Новости
Правда ли это, что человек по своей природе не может сделать ничего доброго? Дерек Томас (Derek Thomas) |
Богословие - Статьи |
Правда ли это, что обычный человек не может совершить ничего хорошего? Или это как-то преувеличено? Вестминстерское Исповедание Веры, например, выражает то же самое мнение в следующем заявлении: "Все совершаемые людьми прегрешения происходят от этой врождённой порочности, из-за которой мы совершенно не расположены к добру, противимся ему, не способны ни на что доброе и в высшей степени склонны ко всякому злу." [ВИВ 6.4] Разве не бывает так, чтобы неверующие проявляли добро или даже самопожертвование? Вообразите на мгновение, что вы напишете письмо в одну из национальных газет, где заявите, что нехристиане никогда не делали ничего хорошего. Нетрудно представить себе, каким позором будет заклеймён подобный поступок. Что же тогда подразумевают апостол Павел и Вестминстерское Исповедание Веры, когда принимают подобную позицию? Чтобы ответить на это вопрос надо проявить некоторую деликатность. Кальвин, например, учил, что падшие люди все ещё обладают способностью совершать то, что он называл "светской добродетелью" - соблюдение законов и правил в общества и общение с другими людьми без зла и ненависти. В этом смысле, люди способны действовать с хорошими намерениями, состраданием, достойно похвалы и добродетельно. На самом деле, не христиане часто бывают добрее христиан в делах милосердия и сострадания. Как же это признание, что люди могут делать нечто "благое", совместимо с заявлением апостола Павла: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3:10-12, см. Пс. 13:1-3). Р. Ч. Спрол пишет об этом так: "Ответ на это заключается в том, что то, что падший человек может делать на горизонтальном уровне - по отношению к другим людям, он не может делать в вертикальной плоскости - по отношению к Богу. Когда Писание говорит, что нет никого, кто бы делал благое, то слово "благое" [хорошее, праведное] - используется в более узком смысле, чем обычно. Благость, которая имеется в виду в Рим. 3:12 (цитата из Пс. 13:3) - это благость, как её понимает Бог. Библия говорит, что даже действия "светской добродетели", совершённые неверующими людьми, не достигают до уровня Божьих стандартов - все наши действия должны быть направлены на прославление Бога. В этом смысле, даже добрые дела неверующих - зло. Эти дела на могут быть угодными Богу (Рим. 8:8). Выражаясь языком "Книги Молитв" (1662) - нет ничего здорового в нас." Неспособность неверующих совершать добро - добро, которое может быть учтено им, как праведное дело - означает, что есть только одна возможность для спасения: она должна прийти извне. Только Бог может дать новую жизнь беспомощному и слепому человеку. Нам нужно духовное перерождение, и его нам может дать только Бог.
www.ligonier.org
|