Джон Раск. ИСТИННАЯ ВЕРА (1820)
Богословие - Статьи

  Дорогой друг,  я получил твое письмо, и теперь сел писать тебе, хотя и понимая свою крайнюю слабость, глупость и никчемность. Я знаю, что некоторые люди готовы смиренно признаться в этом, но я говорю правду от своего сердца, потому что я действительно это чувствую. Я предоставляю это письмо Господу, и прошу Его Самого ответить тебе, ибо Он знает, что сам я ничего не смогу сделать. "Кто изысканием может найти Бога? Кто может постигнуть Вседержителя совершенного? Его путь лежит в море, Его стезя в великих водах, и Его шаги не известны нам". Я не хотел бы, чтобы ты обращал слишком много внимания на мои чувства в том, что касается веры, ибо не должно думать так, что вера есть основание предопределения или благодати, или же иных духовных благословений. Христос является основой для веры, и только на Нем строится все спасение души, и как Он является Наследником всего, мы имеем в Нем все, что необходимо для нашего блага и славы Его; и время от времени я могу сказать от всего сердца: аминь, но не всегда. Ты, видимо, скажешь, что Бог отвечает нам по вере нашей; на это я скажу, что вера не есть основа суда, ибо если это пробный камень, то, как ты сможешь уяснить разницу между природной верой и духовной?

Внимательно прочти о стенаниях сынов Израилевых. Совершенно очевидно, что, когда Бог сказал Моисею, что слышал их стенания, и пришел избавить их, Моисей верил и ожидал, что Он явится непосредственно, но Он не явился согласно его ожиданиям, и пророк сказал Господу, что Он, видимо, не собирается избавлять Свой народ вообще. Богу было угодно возложить более тяжелые бремена на Израиль, и фараон угнетал его очень жестоко, но чтобы его хозяева созрели для проклятья, и чтобы смирить Израиль значительно; чтобы Господь мог прославиться и как Бог суда, и как Бог спасения. Ты можешь посмотреть также на Авраама, отца верующих, и на то, как долго его вера ждала сына,  и когда он молился следующим образом : «О, хотя бы Измаил был жив пред тобою", он имел некоторую надежду и уверенность, что Бог услышит его.

 Если в этом можно усомниться, то я спрашиваю, как это возможно для человека, без малейшей веры или надежды, вознести такое ходатайство к Богу? Но Бог говорит, нет, я не отвечу ему в соответствии с его желанием. Я считаю, что дети Божьи не без естественной веры , хотя они могут иметь также духовную веру ; но духовная вера, несомненно, будет преобладать в них. Естественная вера сопутствует общему ходу вещей, и если они идут благоприятно, то и эта вера содействует ко благу,  но духовная вера работает лучше без этого, и подает благодать сверх всякой надежды. Что свалилось на бедного Авраама! Нет никаких сомнений , что когда Господь обещал ему всю землю Ханаан , и о нем сказано,  что "он поверил Богу", его вера означала нечто большее, чем просто владение им, жизнь и погребение в этой земле, но он должен был отойти от надежды на плоть. Если ты будешь отрицать это, то как может быть истиной то, что он был человеком, ничем не отличавшимся от нас, как утверждает Писание? Ибо если бы Бог сделал такое обетование кому-либо из нас, то должны ли мы твердо верить, что Он имел в виду только духовное благо, и никогда не сомневаться в Нем? И разве естественная вера не будет пытаться войти сюда и плотской разум не будет говорить: неужели Бог не намерен в буквальном смысле исполнить Свои обещания? Я говорю, что это весьма вероятно, так как мы все подвержены страстям, и если нам в чем-то отказывается, в нас поднимается то, что противоречит святому Слову.  И после того как Авраам получил обещанное семя , то разве это было не великое испытание - предложить его в жертву ?

