Евангелие для слушающего, а духовное состояние человека. Есть разница между людьми в их отношении к вечной жизни и к духовной жизни. Вечная жизнь – это жизнь во Христе святых, которые избраны в Нем прежде создания мира, и эта жизнь дается им после того, как дается жизнь физическая. Хотя я воздержусь от того, чтобы вдаваться в метафизику, и буду основываться только на Писании, я могу показать, что это может произойти в любой момент времени после естественного зачатия, как это случилось с Елизаветой при зачатии Иоанна Крестителя, который радовался в утробе матери, услышавшей приветствие Марии.

Младенцы и умственно отсталые люди, мы полагаем, не могут слышать проповедь Евангелия и воспринять ее интеллектуально, но мы можем со всем основанием предположить, что они могут слышать  ее духовно. Сердце может поверить, когда ум не может.

Духовные вещи постижимы только Духом; природный глаз не видел, и ухо не слышало, и не придет на сердце естественному человеку то, что Бог приготовил для тех, кто любит и ждет Его, но Бог явил им это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии, и познание Евангелия является одной из самых глубоких тайн Божьих.   Апостолы, хотя давно знали Бога во плоти, должны были еще пережить многое, чтобы действительно понять Его, и не иначе как Духом, через откровение Духа: не плоть и кровь открыли им это, но Отец Небесный.

Слово, сказанное им, было Духом и жизнью. И на сем камне, то есть на принципе духовного откровения Его народу, Христос построил Свое духовное Царство, общину святых, не на папе как преемнике Петра и скале Церкви, как учат и практикуют еретики. Потому что Сам Христос является единственной Скалой и основанием Своего Тела, и члены Его созидаются на основании Его жизни и дела, которым Он производит работу через служителей и свидетельство о котором предано апостолам как основание всей веры и практики, всей жизни согласно Евангелию.