4 Проблемы Теологии Свободного Духа. Кевин Де-Янг (Kevin DeYoung)
Богословие - Статьи

Маргарита Порет (Marguerite Porete) - была французским мистиком 13 века. Она принадлежала к движению Бэгинз (Beguines) - добровольному, неформальному, полу-монашескому сообществу, которое очень отличалось от нового монастицизма возникшего в некоторых урбанизированных центрах. Маргарита, хотя и не известна большинству современных христиан, была влиятельна и скандальна в своё время. Она была сожжена в Париже в 1310 году, а её взгляды были объявлены еретическими на Соборе в Виенне в 1312 году.

Беду на неё навлекла книга "Зеркало Простых Душ", в которой она рассуждала о том, что она называла "семь уровней благодати". На пятом и шестом уровне (седьмой, может быть, достигнут только после смерти) человеческая душа настолько соединялась с Богом, что полностью исчезала. И наша воля полностью заменялась божественной волей, так что была больше не способна на грех. Все наши мысли, ощущения и желания растворялись в божественном. Нам даже не нужно больше утешение и помощь Бога, потому что мы уже едины с Ним.

Освобождённая душа, согласно учению Маргариты, может спокойно подчиняться природе, поскольку природа человека становится уже настолько хорошо организованной, что не пожелает ничего, что противоречило бы Божьей воле. Она считала, что её собственное сердце было так объединено с Божьим, что ей уже ничего не надо было делать, кроме как следовать своим желаниям.

С такими мистическими взглядами на христианскую жизнь, не удивительно, что она не очень-то жаловала институт церкви. Она учила бескомпромиссному двухуровнему устройству церкви. С одной стороны (как она это называла) была Малая Святая Церковь - увядающая организация для неосвобожденных душ, управляемых разумом, полагающихся на проповеди и таинства. С другой стороны была Великая Святая Церковь - сообщество свободных душ избавленных от организационных оков, управляемых любовью и полагающихся на созерцание. Её книга была написана для посвящённых, которые уже освободились из Малой Святой Церкви и перешли в Великую Святую Церковь.

Зачем вспоминать об этом давно забытом и так мало известном мистике? Потому что те же самые идеи, которые заклеймили её как еретика, до сих пор живы и здоровы в церкви 21 века. Позвольте мне описать 4 проблемы её теологии свободного духа, которые особенно касаются нынешней ситуации.

Первое, проблема, которая является корнем всех остальных, заключается в том, что она понимала единение человека и Бога практически как небесное, а не как земное. Маргарита считала, что мы можем подобно ангелам всегда выполнять Божью волю, живя в полной безмятежности. Подобное мышление делает нас пассивными и закрывает нам глаза на духовную битву, в которую мы вовлечены. Это самая радикальная вариация теологии вида - "успокойся и Бог все сделает Сам".

Второе, Маргарита, подобно некоторым ревностным молодым христианам, руководствовалась нереалистичным идеализмом. Таким, что даже Иисус, похоже, не удовлетворял его требованиям. Ведь наш Господь был, искушаем, и подвергался испытаниям, скорбел и боролся. Он избрал подчинить Свою волю Отцу, хотя Они и едины и цель у Них одна. Если Христова душа не была "освобождена", то, что говорить о наших?

Третье, Маргарита переоценивала доверие, которое мы можем иметь к самим себе. Иногда я слышу, как доброжелательные христиане говорят: "Послушай, ты же новое творение во Христе. Все старое прошло; пришло новое. Ты больше не грешен. Твоё сердце принадлежит Богу. Так что, слушайся своего сердца." В этом есть зерно истины, но подобные советы показывают большую недооценку присутствия и обитания в нас греха, а также нашей нужды в законе, направляющего нас по пути. Мы не обладаем освобождёнными душами, которые не знают "ни стыда, ни почета, ни бедности, ни богатства, ни радости, ни горя, ни любви, ни ненависти, ни ада, ни небес," как этому учила Маргарита. Эта отрешённость от желаний скорее буддийская, чем христианская. Нет, мы творения, у которых есть желания, и наши желания, даже после обращения, не всегда направляют нас в правильную сторону.

Четвёртое, теология Маргариты обличает фундаментальный порок мистического подхода к знаниям: здесь нет места средствам [достижения знаний]. Она заявляла, что её мысли "могут понять только те, кому Бог дал понимание; их нельзя прочитать в Писании и вывести логическим путём... Это дар, принятый от Всевышнего". Это похоже на тех христиан, которые думают, что они могут выйти за пределы традиционных практик и рутины организованной церкви. Но ни один здравый христианин никогда не сможет быть без проповедей, Писания, молитвы, таинств и организованной церкви. Когда мы отвергаем эти обычные средства благодати, показанные нам в Слове, мы не только движемся к некоему духовному элитизму, который происходит от двухуровневого устройства церкви согласно учению Маргариты, но и пытаемся показать себя более "духовными", чем Сам Святой Дух.

www.ligonier.org