Теперь я хотел бы обратить внимание на то,  что бывает задержка обетования, которая есть повод для суда над верой, и все же это не отказ в нем. Рассмотрим Давида,  как долго он был судим прежде чем он получил царство, начиная с того, как он был оценен по достоинству, когда смог убить Голиафа Гефского; конечно, он втайне сделал вывод, что он должен будет стать царем и принести избавление Израилю. Но, увы, он должен был быть снова и снова унижен, и перенес много страхов, и когда он сделал вывод, что в один прекрасный день он окажется в руках Саула, он бежал от него. Вы видите, как Бог поступил с его делами, и так бывает и в наши дни. Я уже писал тебе, что меня немало озадачило то, как он поднимался снова и снова.

Когда я был без работы, я время от времени благодарил Господа за Его присутствие настолько, что я хотел от всего сердца полностью посвятить себя Его делу.  У меня была большая семья, и у нас не было ничего и никаких средств к существованию, и проведя многие несчастные дни, я перестал писать и неохотно пошел искать работу, оставляя то, что я был уверен, имело благословение Божие, и когда я вышел на работу, я потерял Его присутствие и все больше погрязал в рабстве. И когда я был освобожден и снова получил возможность писать,  я почувствовал снова, что все в порядке; и  это выглядело, как будто бы Бог был зол на меня за то, что я поступил так и не мог иначе, ибо "тот, кто о домашних не печется, отрекся от веры и хуже неверного". Есть немало людей, которых плотская мудрость увещает, что Бог не желает им добра, и многие из Божьей семьи считают то же самое. В последнее время я вновь начал искать работу для меня удобную, и, по моим ощущениям и результатам молитве в Духе, подходящую для моих реальных нужд, но с каждым новым днем я видел, что ничто не приносит мне пользы, и я ходил многие мили напрасно.

Такие вещи происходят в нас из-за того, что мы полагаемся на плоть; мы ищем Бога, чтобы Он действовал в нас, таким образом, и полагаемся на то, что Он действовал так раньше, но Он не делает этого, чтобы удержать нас от излишнего доверия к Его инструментам, делающего из них идолов, и при этом мы еще удивляемся, почему это так.

Я жил с хорошими людьми, которые понимали толк в делах и знали, что значит, когда у тебя семья, и как нелегко обеспечивать ее изо дня в день, и могли бы обеспечить меня несколькими фунтами в кармане, но хотя они знали мои обстоятельства , они не пытались мне помочь, когда они могли бы, не давая ни гроша, и в этом было их преимущество, как и у нечестивых. И чем  все это кончилось? Я убедился, что Бог суверенен и что другого пути для меня нет, и это заставило меня узнать по опыту то, чему   в свое время я не мог поверить, а именно истине: "Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть "? Так я пришел к выводу, что ни один человек, хороший или плохой, не значит для меня больше, чем то было угодно Богу на Его суверенном пути. Но, как я уже говорил, ты не должен опираться слишком сильно на свою веру, но помнить, что  насколько небеса выше земли, так пути Божьи пути выше наших, и мысли Его также.

Подлинная вера духовной природы характеризуется следующими вещами.

 Во-первых, будь это рано или поздно, внезапно или более сознательно, но Богу угодно убедить всех Своих людей, что они грешники, не в своих суждениях только, но в их сердцах ; и они имеют возможность убедиться, что Бог верен в Своем свидетельстве, которое Он дал сердцу человеческому в святом слове, так что мы можем прийти в свое время втайне к Господу, и Он даст нам силу почувствовать всю мерзость нашего нечистого сердца, и мы сможем тогда сказать поистине и из опыта,   что от « подошвы ноги до темени, мы полны ран и ушибов, и гноящихся язв, и что "всякое помышление нашего сердца зло во всякое время". Вот настоящая вера, и у таких людей есть честное и доброе сердце, потому что они говорят правду, они те, которые не лгут,  как это делают некоторые, когда они говорят, что они никогда не преступали заповеди Божии, и это доброе сердце, потому что оно причастно Духа Божия. Это Дух благой, о котором говорит Давид, и Слово Божье, которое Павел называет добрым, вошли в такое сердце. Святой Дух работает совместно со словом , и убеждает нас, что мы такие грешники, о которых говорит Слово, и позволяет нам признать это от всего сердца, и это открытие будет продолжаться до смерти, ибо чем дольше мы живем, тем хуже мы будем видеть и чувствовать себя , и чем хуже мы видим и чувствуем себя , тем ближе мы к Богу. "Но теперь мои глаза видят Тебя , поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42.5-6). "Горе мне, погиб я, потому что я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис.6.5). И когда Даниил видел Его, вся его миловидность была превращена в тление.

Но, во-вторых, мы извлекаем еще один урок, который доказывает, что у нас есть настоящая вера: это то, что мы вообще без малейших сил, чтобы помочь себе. Легко сказать, что у меня нет никаких сил, но не так легко вывести это из опыта чувств ; и, следовательно, Бог позволяет нам попытаться преодолеть наши тайные похоти, преследующие нас грехи, и мы молимся, чтобы Он помог нам, и падаем снова и снова, просим прощения и вновь замечаем, как глупо мы падаем в следующий раз, хотя мы действительно ожидаем, что больше так не будет. Но, увы, сатана и грех работают через наши растленные привязанности,  и с открытыми глазами, мы идем снова и снова в грех, и несем тяжелое бремя вины на нашей совести.

Павел говорит, что в его членах есть не что иное, как любовь ко греху. Это слишком тяжело для тебя и меня,  и мы стараемся быть более внимательными в чтении, слушании, молиться, каяться, верить, и мы думаем, что в наших силах то или другое, и следуем этому, пока не убеждаемся, что все, чего мы должны были добиться, оказалось потеряно.                                         

Мы читаем, пока не обнаружим перед собой ничего, кроме путаницы, чтобы, наконец, почувствовать неприязнь к Библии и хорошим книгам. Мы слушаем слово, но, похоже, оно не имеет для нас смысла, потому что мы чувствуем, что Евангелие ожесточает нас и что от некоторых мест нас просто трясет. " Я повелел облакам не проливать на него", и мы готовы сорвать дверь с петель. Мы молимся, но кажется, все напрасно, ибо чем больше мы молимся против греха, тем сильнее он работает, и мы теряем всякое желание с ним бороться.

 А что касается покаяния, то наши сердца как камни, и мы приходим к выводу, что Бог ожесточил нас, как фараона, и что мы больше не можем верить в то, что мы дети Божьи, и как бы мы ни были научены и исполнены мира, мы чувствуем силу неверия. " Я знаю, что Ты не будешь удерживать меня невинным", сказал Иов, и "если бы я призвал и Он  ответил, и тогда я не поверил бы, что Он услышал мой голос"(9.28). Все это и многое другое, о чем я не могу распространяться, может лишь  научить тебя и меня, что мы все вообще без сил.

Поэтому Бог говорит: "как эфиоп может изменить свою кожу и леопард пятна свои, так мы можем, привыкнув делать зло, научиться делать добро"; и мы вполне постигаем это на своем опыте. И как могли бы мы постичь это иначе, чем видя бессилие нашей руки и нашего сердца, и чувствуя слабость там, где мы предполагали найти силу? Теперь у нас есть еще чему поучиться, чтобы доказать реальность нашей веры.

В-третьих, то, что мы должны узнать - это что нет спасения в другом имени под небом, но во Христе Иисусе. Некоторые могут подумать, что очень легко ; но не так легко доверить спасение нашей собственной души Ему целиком во время шторма, когда наши души погружаются в отчаяние, и  мы заключаем, что наша надежда исчезла. Если у нас нет твердой веры, и мы не можем потерять все и прийти нагими к Богу для свободного спасения, возникает дух законничества и дел; но мы должны прийти к тому, чтобы отдать все, и сказать вместе с Есфирью: даже если я умру! Так каждая мысль приводится в плен в послушание Христу, и хотя  я испытал эти вещи, все же и по сей день, я чувствую в бурю дух закона и дел, пытаясь молиться, читать и слушать, и идти этим путем, пока буря не утихнет. Это очень трудно в глубинах бедствий души -  доверять полностью Христу, считая, что все спасение только в Нем. И наконец, венцом труда души является полная уверенность веры; и это значит верить, что Он наш Спаситель, и иметь возможность сказать: " Мой возлюбленный принадлежит мне, а я Ему".

Теперь ты уже можешь сказать, есть ли в тебе некая мера веры, которую я описал, или нет; но, возможно, ты скажешь: нет, я не могу сказать , что я нахожу что-то ясно. Но я могу сделать еще один шаг дальше, а пока спроси себя: есть ли в твоем сердце эта любовь Сиона? Я не говорю, что это должно быть всегда, но хотя бы иногда, ибо это дается всем людям Господа ради истины, как Руфи, как ученикам Павла,   когда он проповедовал на холме Марса; и хотя бы тебе казалось, что в тебе нет никакой любви, и ты чувствуешь в себе дела вражды, то разве эта любовь не может прийти снова? Если это происходит, благодать царствует, и растление уходит. Опять же, когда свет озаряет некий стих в чтении Библии или прекрасных книг, и ты видишь в них красоту, разве ты не чувствуешь любовь к ней? Если ты чувствуешь, что это не просто созерцание, но любовь к истине, то это то, чем ты можешь быть спасен.

Опять же, чувствуешь ли ты хотя бы время от времени искреннее желание идти к свету? Полагаю по твоему письму, что да, и это доказывает честность твоего сердца.  Ожидай же Господа, ибо Он говорит: "не постыдятся ожидающие Меня", и " Блажен человек , который слушает Меня". Обрезанное ухо отличает Его голос от всех остальных, и это уже есть благословение вечной жизни. Не войдя еще в оправдание, во врата праведности, мы не можем славить Господа и входить во врата Его с хвалою, но мы можем стоять и ждать как нищие, не в зале, но у дверей. Бездетной была Анна,    но Бог поднял ее из праха и из навозной кучи, и поставил среди князей народа Его.

Опять же, чувствуешь ли ты вкус и жажду к Иисусу Христу? Я считаю, что да, и что в тебе есть жажда и голод по слышанию истины, и если да, то блажен ты, ибо насытишься. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ; " следовательно, Павел говорит: « Господь да исполнит вас всякой радости и мира в вере ".  Но даже если ты и я не почувствуем таких изменений, будучи в этом мире, то присмотримся к опыту исполнения Богом обетований нуждающимся, который будет нужен нам постоянно до самой смерти.

Мы еще увидим  много врагов внутри и вне себя, и узнаем болезненный и скорбный путь, ежедневное несение креста и самоотречение до ненависти к своей жизни. Наша вера будет испытуема огнем, многие воды будут пытаться потушить любовь, но мы и многие другие знаем, что она не помнит зла, милосердствует, все терпит, все переносит и потому не может угаснуть. Всякая благодать претерпевает суд, ибо ей противостоит растление,  и это является частью борьбы веры. Но благословенна та вещь, о которой я часто думаю, а именно, что безусловные обетования даны слабым, нищим, нуждающимся, обездоленным, невежественным, сиротам, вдовам, голодным, жаждущим, потерянным, истерзанным, боящимся, беспомощным, и я пережил что-то из этого.

Ты знаешь, что те, которые были с Давидом , которые были настолько слабы, что они не могли перейти ручей, чтобы идти на войну, хотели  остаться при  обозе, и Давид знал, что это не должно быть так, но все должны были принять участие в бою. Если я понимаю что-то духовное, то я твердо знаю, что Христос является Вождем нашего спасения, прообразом Которого был Давид.  Есть некоторые храбрые солдаты, которые участвуют в этой войне, но есть и другие, как это было в дни Давида, негодные, те, кто никогда не познал своей слабости, хотели бы иметь некую благодать. Но нет, все мы избраны в одном Главе, все мы возлюблены одной любовью, все куплены одной ценой, все получили один Дух  и все будем прославлены так.
Если что-то из моей писанины помогло тебе, воздай Богу всю славу и не забывай молиться за раба Его во Христе,
Джона Раска.